Сирано де Бержерак
(СИРАНО и КРИСТИАН у дома РОКСАНЫ) СИРАНО. Пойдем учить слова, мой друг! Тебя за этот труд сегодня ждет награда.
КРИСТИАН. Не надо.
СИРАНО. Что?
КРИСТИАН. Я говорю, не надо. Конец! Довольно! Нельзя, мой друг, любить вдвоем. В союз вступили мы с тобой по доброй воле, По доброй воле же его и оборвем. Я благодарен за урок, Но ныне миновал твоим урокам срок. Что нужно мне? Немножечко огня, Отваги капельку да маленькая удаль! (Показывается РОКСАНА. ) Она идет! О, не бросай меня!..
СИРАНО. Нет, говорите сами, сударь! (Уходит. )
РОКСАНА (прощаясь у калитки). До повой встречи, Гремиона! Мы опоздали в этот раз. (КРИСТИАНУ. ) А... вы явились в срок, как истинно влюбленный. Садитесь, Кристиан. Я буду слушать вас. (Садится на скамью. )
КРИСТИАН. Я вас люблю!
РОКСАНА. Чудесное начало. Я тоже слушаю, любя.
КРИСТИАН. Я вас люблю!
РОКСАНА. Ну, дальше.
КРИСТИАН. Что ж, вам мало?
РОКСАНА. Но как вы любите?
КРИСТИАН. Я… так люблю тебя!
РОКСАНА. Ах, так – но как же это?
КРИСТИАН. Очень!
РОКСАНА. Я чувство с радостью делю, Но ведь язык любви не точен. А как вы любите?
КРИСТИАН. О, дьявольски люблю!
РОКСАНА (зевает). Как остроумно!
КРИСТИАН. Ваша шея!.. Так обольстительна... (Хочет поцеловать. ) РОКСАНА. Что с вами, Кристиан?
КРИСТИАН. Роксана, я от счастья пьян!
РОКСАНА. Скажите что-нибудь свежее.
КРИСТИАН. О звездах?
РОКСАНА. Нет же звезд.
КРИСТИАН. Но скоро будет рой!
РОКСАНА. Скажите хоть о них.
КРИСТИАН. Они... они прелестны,
РОКСАНА. Вы говорите, как сомнительный герой Одной плохой, но нашумевшей пьесы! (Встает. )
КРИСТИАН. Куда? Постойте! Если так – Я все скажу...
РОКСАНА. Что любите меня вы? Прекрасные слова звучат у вас в устах, Как стертые монеты у менялы. Падите прочь! (Уходит. )
СИРАНО (входя). Какой успех?
КРИСТИАН. На помощь!
СИРАНО. Нет!
КРИСТИАН. Но я прошу вас! Я должен встреч лишиться всех... Ее любви!.. Ведь это ужас!.. Нет, лучше смерть!
СИРАНО (в раздумье). Ее окно... Здесь, под балконом, так темно... Стань вот сюда, и для Роксаны Я подскажу слова...
КРИСТИАН. Роксана!
РОКСАНА (появляясь). Это кто?
СИРАНО (тихо, КРИСТИАНУ). Ну, говори скорее!
КРИСТИАН. Я вам хочу сказать...
РОКСАНА. О нет! Не надо слов. У вас слова похожи на слонов – Их тяжко говорить, а слушать тяжелее.
СИРАНО (подсказывая). Не тяжелы слова, но тяжела любовь!
КРИСТИАН (повторяя). Не тяжелы слова, но тяжела любовь!
РОКСАНА. Так это что же? Значит, вновь Дар красноречья с прежним жаром Готов коснуться ваших уст?
КРИСТИАН (та же игра). Я отдаю вам красноречье даром... Но это... будет... даром чувств!
РОКСАНА. Ага! Слова пришли в движенье! Их выражение звучит на этот раз!
КРИСТИАН (та же игра). Но выраженье... ваших глаз... Слова лишает... выраженья...
РОКСАНА. О, как ты говоришь! Однако почему же Чуть запинаются еще слова твои?
КРИСТИАН (та же игра). У вас столь маленькие уши, Что трудно в них войти словам большой любви!
РОКСАНА. Я к вам сейчас спущусь.
СИРАНО (отстраняя КРИСТИАНА). Не надо... не сейчас...
РОКСАНА. Ну, встаньте на скамью.
СИРАНО. Не надо. Так прекрасно, Себя не видя и не видя вас, И чувствовать и говорить в пространство... Мне кажется, я говорю впервые...
РОКСАНА.
И голос ваш другой. Вы так не говорили.
СИРАНО. Да, верно... Ночь темна... Лишь отсвет голубой... Могу осмелиться я быть самим собой... Я так взволнован... И любое слово Так ново для меня...
РОКСАНА. Так ново? Ну, хорошо. Пускай для нас двоих Пришли мгновенья эти. Понимаю, Но что вы скажете, переживая их?
СИРАНО. Что я скажу? Зачем вам разбираться? Скажу, что эта ночь, и звезды, и луна, Что это для меня всего лишь декорация, В которой вы играете одна! Я чувствую, мгновенья торопя, Как ты дрожишь, как дрожь проходит мимо По ветке старого жасмина...
РОКСАНА. Я плачу... Я дрожу... И… я люблю тебя.
СИРАНО (растерянно). Ты любишь?.. Ты?.. Меня?..
РОКСАНА. Но, так меня волнуя, Чего ты хочешь?
КРИСТИАН (отстраняя СИРАНО). Поцелуя!
РОКСАНА. Ты просишь?
СИРАНО (КРИСТИАНУ). О! Ты слишком тороплив.
КРИСТИАН. Ты почему не хочешь, чтобы я Поцеловал ее?
СИРАНО. Мне показалось, рано...
КРИСТИАН. А мне медлительность твоя Весьма загадочна и странна...
СИРАНО (в сторону). Да... это так. Любой ценою Их юность и любовь возьмут свои права... Так пусть же будут хоть слова... Мои слова тому виною!
РОКСАНА. Мы говорили о...
СИРАНО. О поцелуе.
РОКСАНА. О нем не говорят, он для обеих тайна.
СИРАНО. Нет, поцелуй – не тайна, а секрет, Но в губы сказанный случайно.
РОКСАНА. Но если так передается он... Ну, ладно... Все равно... Скажите...
СИРАНО (КРИСТИАНУ). Поднимайся.
РОКСАНА. Не тайна, а секрет...
СИРАНО (КРИСТИАНУ). Ну, поднимайся, слон!
РОКСАНА. Секрет для губ... (КРИСТИАН оказывается возле неё и они сливаются в нежном поцелуе)
СИРАНО. Какая тьма вокруг! Она не видит... Звезды скупы... Не различит – луна слаба... Она его целует в губы, Целуя в них мои слова.
После того, как сыгран последний отрывок, свет снова гаснет. Держа в руках зажженные свечи, уже знакомые персонажи, выходят на сцену и поют песню М. Дунаевского «Ах, это вечер... » вместе со всеми актерами и зрителями. Именно подготовка и проведение ВЕЛИКИХ ПЬЕС убедили нас в том, что искусство требует великих жертв. Оказывается – все это очень и очень трудно, порой так трудно, что хочется все бросить. Ни в какое другое дело мы не вкладывали столько души и кропотливой, изнуряющей работы. Но потом, когда открывался занавес… словом, ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ у нас всегда проходили либо хорошо, либо очень хорошо и становилось понятным, зачем и для чего все эти жертвы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|