Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение «новых османов» 60 – 70-х гг. XIX в. Конституция Мидхата паши.




Общественно-политическое движение главная цель – создание представительных учреждений, дать конституцию. Оно предшествовало зарождению журналистики, публицистики и т.д. весь 19в. с проводились реформы. Первый этап реформ – реформы Селима 3 и Махмуда 2 – они проводились самими правителями потому имена значатся в их названии, во имя господствующего слоя в целом. Они были условием сохранения их власти и главным стержнем реформ и селима и Махмуда была военная реформа, но селим 3 хотел совместить традиционные воинские части. Он создал новую систему пытаясь вдохнуть жизнь в старое янычарское войско. Эти реформы стоили ему жизни, в результате сопротивления янычар Селим 3 был задушен. Своих неудачным опытом реформ он указал путь Махмуду. Он начал с го, что уничтожил янычарский корпус, он уничтожил старую почву. Да и успешно реформы вестись не будут без подготовки кадров – отсюда распространение светского образования. Выпуск газет, попытка перенести европейские институты в сферу управления (гражданский военный кодекс по французскому образцу). Следом с 39г. начинается эпоха Танзимата (танзимат = реформы). С 39г. до крымской войны. 2ой этап с крымской войны. Эти реформы отличаются от первого этапа тем, что здесь проводниками были отдельные представители, выдающиеся сановники. Которые с помощью реформы пытались поправить свое положение. Это Байрактар и Мусатфа Решид Паша. Это все было реформы сверху. В результате этих реформ появились люди. Другие люди. А новые османы – это движение снизу. Отправной точкой был 1865г., когда была организована эта тайная ячейка.

Движение новых османов стало возможно только благодаря реформам. Движение было инициировано снизу. в результате развития образования и светской культуры появляется молодая интеллигенция, принадлежащая к среднему классу, знавшая иностранные языки, учившаяся за рубежом. Запад у них на глазах претворял либеральные принципы. Их отличие состояло в том, ч то в правление Абдул Азиза было идти дальше и находить фундаментальные способы ограничения власти в западном контексте.

Это было конституционное движение.1 этап – новые османы 2 этап – младотурки. Их девиз – новая свобода. А девиз Танзимата справедливость. Целью молодых реформаторов было конституционное правительство. Они пытались синтезировать.

Ибрагим Шинаси, Н.Кемаль. Ибрагим Шинаси – влиятельный редактор газеты, Кемаль –политический журналист. Зия Бей служил в личном аппарате султана. Это деятели Танзимата, они появились благодаря этим реформам.

Они были зачинателями газетной публицистики, частной прессы и здесь занимали большое место идеи просветительства, стремлением объяснить отсталость недостаточным образованием. Популяризировались естествознание и его деятелей. Популяризировали распространение знаний в стране, ратовали за чистоту турецкого языка. Вводили в турецкие языки такие слова как свобода, нация, и т.д.

1865г. – на вилле в пригороде Стамбула собралась небольшая группка интеллигентов, они объявили себя тайным обществом. На этом историческом пикнике. (аналог наших политических маёвок). Создали патриотический альянс, они стали известны как «новые османы». Их насчитывали вскоре 250 чел члены его действовали в ряде несвязанных друг с другом подпольных групп и помимо поэтов и публицистов в общество входили представители военной бюрократии. Сторонники новых османов были среди образованной части офицерства, военных училища. Они осуществляли свою деятельность с помощью книг и журналов. Первоначально не имели плана действий. Просто были не довольны политикой османов. В 66г. они предпринимали попытку путем заговора ввести конституции: захватить султаны во время проезда его через мечеть и они были преданы, заговор провалился. Были против них репрессии. Часть бежала в Европу. Эмиграция здесь сыграла большую роль. Именно в эмиграции они стали искренними сторонниками конституционного правления. Занимались переводами и главное – на них оказало большое воздействие знакомство с практическими европейскими результатами.

Намык Кемаль пропагандировал 2 концепции свободы и отечества, его идея основывалась на политическом уважении прав граждан, главное – идея суверенитета народа. Властные полномочия правительства дб получены от тех кем он управляет. В своей программе он соединил эти принципы с принципами Корана. Т.е. опять вот это совмещение традиции и новации.

Образец для них неукротимый Лондон. Требование конституции стало их основной частью и вторая идея – идея османизма, они новые османы. Провозглашение конституции дб создать подлинное единение народов, решить национальный вопрос. Порта обеспокоенная деятельность новых османов за границей провела испытанный трюк – разрешила вернуться на родину, якобы все прощают. На пост великого визиря назначили Метхата Пашу, который сердцем лежал к новым османов – вот тут они поверили и вернулись.

Но газета Кемаля была закрыта, он был выслан и был там в течении 3 лет. Весной 1873 правительству формально удалось положить конец деятельности новых османов, но идеи распространяются.

Когда идеи были разгромлены. Метхат паша родился в семье кадия, закончил медресе. Получил хорошее традиционное образование. Поездки дали ему большой опыт о том, как управлять. Он посетил ряд европейских столиц, эта поездка произвела на него ошеломляющие впечатления. Контраст был разительным.

Путешествие укрепило Метхата в том, что нужны перемены. В провинциях он проводил реформы не на бумаге а в реальности. Много сделал для развития жд, по сх, промышленности. Но при этом он был убежденным османом. Он начал создавать смешанные школы, чтобы поднять образование и сплотить разнородные элементы – мусульман и немусульман. Будучи богатым человеком, он принадлежал той плеяде, который лично показывал свое приобщение к цивилизации. Его деятельность отвечала болгарским интересам. Он поставил цель укрепить центральную власть поддержкой болгарской буржуазии, но этой реформе не стоили не копейки, т.к. оплачивалось из казны болгар, но все это ничтожно, провально, т.к. Болгария уже давно мечтала избавиться от османов. В 68г. он был отозван в Стамбул и больше не вернулся. Сами болгары относились очень противоречиво.

Метхат как врач-диагност. Одной из основных причин паша видел в том, что османская империя приходила в упадок, т.к. турки не реформировали свои государственные институты и не реформируя их они не получили тех свобод. В то время когда европейцы добивались прогресса османские подданные оставались в темноте. В стране не было личной свободы. Личная свобода по его словам – основа порядка и процветания. Но свободу он понимал не в духе убить дракона, а в духе Монтескье – жить по закону. И отсталость империи связывал с недостатками образования и что делать – просвещаться! Как и все идеологи, он не был человеком, слепо поклонявшимся западной культуре. Кто виноват – султан и порта. Их политика. Огромное влияние на эволюцию оказывал рост национальных движений. Но при этом Метхат был убежденным сторонником власти султана, но без произвола. Со временем критика абсолютистской власти султана получила свое развитие в естественном выводе ограничить власть султана. Как?! - с помощью конституции и палаты депутатов.

В середине 70-х гг. сложились благоприятные условия для борьбы за конституцию, хотя на самом деле это было очень тяжелое положение. Вскоре внутри страны начинаются восстания – т.н. балканский кризис. В 76г. огонь восстаний перекинулся на Болгарию. Возникает угроза вмешательства Европы в дела Порты. Эти события вызвали общие волнения в Турции, и Метхат Паша был введен в кабинет министров в кач-ве министра юстиции, но его надежды лопнули, и вскоре он подал в отставку. Позже пытался заручиться поддержкой Англии, сумел привлечь на свою сторону недовольных учащихся. Они не были сторонниками конституции. С них начинается открытая борьба. Вскоре Метхат Паша вернулся в правительство, но поста никакого не занимал.

Когда Метхат Паша понял, что султан собирается ограничиться перестановками, то он начинает готовить переворот. Вместо него султаном дб стать Мурад 5. Восхождение Мурада 5 было долгожданным событием для либералов. Сразу вернулись новые османы. Он соглашался царствовать но не управлять. Но эти ожидания н оправдались. Он был алкоголиком. Позже Мурад 5 помешался, он не мог не только управлять, но и царствовать. С 76г. год трех султанов, когда была провозглашена конституция.

Метхат прилагал все усилия, чтобы предотвратить восстание на Балканах. Сербия обратилась к Европе за помощью. 6 держав во главе с Англией решить балканский кризис. В обмен на конституцию они предложили новому султану правление. Он на престол вступил Абдул Хамид 2 и пост визиря при нем занял Метхат Паша. Важным вопросом было – насколько нужно ограничить власть султана и насколько нужно предоставлять самоуправление провинциям. Что подразумевал под конституцией его автор - Метхат: конституция – это учреждение в духе свободы и равенства, которое представляет бессословные равные права. И султан, и министры дб нести ответственность перед консультативной ассамблеей. Абсолютная власть ограничивало подчинению воли ассамблеи. Опор на демократию доказали из Корана. Как бы подтвердили связанный закон. Заключительный документ не совпадал с тем, что предлагал Метхат. Султан как мог отстаивал свои собственные привилегии. Он не проявил намерение, он просто тянул резину, а вот Метхат спешил. Ему нб принять конституцию до созыва конференции в Константинополе. Метхат идет уступку за уступку. Ему она нужна любой ценой. А султан этим пользовался. И вот 23 дек 1876г. тогда шел и перед зданием высокой порты зачитали султанские указы о провозглашении конституции, которая была совместима с Кораном и являлась продолжением реформ, в завершении прогремел салют. Салют возвестил превращение Турции в конституционную монархию. Это было в тот же день проведения конференции и сделало невозможность ее деятельность, все вопросы отправились в меджлис.

Первая турецкая конституция представляла собой вот что. Личная свобода равенство перед всеми. Не важна религия, сословие и т.д. пропорциональное распределение налогов и неприкосновенность жилища. Собственности. Провозглашались буржуазные свободы печати, слова, гласность, несменяемость суды. Буржуазное образование. Конституция предусматривала 2-х палатный парламент. То было законодательное учреждение, решение палаты депутатов подлежали утверждению в сенате. В конституции определялись права и обязанности чиновников и министров в империи. За султаном сохранялись широкие права. Были аннулированы пункты об ответственности должностных высших лиц перед парламентом, премьер-министр нес ответственность перед султаном, а вот сами министры не перед кем не были ответственны. В этой спешке Метхат согласился на статью: его величеству султану принадлежит право изгонять лиц, признанных в ущерб гос-ва. – вот эта лазейка для султана. И новые османы буквально плакали, они были готовы вообще отказаться от конституции, принимая поправку, ведь она уничтожает все то положительное, что дал Турции танзимат. Здесь была отражена идея целостности османской империи, которая никогда и не при каким условии разделить быть не должно, что ставило любые национальные, антигосударственные движения в не закона.

Были отличия османской специфики – вобрала идеи Махмуда 2 и Танзимата. Главное отличие – европейские конституции были завершением и оформлением длительных политических процессов, а здесь это вне времени. Неосознанно общество. Все это не имело своей основы. Это было забегание вперед. Сторонники Метхата как и раньше составляли меньшинство, население приняло конституцию без энтузиазма, никакого представления они не имели. Это был маневр Абдул Хамид и плюс ошибки Метхата. И все это предопределило неуспех конституционного движения. Когда стало ясно, что конференцию удалось сорвать се встало на куруги своя. Пошли репрессии. Турция осталась один на один с Россией. Султан начал репрессии и против Метхата. Никаких волнений в столице не произошло, его отправили в ссылку в Италию (мне бы такую ссылку:D). Абдул постепенно трансформировался в абсолютного монарха.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...