Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки более быстрого развития Японии по сравнению с другими гос-вами Востока (особенности японского феодализма).




Япония – это единственная страна, которая сумела встать на самостоятельный путь развития, а усилилась и модернизировалась, превратилась в империалистическую державу. Существуют различные т.з. относительно предпосылок более быстрого развития Японии. Это тесно связано с видами проблемы с генезисом капитализма, и эти т.з. имеют право на существование. Одни отрицают какие-то особенности развития, в частности Никифоров в своей книжке считает, что нет оснований развитие Японии отличным от других азиатских стран не по качествам, не по темпам. Т.е. от открытия Японии она ничем не отличалась от других государств. Другое дело. Что японское традиционное общество претерпело модернизацию Мэйдзи. Речь идет о том, что Япония отличается от других стран востока, что к моменту открытия она достигла половой зрелости, но осталась старой девой, только ее возраст был посолидней. Японский историк написал красиво «пшеница росла под снегом».

Другие же считают, и их большинство (начиная с Броделя), что есть основания полагать, что будущие предпосылки для капиталистического развития было создано еще в эпоху Токугава. И к этим предпосылкам относили. Многие эти особенности стран востока они обладали своими особенностями в Японии, т.е. для других они не были характерны. Вот эти формы собственности на землю в Японии сильно отличались. Здесь собственность феодалов на землю сочеталось с крестьянским землевладением. (Япония с ее чистой феодальной организацией землевладения и чисто феодальной организацией хозяйства дает картину европейского средневековья). Т.е. в Японии глубже и дальше зашел процесс распада собственности и существовании мануфактуры. Здесь сложилась система мелкого крестьянского землепользования. Здесь происходило лишение производителя средств производства. Кроме того, что здесь было развито крестьянское хозяйство. Тут только образовался значительный слой зажиточного крестьянства, который обладал правами похожими на частную собственность. И японские города, как и другие восточные города, были ставками дайме (князей), а здесь сравнительно рано приобретают экономического значения, там были вольные города. И они боролись за самоуправление бюргерского типа. В 17 в здесь появляются первые мануфактуры. (дискуссионен здесь вопрос о переходе к мануфактурной стадии промышленного производства – но это очень спорный вопрос). Большинство склоняется к тому. Что мануфактуры были, но мануфактурной эпохи не было….

Япония не знала проблемы кочевников совсем. До середины 20в до американской оккупации – не было случая, чтобы покорили Японию военные силы. Япония – страна не только островная, она имеет мало площадей. Поэтому японцы были вынуждены раньше перейти от экстенсивного развития к интенсивному. В отличие от многонациональных религий государств Азии (Китай, Индия, Османы). Япония обладала автохтонным населением, что способствовала вызреванию нации. Для них характерна ранняя национальная идентификация. Японский национализм, национальное самосознание уходят в глубь веков., т.е. японцы в расовом. Этническом. Религиозном являются на редкость гомогенной нацией (т.е. однородной) они рассматривают свою принадлежность к японской нации как сам собой разумеющийся факт, они разделяют чувство национальной идентичности инстинктивно. В 90е гг вышла книжка Насухиро Накасони «после холодной войны». Он очень интересно пытается объяснить эти причины ранней национальной идентификации. Он пишет, что не поняв этого, нельзя понять Японию. Этому способствовали как внешние так и внутренние факторы. Внутренние факторы – религия. Внешнее – осознание акта существования подавляющего своими красками крупного срединного государства. И все изменения в китае вызывали изменение и в Японии. Японцы осознававшие, что где-то во вне существует развитое государство более развитое, что содвигало их к самостоятельному развитию. Поэтому и усилилось их принадлежность к своей общности. По сути, у них зародился комплекс неполноценности нации. Он трансформировался в воинствующий национализм. Но главные причины сильного чувства национально принадлежности нужно все-таки искать внутри. Главные причины – в японской национальной идее. Корнями уходит в культ синто (религия - синтоизм – чистое воплощение японской идеи – результата непрерывного тысячелетнего философского творчества) оно было адаптировано к другим религиям, но делалось это своим и сильно отличалось от привнесенных аналогов. И как бы они органично не входили в религию Японии. Существовала некая неизменная основа, которая не утратила своей сути несмотря ни на что.

Пусть буддизм очень органично вписал и вроде бы стал своим, но японский буддизм отличается сильно от китайской, индийской и корейской версии воплощением национальной самобытности стало синто. Только через синто и на его основе сформировалась национальная идея. В Японии за века существования культа синто сложилось совершенно особое отношение к своей стране, своему императору. Своей истории и к самому себе. И все это было упрочено мощной пропагандой. Японцы с детства варились вот в этой атмосфере. В Японии сложилось отношение идея божественного происхождения. К древним мифам относились японцы серьезно. Для них это не просто литературный памятник. Сколько история его собственной жизни и во всех учебниках курс истории начинает с с легенды об Аматерасу. У Марка Ферро «Как рассказывают историю детям разных стран мира» - это анализ учеников мира. Есть идея «Кокутай» буквально «тело государства». Этим понятием обозначается сакральная сущность страны. И все школьные предметы в начальной школе отражают и впитывают информацию о Кокутай. В Японии считают. Что нацию формируют школьные учебники. А функция преподавания – ковать патриотизм. Объединять в одно целое. Здесь нация рассматривается как огромная семья, а император ее отец. Ему надо повиноваться как папеньке. А подданные соединены сыновней связью. Ферро утверждает, что в начальном образовании все неизменно. Мещеряков «символ японских обыкновений».

Историки, отдавая дань уважения титулу, переводят «тэнно» как император. Но империи не было. Кроме того, с 1603г. Япония начинает заново. Она была объединена и с этого времени она не знала усобиц. Кроме того большую роль сыграла относительная обособленность от европейцев – все эти особенности предопределили развитие Японии. Поэтому и говорит что колониализм ослабил слабого и укрепил сильного. Поэтому Япония сильнее Китая. У Японии силен комплекс неполноценности по отношению к Китаю. Это заставляло ее развиваться быстрее и качественно лучше.

В итоге Китай делят на сферы влияния, и Япония принимает участие в этом. Нажим на Японию был сравнительно невелик. Проникновение в Китай требовала всех сил и средств. Главную роль в открытии Японии сыграли США. Но как только они ее открыли, они были ослаблены своей гражданской войной, и им некогда было действовать. Япония была очень привлекательна с т.з. военного плацдарма на наступление на азиатский материк. Они не желали усиление Японии. В силу своих особенностей в отличие от Китая со своим естественным протекционизмом. А в Японии комплекс неполноценности – они старались изучать военное дело, языки. Они все это постигали через голландцев. Перенимали европейские достижения. Главное достоинство Японии – умение искусно подражать. И комплекса неполноценности вытекает «Кокутай» - т.е. мы не хуже. Японцы ничего не могут изобрести, у них обостряется способность к подражанию. Т.о. можно сказать, что Япония оказалась в исключительном положении. Главная причина независимости Японии – под влиянием угрозы извне, в условиях открытия и необыкновенной адаптивной способности Япония смогла осуществить модернизацию по европейскому образцу. Европейцы просто не успели здесь обосноваться. В китае же также после опиумных войн проводилась политика усиления, это была попытка модернизация, но результаты другие – крах и поражение Китая в войне с Японией. В Японии реформы состоялись, а в Китае нет.

Вывод – Япония оказалась в исключительном положении. Возможно, ее особенности определяются географического положения. Это единственная страна востока, которая пережила феодализм в его европейском варианте.

Феномен экономического развития Японии. Быстрое развитие капитализма в Японии началось после реформ Мэйдзи. Они дали толчок и перевели на капиталистические рельсы. Бесспорно, что причины революции крылись не в открытии Японии, а в качественных изменениях предшествующих токугавской Японии (т.е. длительный мир, который разложил самурайское сословие и закрытость – привело к экономическому развитию) – корни тут! Идеологическое обоснование революции Мэйдзи появилось еще до появления американцев. Когда Англия и Франция были отвлечены в Китае. США отправили свою экспедицию в Японию – это период Крымской компании. В Японию пребывает миссия эскадры во главе с Перри. Японцы тщетно уговаривали американцев убраться восвояси. Он прибыл в залив Эдо и начал демонстративную подготовку к боевым действиям. Опасаясь разгромом столицы, японцы приняли американцев. Принимать иностранцев – это была политика открытия. Они приняли как тактическую меру - не более. Послание - это лишь тактика успокоения, основанная на обмане. Чиновник, ведший переговоры с американцами писал, что отсутствие надежд на победу, если западные варвары откроют противодействие. Это временно вынуждает Японию идти на минимальные уступки варваров. Т.е. политика открытия ради закрытия. Тактика, основанная на обмане: они всячески стремились либо отсрочить договор, либо его затормозить. Перри передал письмо и объявил, что через год вернется за ответом. Японцы стали усиленно готовиться к обороне морского побережья и когда через Перри вновь появился, то японцы не успев, попытались вновь оттянуть ответ. Но, несмотря на то, ч то ни медлили, американцы такие навели пушки. В итоге без санкции императора японцы подписали договор о дружбе. Они открывали два острова – Хакадато и Симото. Вскоре аналогические договоры были подписаны с Англией, Францией, Голландией и Россией.

Эти договоры 1854-1855г. страны не удовлетворяли. Т.к. это просто были договоры о дружбе. Он разрешал иностранным судам заходить в порты, т.е. это были не торговые договоры. Спустя 24г., не дожидавшись высочайшего утверждения, сёгуны подписали торговые неравноправные договора, по которому устанавливалась иностранная и консульская юрисдикция. Иностранцы получали права поселенцев, и Япония лишалась таможенной автономии – «Ансейские договоры». Япония начала превращаться в зависимое государство. После подписания торгового договора, руководящую роль стали играть англичане, и они соперничали с французами. Но. Считается, что заглавную роль, тем не менее, сыграли американцы.

В к апреля 1852г. МИД России представил записку по японским делам, где обращалось внимание правительства, что США решили послать огромный флот, чтобы устрашить Японию и комитет рекомендовал отправить экспедицию к Японии. Чтобы получить возможность стать благоприятствующей нацией Японии. Между Россией и Японией. Во главу отношений был поставлена цель - наладить компромисс с Японией. Путятин предложил установить границу и установить торговые отношения. Японцы тянут резину как могут. В феврале 1855г. японцы заключили договор. Синодский трактат – трактат о торговле и границе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...