Тем не менее, есть педотряды, которые понимают коммунарскую методику близко к теме, они вносят и продолжают вносить в нее все новые и новые разработки дел, интересные находки и «изюминки». Например, мне очень понравился, казалось бы, обычный лагерь в Каре
Тем не менее, есть педотряды, которые понимают коммунарскую методику близко к теме, они вносят и продолжают вносить в нее все новые и новые разработки дел, интересные находки и «изюминки». Например, мне очень понравился, казалось бы, обычный лагерь в Карелии. В нем азартно и творчески работает небольшой, но очень результативный коллектив во главе с энергичной, целеустремленной, полной идей Старшей вожатой – Ириной Рынкевич. Ни один поток там не похож на другой, фонтан идей, атмосфера очень дружеская, теплая, дети ни минуты не сидят без интересного дела. Вожатые – психически нормальные, симпатичные молодые люди, которые по ночам пьют только чай и говорят только о детях. Все остальные вопросы в летний период их просто не волнуют. Хотя многие участники подобных педотрядов уже не знают имени Иванова. Не знают, что именно он придумал Огонек, «День отшумел…», Вечернее дело и многое, многое другое. Книги самого И. П. Иванова, также его единомышленников и последователей (С. Соловейчика, Е. Лутошкина и многих других) ранее издавались большими тиражами и наверняка еще не все исчезли из библиотек. Сознаюсь в непонятливости. Когда-то давно, перечитав кучу книжек и статей по коммунарской методике, я так и не понял, что такое коммунарская методика. Сначала тщательно проштудировал макаренковские «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях». В них много описаний хозяйственной деятельности; в начале повествования дети – бандиты и воры, а в конце – прекрасные, светлые личности. Но непонятно, какими конкретными способами это достигнуто. Прочел «Воспитание творчеством» Соловейчика. Понял, что взрослый там называется «старший друг», а дети за три дня превращаются из обыкновенных в ангелоподобных. Но как? Из какой пробирки в какую колбу лить? Прочел внимательно еще раз все это, кучу другого, и выудил две вещи: гениальное изобретение Макаренко – сводные отряды, главная находка Иванова – множество КТД в день. И это все?.. Представьте – да! Метода именно в этом. Все остальное – чистая педагогика.
Итак, нужно не давать детям бездельничать, а проводить с ними неустанно КТД за КТД. Закончив одно, без паузы начинать следующее, а вечером все проделанное анализировать на огоньке. Это-то и дает тот самый потрясающий педагогический результат, не перестающий удивлять. Но какие именно мероприятия, КТД проводить неустанно и без передышки? Да любые. Решительно все равно, что устраивать – «День Греции», «Суд над песней» или «Конкурс врунов». Дети кушают все, лишь бы сделано коллективно, с душой и в надлежащей атмосфере… И вот с этим-то я лично никак согласиться не могу. Я есть большой эгоист и думаю только о себе: чтобы мне лично, душечке-красавчику, в лагере было хорошо, комфортно, интересно, все остальное вторично. И если мне от «Праздника Нептуна» делается в желудке нехорошо, то я это Дело ни за какую зарплату готовить и проводить не буду. Поэтому книга Иванова «Энциклопедия КТД» мне решительно не понравилась: скучно, детский сад. Не нашел я ничего ни в Интернете, ни в библиотеках – все как-то не так и не то. Душа жаждала более острых ощущений… И пришлось мне придумывать свои КТД… В этой книжечке вы их и найдете, уважаемый читатель. Тут будут взгляды и подходы, разработки творческих дел, репертуар для самодеятельности. Причем взгляды и подходы вы можете с легкостью игнорировать, а вот все остальное очень даже может пригодиться. Педагогика у каждого может быть своя, а вот вещи творческие все друг у друга тырят за милую душу. Например, если вы увидите, как вожатый поставил со своим отрядом смешную, остроумную сценку, не сомневайтесь – украдено.
Пусть никто не строит иллюзий: главное, зачем пацаны и девчонки едут в лагерь – это общение друг с другом. Была б тусовка… Никакие комфортные бытовые условия и вкусная еда, никакие бассейны и экскурсии, никакие коллекции видеофильмов не заменят им этого главного. Работал я прошлым летом в Турции, в лагере для небедных детей. Отель на берегу моря, теннисный корт, бассейн, мини-аквапарк, прогулки на катерах, ныряние с аквалангом – всего не перечислишь, а дети считают дни, когда вернутся домой. И разговорился я там с одной пятнадцатилетней, хорошенькой москвичкой. Спросил ее: «А ты уже отдыхала в таких «лагерях»? «О, да, – ответила она. – Я уже отдыхала в нескольких странах, в примерно таких же отелях». «А в какой стране тебе больше всего понравилось? » «В Венгрии». «А что в Венгрии было такое, что выделило отдых там, среди всех остальных? » Ее ответ был скор, однозначен и предсказуем: «Мальчики». А вы говорите – «условия». Хорошее общение есть лучшее условие. Но детское общение не может быть «вообще». Спорить, оценивать, радоваться и огорчаться можно только по поводу «чего-то». Без событий нет эмоций, а, следовательно, и общения. Выигранный у другого отряда футбольный матч зачастую бывает единственным за весь день поводом для живого, захватывающего обсуждения. На смену этой теме очень быстро приходит перемывание косточек отлучившемуся товарищу или пустейший, бессмысленный треп ни о чем. А потом юный организм возжелает действия... Великая праздность породит Великий беспредел, и плохие детские поступки начнут множиться и усугубляться. Вот тут-то вожатые-бездельники и получат достойную награду за свой отдых: будут они ежедневно решать «проблемы», которых вообще могло и не быть. И станут разыскивать по ночам с фонариком деток, сбежавших за спиртным на станцию; и будет подходить к своей вожатой девочка в слезах: «Меня мальчишки на дискотеке зажали и лапали»; и подерутся двое до крови и… много чего другого интересного произойдет… Но если день прожит бурно и насыщенно, если шум и беготня, если: «А мы сегодня ели? » – то есть за 16 часов много, очень много всего происходит – так много, что вечером не все и вспомнишь, – вот тогда мы получаем совсем, совсем другую картину. И эта картина настолько потрясает, что с непривычки можно решить, что тебе показывают потемкинскую деревню. Сразу вспоминается Козьма Прутков «Если на клетке со львом увидишь надпись «буйвол» – не верь глазам своим».
Действительно, фантастика какая-то. Посторонний человек, случайно заглянувший в лагерь, где проводится сбор, обычно столбенеет: «Не верю!.. Что?.. Почему?.. Где?.. Где вы таких удивительных детей набрали? »... Где, где?.. Со школ и улиц. Дети-то самые что ни на есть обыкновенные. Только вожатые не мают их дурью, под названием «отдых», а делают с ними Дело. А для Дела требуется уйма энергии и только положительной. Посторонний человек, приятно потрясенный, уходит. Раньше он о таких детских коллективах читал только в утопическом журнале «Пионер». Но «то, что казалось Утопия, по миру шагает, топая» пророчески писал В. Маяковский. Впрочем, если на ваш этот сбор попадет член другого, дружественного педотряда, то он найдет в вашей методике кучу недостатков и недоработок. Но покажите мне вожатого, который не болен детской болезнью крутизны. День в лагере, прожитый без хотя бы десятка больших и малых событий – пуст, никчемен, вреден и коту под хвост! Но если все так, как надо... Происходит то, что иначе как «обыкновенным педагогическим чудом» и не назовешь. Уже буквально к концу второго дня сбора с детьми явно и очевидно что-то происходит. Они меняются. Они становятся такими, про которых говорят: «очень хорошие дети» или «просто с ума сойти, какие дети» или «таких детей не бывает»… В процессе такого общения у ребят все больше и больше на первое место выходят доброжелательность, радость от возможности доставлять радость, предупредительность и все то, от чего возликует сердце вожатого. Сбывается мечта Б. Окуджавы, призывавшего: «Давайте говорить друг другу комплименты». И путь к такому результату один: ни минуты покоя и творчество, творчество, творчество. На десятках сборов мне довелось работать с детьми, подростками, студентами, вожатыми. Это был очень разный контингент: сельские и городские ребята, трудные подростки и школьные активисты, победители олимпиад и дети с отклонениями в развитии. Но каждый раз я не уставал поражаться тому, как здорово, как безотказно и эффективно работает эта методика. Три-четыре дня и… откуда взялось в них столько хорошего? Куда подевалась вся подростковая агрессия? И наступал час прощания с нашими временными питомцами. И не стесняясь слез, рыдали даже сильные, накаченные мальчики. И мы, конечно же, смахивая навернувшуюся влагу, тем не менее, испытывали ни с чем не сравнимое чувство радости очередной педагогической победы. Прав, тысячу раз прав профессор Иванов.
Конечно, среди прочитавших эти строки найдутся те, кто поймет все вышеизложенное как другую крайность – детей надо загонять, как скаковых лошадей. Но вы, надеюсь, не из их числа. Насыщение прожитых дней разнообразными делами – вещь, безусловно, необходимая, но однозначно недостаточная. Педагогический талант, творческий огонь и безграничная любовь к своим питомцам все еще относятся к категории высших вожатских добродетелей. Придумать совсем новое дело или раскрасить старое новыми красками на первых порах начинающему вожатому бывает очень трудно, не говоря уж о детях. Вот тут и могут пригодиться разработки и сценарии тех, кто уже прошел этот тернистый путь. Надеюсь, что и эта моя маленькая книжечка окажется небесполезной. Хотелось бы сразу оговориться, что принципиально новое дело придумать чрезвычайно трудно. Все на свете уже где-то было. Закон Мэрфи для вожатых: «Любое КТД уже давным-давно было, устарело, надоело». Но привнести свежую струю, обогатить интересными подробностями, дать новый поворот сюжетов можно и нужно. Эффект в мелочах. Поэтому основные наши творческие усилия и «мозговые штурмы» были направлены именно на это. И еще. Воздавая огромную дань уважения открытиям И. П. Иванова и его последователей, хочется заметить, что время не стоит на месте и нынешняя шкала воспитательных ценностей несколько иная. На дворе XXI век и коммунистическая аксиоматика, идеологические акценты, столь серьезно воспринимаемые тогда, сейчас, даже на лагерных сборах РКСМ, выглядят архаичными. (В современных изданиях книг Иванова слова «октябрята» и «пионеры» заменяют словом «дети». ) Поэтому лично я при разработке предлагаемых ниже дел и сценариев руководствовался принципом: «С Ивановым вперед, но не назад к Иванову». Многое из коллективно-творческих дел первых Фрунзенских коммун лично мне кажется слишком детским, порой примитивным, наигранным и, извините, религиозным. Все-таки было много в тех коммунах немного нарциссизма, культивировалась готовность каждой отдельной личности принести себя в жертву массам, дети самолюбовались своей «хорошестью» и «верностью коммунистическим идеалам».
Например, несколько лет назад я был гостем на одном сборе, который проводил дружественный нам педотряд. И наблюдал мероприятие под названием Факельное шествие. Зрелище было грандиозное и имело сильное эмоциональное воздействие. Кто осмелится возражать, что возложение венков к братской могиле павших в Великую Отечественную, дань памяти – дело не святое? И действительно, мероприятие удалось на славу. Колыхалось пламя факелов, звучала песня «Вспомните, ребята», торжественно плыли венки. Самые искренние рыдания девочек и мальчиков оглашали эту площадь скорби. При подведении итогов недели все дети единодушно назвали Факельное шествие лучшим мероприятием сбора. Они собой очень гордились. И тогда я спросил их: «Можете ли вы назвать хотя бы несколько имен тех, кто похоронен в этой могиле? Не расскажете ли вы мне, при каких обстоятельствах погиб этот батальон? » Ответом было молчание… И тогда я еще спросил: «Может быть, не надо было устраивать это слезоточивое шоу, а лучше узнать, не проживает ли поблизости ветеран войны, которому нужно наколоть дров, а, оказав старику помощь, пойти в лес, нарвать скромные букетики и без лишнего шума просто положить их на могилу?.. » Меня попросили в этот лагерь больше не приезжать. С. Соловейчик в своей замечательной книге «Воспитание творчеством» с восторгом описал похожее мероприятие от Фрунзенских коммун. Только там детей 22 июня в 4 часа утра выводили к колосящемуся полю: «Слушайте мирное утро! », но рыдания были такими же упоительными. Дети буквально захлебывались от восторга перед самими собой. В общем-то, я их понимаю, однако способов тащится от себя можно найти великое множество, совсем не обязательно привлекать для этого военные святыни. Очень популярны сейчас так называемые сборы-погружения. Там детям в первый день раздаются роли, и те стараются их играть до самого разъезда. Например, если это сбор «Средневековье», то всю неделю дети и вожатые ходят в капюшонах, называют свои отряды провинциями, девочек – прекрасными дамами, мальчиков – рыцарями, концерт худсамодеятельности – мистерией, а дискотеку – карнавалом. Легко представить терминологию сборов «Юнга», «Индейцы», «Юный спецназовец». Не нахожу ничего плохого в том, чтобы веранду корпуса всю неделю обзывать «палубой», а Старшего комиссара – Капитаном корабля, но самому мне этот детский сад не до конца интересен. (В лагере «Лазурный» Старшаявожатая строжайше взыскивает с отрядных и детей, если они называют отряд «отрядом» а не «компанией», во всем остальном лагерь ничем не отличается от других, но «компания» и все тут. ) Видывал я один сбор на тему «XIX век». Там организаторы расшиблись в доску, ограбили все городские театры, но приволокли в лагерь сотню настоящих костюмов и одели в них деток. Первую пару часов это было восхитительно, потом стало утомлять, а под конец – раздражать безмерно. Если бы эти титанические усилия были направлены на поиск творческих нюансов – ей богу, толку б было больше. Ну а костюмы, буде в них нужда, в лагерях всегда с успехом заменяли бумага, простыни и шторы. Мне больше по душе сборы без этих ролевых потуг. Каждая игра не более чем на пару часов. Причем то, что это всего лишь игра, постоянно подчеркивается. А вся терминология, костюмы, реквизит нарочито условны. Такой подход мне представляется никак не лучше и не хуже метода погружения, просто он другой. Я давно переболел болезнью «наш педотряд – пуп земли» и всем методикам желаю процветания. Вообще-то на наших необъятных просторах у отдельных педотрядов лагерная педагогика ушла далеко вперед. Каких только новейших, высокоэффективных программ не разрабатывается и не осуществляется. Каких только революционных принципов не исповедывается и не культивируется. И в этом-то разнообразии есть главное завоевание демократии – свобода выбора. А что может быть ценнее? В конце концов, всякий родитель имеет право решать – куда отдать на пару недель свое любимое чадо: в ласковые руки православной церкви или в загребущие клешни «Школы выживания», под алые кумачи Пионерии или в индейские вигвамы. Увы (а, может быть, к счастью), педагогика, как всякое искусство сильно подвержена моде. То совали всюду пресловутое «коммунистическое воспитание», а, насовав – негодовали. То носились с «педагогикой сотрудничества», а потом боролись с ней. То звали всех «назад к природе» и одновременно к всеобщей компьютеризации. Теперь проповедуют отказ от режима, свободу выбора, «развивающие подпрограммы» и (вот ужас-то! ) уважение к личности ребенка. Как мне представляется – все системы хороши. Результат зависит от личных качеств господ воспитателей и от финансирования. Был бы талантливый педотряд, а система приложится. Честное слово, воспитанники Макаренко с портретами Сталина в руках были по своим душевным качествам ничем не хуже комсомольских активистов 70-х или нынешних скаутов сильно завязанных на религии и экологии. Данный труд не отрицает ни одну из методик, не критикует ни один педагогический принцип, и вообще, умный человек прекратил это чтение уже на второй странице. Если сравнить лагерную педагогику с театральным творчеством, то можно провести небольшую аналогию. При всем изобилии театральных школ (система Станиславского, метод Брехта, театр Виктюка, отказ от сцены, арт-авангард и т. д. ) все театры, тем не менее, не могут изменить одного и главного – текстов пьес, которые они превращают в гениальные спектакли. Так и в лагере, какой бы подход педколлектив не исповедовал, но сказку Филатова «Про Федота-стрельца» ставят все, и соревнования а-ля «Веселые старты» проводят опять таки все же. И назови ты ночное заседание вожатых «Советом старейшин», «Собранием архонтов» или «Раздумьями волхвов» – планерка останется планеркой и никому содержание этой драмы (или комедии) не изменить. Вот эти самые пьесы, дорогие коллеги, вам тут, в основном, и предлагаются. Эта книжка – сборник коллективно-творческих дел и сценариев для сборов актива и лагерей, не более того. Остальное – эмоции... И они в тексте тоже присутствуют. А как же без них? Наша работа – дело переживательное и без избытка чувств ничего не выйдет. Но это все мое, чисто личное, накипевшее и можно не обращать никакого внимания. Просто берите мои разработки, сценарии и пользуйтесь. Опять из писем: Александр, США «Прочел Вашу книжку сегодня после многодневных метаний по библиотекам и Интернету с целью присвоения чужих идей. Увы, все найденное, как правило, оказывалось до боли знакомым, заимствованным из скаутских игр начала века, в лучшем случае, или из книги 30-х годов «Всегда всем весело» и т. п. Вы же меня несказанно приятно удивили». Да пошлет Всевышний приятное удивление и тебе, дорогой читатель! Все, что до сих пор делали мы – это то, что всегда срабатывало в условиях ужасающей бедности, полного непонимания со стороны всевозможных начальников и неисчислимых организационных трудностей. Эта система прекрасно работает в тех убогих лагерях, в которых все костюмы делаются из старых обоев, а рисунки – кирпичом на асфальте. И есть только дети, гитара, невкусная каша и море энтузиазма. В таковых условиях работал, придумывал и проводил первый раз все эти дела и делишки мой нежно любимый отряд Воронежского педуниверситета – «Зеленый гусь», который я, о счастливчик, десять лет возглавлял и еще надеюсь. А лагерные сборы «Зеленый гусь», которые мы проводим в начале каждого августа для школьников и в начале каждого октября для студентов, являются нашей творческой лабораторией. Все предлагаемые дела и сценарии вполне можно проводить как в обычном лагере, так и на сборах актива, и даже в стенах школы. Некоторые оригинальны и неповторимы, некоторые имеют первоисточники и безымянных прародителей. Но все они имеют свои собственные творческие трактовки и прекрасные отзывы тех, кто «вживую» делал или участвовал в них. Творите, выдумывайте, пробуйте. И пусть ваши напряженные труды и поиски, бессонные ночи и слезы в жилетки друзей окупятся блестящими педагогическими результатами, любовью и благодарностью ваших питомцев. Ну, а я охотно с вами пообщаюсь, если вы напишете мне по адресу: lasukoff@mail. ru
Я и «Зеленый гусь»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|