Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная безопасность государства в избирательных компаниях.




Не секрет, что Россия находится в трагическом положении. С каждым днем, буквально по всем направлениям обостряется международная и внутренняя обстановка. Наибольшую опасность стране представляет расколотость общества по самым по самым различным признакам. Эта расколотость делает страну беспомощной пе

ред лицом внутренних и внешних угроз. В таких условиях особо встает вопрос о власти, о её способности управлять обществом в интересах общества, о способности поднять, сплотить и повести общество на защиту и возрождение России. Кроме власти сделать это не дано никому.

Единственным источником власти, по Конституции Российской Федерации, является наш многонациональный народ, а непосредственным выражением власти народа - референдум и свободные выборы. Эти важнейшие конституционные положения о власти требуют в сложившихся условиях принципиально новых взглядов на выборы, на информационную безопасность государства в избирательных компаниях, требуют новых подходов к обеспечению этой безопасности.

Анализ избирательных компаний последнего десятилетия показывает, что значение выборов, призванных демократическим путем комплектовать персональным составом органы государственной власти и местного самоуправления, недопустимо принижены. Выборы во многом низведены до уровня эрзац - политического рынка, где все продается и покупается. Вопреки положениям Конституции РФ о власти, в стране активно внедряется и можно сказать внедрена американская рыночная модель выборов.

«В этой модели избиратели выступают в роли гипотетических Покупателей, а всевозможные политические избирательные объединения, группы, штабы, команды, партии и прочее - в роли гипотетических - Продавцов. В роли Товара выступают кандидаты их программы, имидж и прочее, а весь политический процесс - в виде политического рынка. Современный рынок не возможен без активного и даже агрессивного маркетинга*(СМ. Сноску 37)».

Российская разновидность этой модели выборов состоит в том, что на избирательном рынке другое распределение ролей. Покупатели и Товар меняются местами. Избирателей, как товар, подкупают. Покупают не только обещаниями золотых гор и рек полных вина, разного рода популистскими программами, но и подарками, деньгами, бутылкой горького зелья и другими «услугами».

-------

* Маркетинг - деятельность, посредством которой изучается, прогнозируется, стимулируется, организуется и удовлетворяется не только на товары или услуги, но и на организации, людей, территории и идеи.

Сноска 37. Самый короткий путь к власти: Сборник технологий проведения политических выборных компаний. / Под общ. ред. Н.Н. Петропавловского. - Таганрог: Сфинкс.

- 1995. - С. 5.

------------

Все элементы системы выборов страдают информационным недугом (избиратели, избираемые, организаторы выборов, избирательные технологии). Аналогичное проявляется в основных этапах избирательных компаний (подготовке, проведении, подведении итогов). Этим создаются не только угрозы, но и наносится большой. часто непоправимый ущерб органам власти и государству, обществу, личности. К большому сожалению, возможность выдвигать многих, в том числе приезжих в кандидаты и выбирать из многих не сделала власть лучше прежней, не улучшила людям жизнь. А о роди выборов, их состоянии надо судить, прежде всего, по их результатам.

В качестве безусловно поучительного в избирательных компаниях, проведенных по новым правилам, необходимо отметить те уроки, которые из них следуют: народ имеет ту власть, которую он избирает, но не обязательно ту, которую хотел бы иметь; информационные возможности воздействия на сознание и чувства людей беспредельны и тот, кто владеет средствами информации, тот в решающей степени определяет характер и результаты выборов, тот управляет и государством и обществом; соответствовать интересам личности, государства и общества могут лишь те выборы, в которых избиратели будут в полной мере понимать роль и ответственность народа как единственного источника власти.

Практика показывает, что народ, в силу своей дезинформированности, полуинформированности, неинформированности в ходе подготовки и проведения выборов, нередко оказывается либо пересохшим источником власти (по участию избирателей в выборах), либо не единственным ее источником (не только, а порой и не столько он выбирает власть), но самое главное - разобщенным частными, корпоративными интересами. Отсутствие у избирателей информированности, отражающей роль избирательных компаний в формировании власти, степень ответственности за власть является самой главной информационной угрозой избирательным компаниям, государству и обществу.

Чего не знает большинство избирателей, принимая решение - идти на выборы, или не идти, а если идти, то за кого голосовать? Во-первых, избиратели плохо информированы о роли избирателя и его личной ответственности за избранную власть, за ее деятельность. Они не знают того, что использование или неиспользование ими права избирать не должно (по Конституции) наносить ущерб правам и свободам других граждан, государству и обществу. Избиратели не информированы о том, во что нередко

оборачивается его неучастие в выборах, позиция стороннего наблюдателя.

Неинформированностью избирателей о своей роли на выборах можно в значительной степени объяснить их голосование «ногами», т.е. неучастием в выборах. Следствием неучастия избирается власть, лишенная доверия большинства избирателей. При 25% пороге явки на выборы вотум доверия власти оказывается в пределах 12-15%. Такое положение нельзя считать нормальным, хотя оно и законное.

Во-вторых, избиратели оказываются неинформированными об основах и специфике работы того органа власти, выбор в который проводится. Отсутствие у избирателей такой информации уже делает выборы формальными. Люди решают кадровые вопросы, не имея нужных знаний - для чего эти кадры необходимы. Если при комплектовании органа власти методом назначения подобная практика исключается, кадровый орган доподлинно знает, для какой работы подбираются кадры, то почему это игнорируется при выборах?

В-третьих, избиратель плохо информирован о итогах работы органа власти за период полномочий и его персонального состава. Трудно себе представить избирателя, сознательно участвующего в комплектовании органа власти, но не осведомленного о тех достижениях, нерешенных проблемах, причинах, не позволяющих выполнить наказы избирателей.

В-четвертых, избиратель идет выбирать из кандидатов того единственного, который органу необходим, не зная при этом основы права, обязанности и ответственность депутата перед избирателями, в каких условиях он должен работать, и, самое главное, - какими профессиональными и нравственно-психологическими свойствами он должен обладать.

Кроме того, в ходе избирательной компании перед избирателями не отчитываются за время своей работы в органе власти ранее избранный депутат по данному избирательному округу. Отсутствие у избирателя такой информации лишает его возможности более объективно оценить правильность ранее сделанного выбора, почувствовать личную ответственность за избранную власть, не допустить ошибки, принимая решение голосовать за того или иного депутата.

Нет надобности доказывать, что отсутствие у избирателя информации по широкому кругу вышеназванных вопросов делает их пленниками имиджмейкеров кандидата, не позволяет соответствовать требованиям единственного источника власти и со знанием дела формировать власть, воздействовать на нее, спрашивать с нее.

Причина токай неинформированности избирателей банально проста. Любой человек выполняет в жизни много ролей. И чем лучше он подготовлен к роли, тем лучше ее исполняет. У нас, граждан, не готовят к выполнению чрезвычайно ответственной роли - роли избирателя. Без подготовки избирателя не может быть свободных выборов, а без них не построить правовое демократическое государство. Для преодоления существующей неинформированности избирателей целесообразна определенная совокупность мер.

Во-первых, представляется необходимым включить в программы образовательных учреждений общего и начального профессионального образования темы по политологии, системно раскрывающие знания и содержание выборов, и главное, решающую роль в них избирателей. Подобно тому, как гражданин, окончивший образовательное учреждение умеет писать и читать, он также должен знать и уметь использовать права избирать и быть избранным, не формально идти или не идти голосовать, а со знанием дела участвовать в формировании органов власти. Темы, раскрывающие народ как единственный источник власти, выборы как форма непосредственного выражения власти народа, целесообразно включить в курс политологии, изучающей в образовательных учреждениях высшей школы. Этот вопрос должен стать предметом незамедлительного и самого внимательного рассмотрения в Министерстве образования, в других образовательных учреждениях. Именно они должны закладывать основы воспитания ответственного и компетентного избирателя.

Во-вторых, в период подготовки избирательной компании, еще до ее начала, требуется создание избирательной информационной службы с целью информирования избирателей о народе, как единственном источнике власти, о его обязанностях по отношению к власти, о требованиях к самой власти и к ее персональному составу, и обязательно - о результатах деятельности органов власти, должностном лице, полномочия которых истекли. Без такого информирования, как показывает практика, выборы превращаются в чисто формальное мероприятие, дающие народу ту власть, которую дают и которая ведет общество туда, куда ведет. Каждый орган, в состав которого избирается должностное лицо (депутаты, главы администраций, районов, советники, собрания) должны иметь свою информационную службу. В ней должны быть четко распределены функции, хорошо спланирована работа. Основную нагрузку должны нести, конечно же те, кто занимается информированием на избирательных участках. Главной целью информационной службы,

должна стать не агитация за кандидатов, а зашита избирателя от его неинформированности, от «черного пиара».

В-третьих, известно, что среди избирателей, участвующих в выборах, до 40% является военным электоратом, в который входят военнослужащие, находящиеся в строю, члены их семей, работники ВПК, военные пенсионеры, работники силовых управлений, гражданский персонал военных частей, «военизированное казачество» и др. В этой связи целесообразно программы общегосударственной подготовки военнослужащих, профессиональной учебы включить темы, раскрывающие роль выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления и особенно - роль избирателей. Наибольшую пользу изучение этих тем приносит в том случае, если оно будет приурочено к проведению избирательных компаний.

В-четвертых, информированность избирателей, использование ими права избирать не в ущерб правам и своим и других граждан зависит не только от того, какую информацию они получают о выборах, но и сколько этой информации получают. Поэтому необходимо поставить и хорошо просчитать вопрос о целесообразности совмещения выборов в различные органы власти. Не является ли видимой полезность таких совмещений? Безусловно, при этом будут сэкономлены большие средства. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев даже назвал точную цифру этой экономии при совмещении выборов главы субъектов федерации и депутатов областной думы. В условиях безденежья, огромной нищеты эти аргументы представляются неотразимыми. Но кого предпочтет избиратель, получая одновременно книгу бюллетеней по выборам в различные органы власти? На сколько он будет компетентным сразу комплектовать персональным составом несколько органов власти? С этих позиций совмещение выборов, выполнение ими своего назначения является проблематичными.

Без реализации названных мер наивно надеяться, что все избиратели активно пойдут на выборы и ответственно будут комплектовать персональным составом органы государственной власти и органы местного самоуправления в интересах личности, общества и государства.

В прямой зависимости от информированности граждан о выборах, от подготовленности их к выполнению роли избирателей находится институт кандидатов в органы власти, его состояние, практика выдвижения. Наряду с достойными, компетентными в области управления гражданами в рядах кандидатов оказываются люди,

жаждущие власти, рвущиеся к ней ради личных или групповых корыстных интересов, а нередко и элементы преступного мира.

Значимой угрозой в существующей системе выборов является недостаточная информированность кандидатов о надвигающейся национальной катастрофе, о приоритете национальных интересов над частными, о необходимости включения в предвыборные программы кандидатов, баллотирующихся в один орган, объединяющие идеи и положений.

Одной из причин выдвижения и регистрации кандидатов, непригодных к работе в органах власти является отсутствие профессионального отбора. Никто не сомневается, что для замещения должности, например, оператора сложной энергетической установки, летчика, военного моряка, космонавта требуется профессиональный отбор, но почему то считается, что управлять социальными процессами, решать вопросы, затрагивающие интересы тысяч, миллионов граждан может чуть ли не каждый. К чему приводит такое глубокое заблуждение сегодня очевидно. В этой связи целесообразно законодательно установить институт профессионального отбора кандидатов в органы власти. На этом нельзя экономить. Здесь экономия оборачивается ни с чем несравнимыми потерями. Профотбор должны проходить все кандидаты, включая тех, которые идут по партийным спискам, а его результаты - учитываются при регистрации кандидатов.

Если можно понять и принять когда каждый кандидат в президенты Российской Федерации идет на выборы со своей личной программой, то это непозволительно для кандидатов, избираемых в один орган, для кандидатов в главы субъектов одной Федерации, в мэры городов, в советники районных собраний одного субъекта. Личной программой, не содержащей государственных, региональных, местных интересов того, что объединяло бы всех - предпосылка углубления раскола российского общества, нестабильности, несогласованности работы самих органов власти. В этой связи нельзя признать нормальным отношения политических партий к обеспечению согласованности программ кандидатов по важным вопросам. По мнению ученых Института социально-политических исследований РАН, ни одна из политических партий России не ставит сегодня в повестку дня самых острых для страны вопросов, не дает ответы, как их решать. Поэтому и левые и правые политические силы все больше теряют авторитет и влияние среди населения. Директор этого института, вице-президент Российской академии наук Г. Осипов считает, что программа левых и правых мало чем отлича

ются друг от друга, носят, по существу, характер лозунгов, благих пожеланий, что народу это все уже надоело, он от этого устал и перестает верить и тем и другим (СМ. Сноску 38).

Большую информационную опасность государству представляют избирательные технологии. Они не укрепляют власть и, особенно, верховную. А еще Наполеон говорил: «Слабость верховной власти - самое страшное из народных бедствий». Главная цель современных избирательных технологий - любой ценой протолкнуть кандидата во власть. Реальность такова, что избиратели, которые идут на выборы оказываются «опьяненными» специально отработанной имиджмейкерами информацией, а кандидатами и почти ничего не знают о себе, как единственном источнике власти, об органах, в которые избираются персональный состав, о требованиях к нему. Над содержанием информации о кандидатах, над способами внедрения ее в сознание избирателей нередко работают целые институты, фирмы, фонды, центры, штабы. О том, как победить на выборах рекомендуются десятки солидных источников, методических пособий.

При разработке этой информации учитывается буквально все до мелочей. Начиная от составления социально-экономического, демографического паспорта избирательного округа, разработки популистской, малореальной программы и кончая написанием наиболее привлекательной биографии кандидата, правилам его общения с избирателями. Дело доходит даже до того, что кандидату рекомендуется: мыть голову шампунем и тщательно бриться, иметь чистую обувь и чаще улыбаться, не ковырять в носу и ушах, не махать руками и т.п. В потоке выборной информации избиратель не может найти, прочитать, услышать, увидеть то, что позволило бы ему самому оценить предлагаемых кандидатов, сравнить их между собой и отдать предпочтение тому, который больше всего пригоден для работы в данном органе власти на данной должности.

Поражения и победы на выборах все больше рассматриваются как результат конкуренции финансово-промышленных групп и банков, степени влияния на исход выборов представителей президента РФ в федеральных округах, авторитета политических партий. Все это безусловно имело место в сложившихся условиях и отражает реальную сложную, далекую от истинного назначения природу свободных выборов. Выборы нередко были действительно свободными от соблюдения норм права и морали, от выражения национальных

-------

Сноска 38. См.: Интерфакс «Кто народу ответит честно?» // Красная звезда. - 2001. - 1 марта.

-----------

интересов, интересов человека - всеобщей и высшей ценности. В ряду факторов, оказавших свое влияние на результаты выборов, были информационные избирательные технологии. Именно они, в конечном счете, определяли победы или поражения на итогах выборов. Они еще и еще раз показали свою способность манипулировать сознанием людей, создавать нужное общественное мнение.

Беспрецедентным примером всемогущего пиара (деятельности по созданию нужного общественного мнения) явилась избрание в 1996 году на пост президента РФ больного человека, неуважаемого абсолютным большинством народа, причинившего своей политикой чудовищный ущерб обществу.

Немало было грязи и в выборах губернаторов. Так, за кресло губернатора тихой, но обещающей огромные прибыли. Брянской области боролись не только местные преступные группировки. Здесь хотела взять реванш за свое поражение в Госдуму «уралмашевская» братва. Они бешено агитировали за своего кандидата при помощи екатеринбургских «технологов». В ход пускалось буквально все. И имя президента РФ В. В. Путина, и выставление в качестве кандидата на пост губернатора двух «двойников» действующего губернатора Лодкина.

Информационная оккупация Брянщины началась еще задолго до выборов. Избирателей с головой захлестнул, - по выражению А. Игнатенкова, заместителя председателя Брянской областной Думы, - «девятый вал» бесплатных газет, суммарный тираж которых намного превышал все население области, включая грудных детей. В них яростно и открыто велась компания по дискредитации деятельности органов власти (СМ. Сноску 39).

А вот еще один штрих к избирательным технологиям: «Когда я недавно участвовал в выборах на пост депутата законодательного собрания Архангельской области, то там тоже были пущены в ход самые различные отрасли. Весь административный ресурс был задействован. Включился лично губернатор, приехал в округ, собрал глав администрации и сказал, что если Поздеев пройдет, он расправится с каждым. Открытым текстом. Людей запугивали, моим доверенным лицам угрожали, что их снимут с работы. Более того, мэра одного из городов действительно сняли с работы, потому что он помогал мне организовать встречу с людьми. Выключали свет в зале,

-------

Сноска 39. См. А.Игнатенков, заместитель председателя Брянской областной Думы. Противоправные посягательства СМИ на информационную безопасность в политической борьбе //Политика. Журнал Совета Федерации РФ. - 2000. - № 43. - декабрь. - С. 29.

-----------

когда я выступал. Были случаи, когда просто закрывали дверь и людей не пускали в Дом культуры: у нас, мол, срочный ремонт. Приходилось на ступеньках проводить собрания. Таких непристойных способов достаточно, чтобы снять с дистанции любого кандидата. (СМ. Сноску 40)».

Информационные угрозы избирательных компаний в момент голосования становятся информационными факторами, наносящими ущерб власти, признанной служить интересам личности, общества и государства. Избранная по современным информационным технологиям власть на деле оказывается беспомощной, антинародной.

При любом раскладе аргументов невозможно считать народной власть, работающую не в интересах народа. Невозможно доказать, что разоренная, утрачивающая свою независимость под руководством избранной власти страна, обездоленный, вымирающий по ее милости народ, живущий за чертой бедности и все сильнее беднеющее большинство россиян и т.д. - все это в интересах народа. Считать практику выборов такой власти нормальной могут только недруги России и умалишенные люди. Не изменять ее коренным образом - значит помогать проводить политику «разделяй и властвуй», превращать страну в удобный для разграбления объект.

За истекшее десятилетие многие органы власти, укомплектованные персональным составом путем голосования избирателей убедительно продемонстрировали свою неспособность служить интересам общества. Не случайно в их составе оказались не только люди, непригодные осуществлять самую сложную и трудную, самую ответственную профессию управленца, но и взяточники и даже элементы, сросшиеся с преступным миром. Сами органы, укомплектованные таким образом, нередко раздираются корпоративными противоречиями, тонут в полемике выяснения межгрупповых отношений, и заняты «перетягиванием одеяла» на себя. Поэтому не случайно, что не только те или иные практические меры, осуществляемые органами власти, но и разрабатываемые ими нормативные правовые акты, оказываются несвободными от идей и положений, ущемляющих права и свободы граждан, ослабляющих государство, подрывающих его демократические свободы. Оказался таким и основной закон страны - Конституция Российской Федерации.

Так, статья 43 Конституции РФ гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность только дошкольного и основного обще

-------

Сноска 40. Беседа А.Проханова с П. Поздеевым «Власть - это сила» // Завтра. - 2001. - № 9 (378). - февраль.

-----------

гo (т.е. восьмилетнего) и среднего профессионального образования. ранее в нашей стране нет только бесплатным, но и обязательным было 10-11-летнее образование. Не это ли одна из причин того, как низко упал интеллектуальный уровень общества, а миллионы подростков оказались просто-напросто выброшенными на улицу. Власть, выражающая общенациональные интересы, не могла себе позволить подобное. Конституция РФ содержит и положения, противоречащие формальной логике, устанавливающие неравенство среди равноправных субъектов РФ, закрепляющие «часть равную целому». Так, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа оказались субъектами Российской Федерации и равноправными с Тюменской областью, в которую они входят.

Немало проблем породило установленная Конституцией практика заключения договоров о разграничении предметов ведения и положений между федеральным центром и субъектами РФ. Неслучайно некоторые субъекты добились для себя больше прав по сравнению с другими. Например, республика Башкортостан имеет больше прав, чем граничащая с ней и превосходящая ее и по территории и по населению Свердловская область. Возможно поэтом в свое время было развернуто широкое движение за создание Уральской, Сибирской, Дальневосточной республик. Вряд ли перекройка политической карты России выражала бы наши общенациональные интересы.

Нельзя не сказать и еще об одной противоречивой, но рубящей под корень Российскую государственность, статье Конституции. Статья 13 признает в России идеологическое многообразие (часть 1), но не разрешает государству иметь свою идеологию (часть 2). Что это - правовое недомыслие или злой умысел? Государство без идеологии - это все равно, что человек без ума, больной, дебильный. Известно, что идеология в самом общем виде представляет собой совокупность идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, политическую партию, общество, государство. И не одно государство не живет без своей идеологии.

Демократия не совместима с монополизацией власти в любых ее формах. Однако, Конституция наделила гипертрофированными полномочиями президента РФ. Участники референдума этого не заметили. Проголосовали за Конституцию, которая при неограниченной власти Президента значительно ограничила полномочия Федерального Собрания. «Государственная система с сильноразрушенной верхней палубой», - пишет Владимир Исаков, начальник Правового Управления Аппарата Государственной Думы, - стано

вится причиной неустойчивости всего государственного корабля и при определенных условиях (например, в моменты перехода власти) может спровоцировать опасные политические катаклизмы».

Примеры непрофессиональной, ошибочной, нередко противоречащей интересам общества деятельности органов власти различных управлений можно было приводить еще и еще. Но их очевидность, позволяет заключить, что деятельность органов власти, ее результаты красноречивее всяких слов, подвергают несоответствие выборов своему назначению. Выборы, к великому сожалению, не комплектуют органы таким персональным составом, который был бы самоотверженным, преданным, подотчетным народу и несущим перед ним не только моральную ответственность.

Современное неудовлетворительное состояние выборов, их результатов имеет не мало и других причин. В их ряду отсутствие официальных концептуальных взглядов на выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления с точки зрения безопасности России. Они, в частности, не прописаны в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности РФ. Отсутствие в этих документах взглядов на безопасность через угрозы государству, обществу и личности, которые таят в себе избирательные компании - свидетельства их недооценки. Что может быть опаснее для страны, чем избранная власть, не выражающая общенациональных интересов? Отсутствие таких концептуальных взглядов - показатель теоретической неразработанности этих вопросов, одна из причин недостатков нормативно-правовой базы избирательных компаний.

Основной недостаток правовой базы состоит в том, что она не учитывает реальную обстановку в стране. Выборы, проводимые в соответствие существующей нормативной базой, не дают того результата, который соответствовал бы национальной безопасности России, возрождал и укреплял ее. Даже Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», гарантирует разве лишь добровольность участия в выборах. Закон, как свидетельствует практика, не гарантирует осознанного волеизъявления при выборах.

Выборы должны рассматриваться в качестве важнейшего способа комплектования демократическим путем органов государственной власти и органов местного самоуправления высокопрофессиональным персональным составом, пригодным для работы в органах власти и по своим индивидуальным, нравственно-психологическим свойствам. Именно так должны рассматриваться, готовиться, проходить и оцениваться выборы. Не отвечающие этим требованиям выборы и позволяют им быть средством достижения корыстных, а нередко и преступных целей.

Нормативно-правовая база выборов не отражает должным образом самый главный вопрос - вопрос о народе как единственном источнике власти. Нет идей и положений, обеспечивающих право не просто участвовать в выборах, а участвовать компетентно, сознательно с тем, чтобы пришли в кроны власти люди вполне пригодные с самого начала для работы в них. Нормативные акты никого не наделяют функциями, чтобы вести с избирателями именно такую работу. Признается вполне достаточным, что народ (избиратели) получают информацию только о кандидатах и о том, где и когда будут проходить голосования. Нормативные акты ничего не говорят и на тот счет, как при плюрализме мнений и интересов у избирателей и кандидатов укомплектовать орган власти и органы местного самоуправления так, чтобы весь их персональный состав был един в самом главном - служение делу спасения и возрождения России во имя равноправия и равных возможностей каждого гражданина и каждой семьи.

Сегодня, как никогда, требуется воля и инициатива Президента РФ и депутатов Государственной Думы по совершенствованию правовой базы выборов, по внесению в законодательство дополнений, устраняющих перекосы избирательных компаний, мешающих выборам выполнить свое необходимое назначение. От выборов до выборов избиратели все больше прозревают. Их учит быть избирателями, ответственно использовать право избирать, не быть в плену информационных избирательных технологий сама жизнь. Но не слишком ли дорогую цену приходится платить за столь медленное прозрение, за такие университеты.

Поэтому обеспечение информационной безопасности государства в избирательных компаниях - это самый главный вопрос о том, какую власть будет создавать народ, и как эта власть будет служить народу. Обеспечение этой безопасности сегодня важнее, чем защититься от всех других видов оружия, от самых различных угроз. Обеспечение информационной безопасности в избирательных компаниях - задача всех ветвей власти, органов местного самоуправления, всех патриотических политических партий, общественных объединений. Выполнение этой задачи неотложно.

2.3. Воздействие религиозного фактора на информационную безопасность личности и общества.

Под религиозным фактором следует понимать совокупность потенциальных и реальных возможностей конфессиональных институтов и религии как формы общественного и индивидуального сознания воздействовать на сознание и поведение людей, мотивируя и мировоззренчески определяя смысл, характер и направленность их деятельности. Если выразиться проще, то религиозный фактор выявляет себя тогда, когда вера в человеке наряду с другими формами осознанного поведения выступает причиной и мотивом его мыслей, чувств, воли и поступков. Кстати, в сфере практического поведения, оплодотворенного верой, лежит и критерий веры или неверия. Как и по отношению к истине практика служит оселком проверки человека на предмет отношения его к религии, к вере.

Поскольку религиозный фактор выступает мощным стимулом и мотивом сознания, поведения и деятельности людей, постольку его содержание сопрягается с другими факторами жизнедеятельности личности и во взаимодействии с ними обусловливает линию человеческого поведения. Специфичность религиозного фактора всегда состояла в том, что он исходит из духовных основ формирования и поведения человека, затрагивает внутренние регуляторы человеческого организма, связанные с нравственностью, совестью, самосознанием личности, чувством собственного достоинства, последствиями оценки и самооценки поведения человека. В плане социализации религиозный фактор функционирует, следовательно, преимущественно в сфере интериоризации личности, протягивая все явления и процессы через внутренние фильтры человеческого организма. Отсюда - прочность и стабильность последствий такого регулирования, сила и надежность личностных регуляторов сознания, поведения и деятельности.

Влияние религиозного фактора на информационную безопасность общества и личности в смысле методологии можно определить следующими направлениями: во-первых, в плане характера взаимоотношения религии и средств массовой информации и коммуникации; во-вторых, в смысле отношения той или иной религии к проблеме защиты Отечества и обеспечению национальной безопасности страны, в том числе и информационной безопасности; в-третьих, в плане воздействия религии на нравственно-психологические регуляторы сознания и поведения населения и военнослужащих, которые в конечном счете определяют устойчивость, надежность и

направленность отношения личности к другим социальным задачам и ценностям, в частности - к проблеме информатизации, информационной безопасности.

В независимости от принадлежности людей к той или иной вере или конфессии, само явление информатизации, средства массовой информации и коммуникации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, различных грехов и пороков.

Имея свое специфичное отношение к идеологии, к политике и господствующим политическим режимам, церковь считает недопустимыми явлениями пропаганду насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховную эксплуатацию человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности, учитывая в своей деятельности не только правовые регуляторы, но и нормальные человеческие законы совести, общепризнанные и утвержденные в традициях, опыте и сознании предшествующих поколений.

В одной из социальных концепций Русской Православной церкви, посвященной ее взаимоотношениям со средствами массовой информации, сказано, что «просветительная, учительская и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими средствами массовой информации в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и

христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации.

Православные миряне могут непосредственно работать в светских средствах массовой информации, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов, соответствующих духовным потребностям своего народа и его Отечества. Особенно важно осуществление этой задачи в сложных и переломных условиях развития страны, когда ценностные и ментальные основания человеческого сознания могут быть неопределенны, не прочны и в значительной степени размыты. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь -как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян - располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими средствами массовой информации. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные поло<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...