Вечерний огонёк. Не жалейте времени и сил на огоньки! День, не завершившийся огоньком, можно выбрасывать на свалку!
ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК
И пусть каждый отвечает: «Всем довольны, ваше благородие! » А который будет недоволен – я ему потом такого неудовольствия пропишу!.. Н. Гоголь
Без преувеличения можно сказать, что ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК – гениальная находка фрунзенских коммун И. П. Иванова. Педагогическую значимость огоньков трудно переоценить. Рассказывают, что когда фрунзенские коммунары приехали в «Орленок», то такие ежевечерние мероприятия, как кинофильм и танцы, там стали срываться. «Какие танцы, когда у нас огонёк? » – удивлялись дети. Нет более важного дела на сборе, чем правильно проведенный ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК. Никакой (даже самый насыщенный) день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов. ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК – это почти семейное, домашнее дело, на огоньке должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Быть может, в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Подведение итогов каждого Дела важно в не меньшей степени, чем само Дело. Не жалейте времени и сил на огоньки! День, не завершившийся огоньком, можно выбрасывать на свалку! Огонёк проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни. После того как в круг подсел последний (покуривший) ребенок отряда, комиссар пускает по кругу карточку, на которой написан план прожитого дня. (Потому что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром. ) Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:
а) как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело? б) что сегодня в нашем отряде было хорошо? в) что было хорошо, но не так чтоб очень? г) что нужно сделать, чтобы стало еще лучше? Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый. Сейчас комиссарское дело – молчать. На первом огоньке дети очень четко делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго огонька, и к концу сбора их, как правило, не бывает. Никогда не забуду тихую лапочку Олю, очень милую и застенчивую, которая во время первых двух огоньков не говорила ничего, на все вопросы тихо-тихо отвечала «не знаю» и вообще, искала, куда спрятаться. Но на третий вечер, после весьма эмоциональной военной игры, вдруг закатила такую речугу, обличающую неправильно игравших мальчиков, что весь отряд встал и зааплодировал. Последним говорит комиссар. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня, т. е. ругает за лень, нытье, опоздания, низкий творческий уровень, неджентльменство мальчиков, неженственность девочек... Да мало ли за что? (Был бы отряд, а за что поругать – найдется. ) Но, тем не менее, выражает осторожный оптимизм, что подвижки будут, и что отряд не совсем безнадежен. Разнеся отряд в целом, комиссар затем без паузы выражает восхищение персонально отдельным индивидуумам, отличившимся сегодня и приглашает отряд похвалить тех, которых он еще не назвал. Таких должно набраться три четверти отряда. А вообще пусть Отрядные комиссары сами думают как себя вести, кого хвалить, кого ругать (если ругать вообще надо). В «обычных» лагерях вожатые тоже стараются проводить огоньки, но поскольку событий за день в таких лагерях кот наплакал, то им приходится изобретать огоньки «тематические». А что делать? Не слушать же: «Мне понравилось, как мы сегодня купались, а еще на обед был вкусный компот». В одной методичке для вожатых я нашел главу «Виды огоньков». Перечислю некоторые: «С неба звездочка упала», «Загони джина в бутылку», «Огонёк историй и легенд», «Моя забытая игрушка», «Музей вредных привычек», «Звезды», «Черный и золотой стул». Особенно сильно меня потрясла разработка «Огонёк-молчание». Уважаемые коллеги, все это – не огоньки, а отрядные Дела. Огонёк – это анализ, подведение итогов и выводы на будущее.
И ещё. Я, как вы помните, не сторонник дюже романтических названий Дел с не очень романтическим содержанием. Но верно и другое: если корабль назвать «Корыто», он и будет плавать как корыто. Поэтому отвечаю: там, где вместо слова «Огонёк» используют столь популярное сейчас слово «Свечка», то и получается … свечка. Завершается ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК песней из серии «День закончен, спать пора». У нас за 15 минут до окончания ОГОНЬКА по одному ребенку от отряда собираются в штабе для беседы со Старшим комиссаром. Это как бы еще один огонёк, так как Старший комиссар весь день видит детей только издалека, а важность общения с ними трудно переоценить. Эта беседа отличается от отрядных посиделок меньшей душевностью, но большей деловитостью. Старшему комиссару нужно думать о следующем сборе. Ему нужны не эмоции, а сухой анализ. Он требует меньше восторгов, но больше критики. Сам я давно уже не комиссарствую на отрядах, а потому очень люблю эти беседы с ребятами, иногда надолго затягиваю их (к ропоту Отрядных), балую собеседников чаем и конфетами… Хорошо. Душевный огонёк никогда не хочется завершать, но заканчивать его придется, ибо детям спать все-таки надо (то есть трепаться до шести утра), а комиссарам еще сидеть и обсуждать завтрашний день – ДЕНЬ 3-й.
Лагерь в Турции. Июнь г. Вечерний огонёк. Темнеет поздно, поэтому проходит при дневном свете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|