ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ. Замер «Личность о отряд»
ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
Пойдите, расчертите квадрат 7х8, будем ходить по кругу от забора до обеда. Военная мудрость
ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ – это святыня, на которую не смеет покушаться никто, здесь – способности, творчество, фантазия Отрядного комиссара. При планировании сбора между нами непременно разгораются споры по поводу того, сколько нужно давать времени на внутриотрядную работу. Ввиду разнообразия личных характеров и пристрастий господ комиссаров – споры эти бессмысленны. Есть, например, такие Отрядные, которым сбор в целом по большому счету не нужен. Они легко наполняют содержательной деятельностью любое количество отрядного времени, и все им будет мало. Редко встречаются такие Отрядные. Это очень сильные педагоги, и если выберут своей профессией учительство – счастлив будет тот класс, в котором они станут кураторами. Комиссары юные, еще не могут самостоятельно определять большие цели, они хорошие исполнители. Оставшись с отрядом один на один и не имея конкретной задачи, они мучаются, пыхтят и превращают ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ в пение песен, играние игр и разговаривание разговоров. Истина посередине. Полагаю, что один час в день на усмотрение стоящих на отрядах – разумный компромисс между двумя крайностями. Детям нужен дом, в который они могут время от времени возвращаться и отдыхать в нем душой. Ну, а конкретные отрядные Дела – не предмет моего труда. В вожатской литературе и на сайтах разных педотрядов их великое множество. Но нужно помнить: а) отряду должно быть хорошо; б) отряду должно быть интересно; в) дети должны общаться методом тасования колоды. Подбор, обучение, воспитание Отрядных комиссаров – дело архиважное. Талант – товар штучный, и если уж он попался на твоем пути – умри, но затащи его. Очаруй, заколдуй, прибегни к шантажу, но заставь ловить великий кайф от педагогической работы.
О комиссарах, которые работали со мной, я мог бы написать отдельную книгу и очень даже толстую. Можно написать про Игоря Крюкова, добрейшего, обаятельнейшего парня с неотразимой улыбкой; когда он не улыбался – его физиономия была абсолютно бандитской и мы просто умоляли его держаться и в первые полчаса улыбку прятать… Долго можно писать про Лешу Леонова, которого дети обожали так, что моим любимым развлечением было – проходя мимо его отряда, сказать: «Леша, я перевожу тебя в другой отряд, прощайся» – во, у деток была реакция... Многих страниц заслуживает Леша Марышев, чьи педагогические таланты были прямо-таки из области фантастики; все его отряды были идеальны и беспроблемны с первых же минут: дружат, любят, творят и готовы куда угодно, как ему это удавалось – загадка великая... А хватит ли слов, чтобы описать умницу и красавицу с длинными, золотыми волосами – Марину Кочемасову, дети буквально не давали ей пройти, облепляя со всех сторон; ее постановки, ее стихи, ее творческие находки и идеи вошли в наш золотой фонд… Песенный комиссар Гена Тимошенко знал много тысяч песен и, по-моему, не меньшее количество аккордов; когда он брал в руки гитару, все вокруг замирало и обращалось в слух… А блистательный и неотразимый мачо Сережа Кабанов… А незауряднейший Женя Ландышев… Без вас, мои дорогие, не было бы ни сборов, ни этой книжки… Ну, вот – отвлекся на сантименты. О качестве Отрядного комиссара нужно, прежде всего, судить по тому, что и как делается в ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ. Об этом можно узнать из рассказов детей, которых я лично собираю в конце каждого огонька по одному человечку от отряда. Однажды на мой вопрос: «Ну, а что у вас было на ОТРЯДНОМ ВРЕМЕНИ? » – услышал ответ: «А нам наш комиссар целый час пел под гитару свои песни». Ранним утром, еще до подъема графоман и звездун, прокравшийся в комиссары покинул сбор.
Отрядных творческих дел и занятий разработано за годы существования вожатства великое множество, несоизмеримо больше, чем общелагерных. Может быть, поэтому у меня всё не дойдут руки разработать что-нибудь своё, оригинальное. Здесь я только слегка усовершенствую чужое. Но всё же будет правильно привести примеры нескольких отрядных дел, которые лично мне нравятся. Замер «Личность о отряд» Эту интересную штуку подсказали мне психолог Игорь Романов. Замер позволяет вычленить взаимоотношения отдельной личности и всего отряда. А также каждого мальчика и всех девочек… Сейчас вы всё поймёте. Подводить итоги необычайно интересно, хотя и трудно. Придётся это делать ночью с калькулятором. Компьютер с программой Excel многократно ускоряет процесс Дети садятся в круг с ручками в руках. Комиссар настраивает всех на серьезный лад и вручает каждому абсолютно одинаковый список отряда. Лучше всего в списке сначала написать имена всех девочек, а потом – мальчиков. Список (для простоты представим, что в отряде 6 человек) должен выглядеть так
КОМИССАР. Начнем. Прошу каждого из вас поставить напротив каждого имени (кроме своего) в столбике I оценку от 1 до 3, которая отвечает на вопрос: насколько много ты реально общаешься с этим человеком? Если вы, например, закадычные приятели и каждую свободную, секунду устремляетесь друг к другу пообщаться, то это – 5, если ваше общение очень плотное, но ваш собеседник нередко занят общением с другим – это 4. Если вы общаетесь только в силу суровой необходимости – послал вас комиссар вдвоем воды принести – то это 1. Понятно? Заполняйте и будьте честными. То, что вы напишете, прочту только я… Написали? Спасибо. Теперь столбик II. В этом столбике поставьте оценку: насколько вы хотели бы общаться с этим человеком? Пишите… Спасибо. А теперь столбец III . В этом столбце вы должны поставить своё предположение, т. е. ответить на вопрос: как ты думаешь, какую оценку только что поставил тебе этот человек? Насколько он хочет с тобой общаться?... Спасибо, сдайте мне свои листочки.
Теперь о том, как обрабатывать результаты. У Катюши, например, всё выглядит так.
Даже просто эта таблица может многое сказать о Катюше и её взаимоотношениях с отдельными ребятами. Понятно, что Катюша и Таня сильно подружились и уверены, что будут дружить долго и счастливо. Катюша понимает, что нравится Тарасу, но он ей интересен только как товарищ по отряду, чего нельзя сказать о Павлике. С Павликом она очень бы хотела общаться по максимуму, но боится поверить, что красавчик Павлик хочет того же. Проанализировав каждую табличку, мы всё сводим в одно большое целое. Потом – муторное подсчитывание средних баллов по вертикали и горизонтали. Получилось вот что:
Уверяю вас, всё очень просто. Возьмём всё ту же Катюшу. В горизонтальных средних цифрах – это, то, что думает Катюша о своём отряде. Она считает, что – реально общается с отрядом на 2, 8 балла; – хотела бы общаться на 3, 3 балла; – уверена, что и отряд с ней хочет общаться с ней на 3, 3.
А теперь ищем средние цифры Катюши в вертикальном списке и посмотрим, как отряд относится к Катюше. Отряд считает, что – общается с ней на 2, 8 балла; – хочет общаться на 3, 8 балла; – думает, что сама Катюша хочет общаться с отрядом на 2, 8. Таким образом, отряд в целом хочет общаться с Катюшей больше, чем она с ним. Но Катюша немного недооценивает благожелательного отношения отряда к ней. Конечно, я взял эти цифры из справочника Фонарёва только для наглядности. Уверяю, что когда вы соберёте «живые» цифры – картина будет очень и очень интересной. Через сутки на ОГОНЬКЕ комиссар может огласить результаты замера. Если у кого-то дела совсем плохи, это так называемые Отверженные, то их цифры можно и подправить. Однако, по моим наблюдениям, на интенсивных сборах Отверженных почти не бывает, так что есть смысл назвать совершенно истинные цифры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|