Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка




В период подготовки отряд делится на «актеров» и «зрителей».

Отрядный комиссар отбирает трех-четырех наиболее одаренных в актерском плане ребят и осуществляет с ними постановку небольшого театрального действа.

Проинструктированный Командир отряда организует работу со «зрителями».

Дел здесь множество. Нужно нарисовать большую красивую афишу со всеми именами. Эти афиши потом вывешиваются перед «зданием театра», куда будет стекаться уважаемая публика. Поскольку театральная публика – это самая солидная, респектабельная часть населения, то надлежит тщательно потрудиться над своим внешним видом.

На свет извлекаются лучшие вечерние платья. Лорнеты, шляпки, перчатки и салопы у девочек, цилиндры и трости у мальчиков. Все это сослужит добрую службу в формировании настоящей театральной атмосферы.

Помнят ли наши уважаемые зрители, что настоящие ценители Мельпомены ходят в театр с букетами цветов, чтобы вручить их актерам во время поклонов? Конечно, помнят. Тогда все в лес по букеты.

«Зрители» тоже должны много репетировать. Что именно?

а) как бродить по фойе?

б) как раскланиваться со знакомыми?

в) как угощать дам в буфете и сколько давать на чай?

г) надо ли во время действия комментировать происходящее, да еще так, чтоб все слышали?

д) что означают громкие вопли и свист: то, что публика восхищается игрой актеров или просто «тащится» сама от себя?

е) будет ли лишним во время поклонов требовать автора или режиссера?

На все эти и множество других вопросов нужно непременно получить у ребят ответы. Не будет напрасен труд по внедрению в детские умы надлежащей культуры поведения в театре.

А в это время, Отрядный комиссар работает с господами актерами.

Прежде всего, стоит вопрос о выборе репертуара. Актерам предстоит поставить небольшой отрывок, продолжительностью 7-8 минут. Какой именно выбрать?

Исходить надо, конечно, из личных особенностей тех, кто будет играть, т. е. учитывая их актерские амплуа. Скажем, если есть среди них хрупкая девочка с длинными волосами и мальчик с внешностью принца, то без любовной сцены не обойтись.

Но одно в выборе репертуара надо соблюсти. Выбранные отрывки должны однозначно быть признанными шедеврами мировой драматургии. Никаких веселых сценок «чтоб поржать». На нашей сцене в этот вечер должны царить Чехов и Гоголь, Шекспир и Мольер, Булгаков и Шварц.

Отрывок надо подбирать таким образом, чтобы он содержал событие, конфликт и имел неожиданную концовку, «смену отношений».

Классики простят, если для краткости из отрывков будут вычеркнуты некоторые второстепенные фразы. Что хорошо для раскрытия образов в целостном спектакле, в коротком отрывке будет воспринято как длиннота. Нередко приходится переставлять реплики или вкладывать их в уста не тех персонажей, что у автора. Так, например, в блестящей сказке Шварца «Голый король» в первой сцене действуют несколько придворных дам, пытающихся уговорить Принцессу не целоваться со Свинопасом. Очень смешная сцена. Но почему-то говорит все время одна только Первая дама, а остальные почти все время молчат. Я решительно разбросал реплики по всем трем дамам и все юные актрисы получили прекрасный текст.

Кстати, главная беда практически всех школьных и дворцовых драмкружков – отсутствие мальчиков. Как-то я побывал на одном театральном сборе школьных драмкружков под Петербургом. Из семидесяти участников шестьдесят три – девочки. Того руководителя школьного театра, у которого в труппе большинство ребят, сразу нужно награждать орденом «Герой педагогического труда», все благополучно в том творческом коллективе, где мальчиков хотя бы половина.

Приступаем к репетициям.

Первая проблема, с которой обязательно предстоит столкнуться – запоминание текста. Текст, выученный в день выступления, казалось бы, даже хорошо, в момент выхода на сцену мгновенно вылетает из головы. Наличие суфлера или бумажки в кулаке только способствует отшибанию памяти. Забывший текст юный артист теряется, паникует и либо стоит столбом, либо хихикает сам над собой. Что делать?

Опыт показывает, что лучше провести четыре репетиции по 15 минут, чем одну часовую. Вечер театра проводится, как правило, на четвертый день сбора и готовиться к нему надо начинать с первого. Нужно урывать время от обеда и даже от сна. Репетировать и репетировать. Чем больше прогонов, тем лучше.

Искусство требует. Но никакие жертвы не покажутся напрасными в тот момент, когда бесконечно усталые, вымотанные и не выспавшиеся актеры услышат волшебную музыку аплодисментов.

Еще одна проблема. У вас два часа, вы в цейтноте. Как за это время добиться наибольшей художественной выразительности?

В методике репетиций с непрофессиональными актерами есть несколько простых правил и подходов.

Первое. Нужно, во что бы то ни стало заставить ребят говорить со сцены как можно громче. Повторюсь: тихий голос послужил причиной провала 99% самодеятельных постановок. И добиться нужной громкости не так легко. Ребятам очень трудно преодолеть психологический барьер: собеседник рядом, а я почему-то должен напрягать связки. Можно тысячу раз напомнить им, что настоящий слушатель не стоит рядом, а сидит в последнем ряду, но эффекта это не даст. В главе ЗОЛОТОЙ ВОВОЧКА я уже давал советы по тренировке громкости.

И опять же хочу напомнить: микрофоны – это гадость. Спрячьте их так, чтобы никто не мог найти. Поверье, они все испортят. В каждом лагере есть молодой человек, которого буквально распирает от чувства собственной значимости. Вы его узнали. Это он, радист и хранитель аппаратуры. Поставить радиста на место есть важнейшая задача Старшего комиссара. В день приема на работу радист должен расписаться в том, что он обязан: во-первых, не строить из себя индюка, а во-вторых, никогда не произносить слов «нужно учится работать с микрофонами».

Второе. Общаясь с людьми в жизни, мы привыкли стоять к ним лицом. Выходя на сцену, по привычке делаем то же самое. Но тогда зритель большую часть времени будет видеть не лица актеров, а их спины. Согласимся, что человеческое лицо лучше отражает внутренние переживания, нежели другая часть тела. Кстати: глаза, устремленные в потолок, оглупляют лицо, глаза в пол – раздражают зрителя.

Поэтому во время репетиций, нужно неустанно разворачивать участников лицом к залу, оправдывая это разными штучками. Например, один из собеседников смотрит во время разговора в воображаемое окно. Что-то интересует его там и ему некогда смотреть на партнера. Или скажем как будто случайно стулья на сцене стоят таким образом, что сидеть на них удобно только лицом к зрителям. Много чего можно придумать.

Третье. Сцена любит перемещения. Главным недостатком самодеятельных постановок является статичность. Т. е. как сел актер за стол в начале отрывка, так и просидит до конца, не вставая. Перемещение тел по сцене является дополнительным фактором, удерживающим зрительское внимание. Это отнюдь не значит, что по сцене нужно непрерывно носиться туда-сюда, размахивая руками. Во всем нужна мера.

Четвертое. Полезно проследить, чтобы актеры не говорили на ходу. То есть начинали говорить фразу, только закончив перемещение по сцене, или наоборот, не начинали двигаться, не окончив фразы. Тогда зрители будут следить за происходящим куда напряженнее. Проверено. Попробуйте подойти к группе людей и сделать резкий жест, внезапно его оборвав. Все умолкнут, и напряженно будут ожидать того, что вы скажете. Вот так же и зритель. Резкий поворот на стуле, внезапное выхватывание пистолета… и зритель замер в ожидании.

Эти элементарные правила, если добиться их выполнения, добавят самодеятельным постановкам гораздо больше художественности, выразительности, культурственности и интеллигенства. Профессиональные актеры над всем этим могут посмеяться, но пусть они поверят мне на слово: других методов работы в условиях цейтнота с непрофессиональными артистами не существует.

 

 

Великие пьесы. Школа вожатых в Подмосковье.

Отрывок из спектакля по пьесе Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...