Тема 1.8. Технология выполнения различных видов уборочных работ
1. Подготовка к уборке гостевых номеров: распределение персонала, статус номеров, распределение уборки 2. Уборка гостевых номеров и типы уборки 3. Уборка гостиничных и вспомогательных помещений Подготовка номерного фонда к заселению является сложным и ответственным этапом, который требует хорошей организации работы различных служб и департаментов. Для четкого и своевременного размещения и обслуживания гостей персонал должен быть профессионально подготовленным и иметь соответствующие навыки обслуживания гостей. Технология приема гостей и их заселение предусматривает следующие мероприятия: 1. Наличие в службе приема компьютерной программы, в базе данных которой содержится полная информация о состоянии номерного фонда всех категорий, паспортные данные гостей, а также бухгалтерская информация (счет каждого гостя об оплате прозвания, питания, дополнительных услуг). Процедуру занесения данных в компьютер осуществляет дежурный администратор. 2. Наличие информационных листов, заполняемых на каждом этаже (шахматки). Оформляется данный документ поэтажным персоналом (дежурным по этажу). В шахматке отражается информация о проживающих на этаже, общее число занятых номеров, данные по переселению из номера в номер, число гостей, проживающих в каждом номере, даты заездов и выездов из гостиницы, число забронированных номеров. 3. Проведение уборочных мероприятий жилого фонда гостиницы и общественных помещений. Старшая горничная контролирует заезд гостей и их размещение на этаже, своевременность подготовки номера к заселению и качество выполненных горничными уборочных работ. 4. Оформление заявок на своевременный ремонт и ликвидацию всех неполадок в номерах в инженерно-техническую службу гостиницы.
5. Проведение определенного вида уборки (генеральной, после выезда гостя, уборки забронированного номера). Гостиница — это предприятие, которое работает в непрерывном режиме обслуживания, а следовательно, к нему предъявляются высокие санитарно-гигиенические требования. К какой бы категории не относилась гостиница, она постоянно должна быть чистой, равно как и прилегающая к ней территория. Это требует огромного повседневного труда персонала гостиниц по уборке территории, двора, жилых и административно-хозяйственных помещений. Поэтому важно знать, как лучше организовывать и проводить работы по благоустройству и уборке, обеспечению чистоты в гостиничном хозяйстве. Для осуществления быстрой и высококачественной уборки с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм гостиница должна располагать: - высококвалифицированным профессионально подготовленным персоналом; - полноценным инвентарем, современными уборочными материалами; - современными видами уборочных машин и механизмов. Важным является правильное распределение времени, затраченного на уборочные работы. Необходимо, чтобы уборка производилась быстро и без лишних затрат времени и усилий со стороны обслуживающего персонала. При выполнении уборочных работ существует несколько важных принципов: ü поэтажный персонал должен «как можно меньше попадаться на глаза» гостю; ü уборочный инвентарь и уборочные инструменты не должны оставляться в местах общего пользования; ü горничные, уборщицы не должны отвлекаться на личные дела во время выполнения уборочных работ. Выполнение этих принципов является критерием уровня культуры обслуживания в данной гостинице. Выделяют следующие категории уборочных работ: - уборка территории, прилегающей к гостинице; уборка площади центрального входа и вестибюля и некоторых помещений вестибюльной группы (гардероб);
- уборка мест общего пользования: лестниц, коридоров, холлов, административных, служебных и подсобных помещений; - уборка номерного фонда (жилых номеров + узлов индивидуального пользования). Все виды уборочных работ осуществляются работниками службы обслуживания номерного фонда. Замена работников различных категорий друг другом может производиться только по распоряжению руководства при производственной необходимости. Заместитель директора службы обслуживания номерного фонда организует работу всего обслуживающего персонала гостиницы. Для выполнения уборочных работ существуют следующие категории персонала: - горничные, которые убирают жилые номера; уборщики, занятые на уборке коридоров, холлов, лестниц, вестибюля; уборщики производственных и служебных помещений, мастерских и технических служб. Уборочные работы всех гостиничных помещений делятся по виду и назначению на несколько групп: ü уборка внутренних помещений и мест общего пользования; ü уборка санузлов общего пользования; ü уборка жилых номеров. Выделяют следующие виды уборки жилых номеров (гостевых комнат): Ø уборка после выезда гостя; Ø ежедневная текущая уборка; Ø генеральная уборка; Ø уборка забронированных номеров; Ø промежуточная или экспресс-уборка Для правильного обеспечения уборки и максимальной чистоты помещений, а также находящихся в них предметов оборудования при минимальных затратах сил и времени необходимо соблюдать определенную последовательность в работе. Последовательность уборки многокомнатного номера: Ø спальня; Ø гостиная; Ø столовая; Ø кабинет; Ø прихожая; Ø санузел. Последовательность осуществляемых видов уборки: Ø забронированные номера; Ø текущая ежедневная уборка; Ø после выезда; Ø экспресс-уборка.
Планирование рабочего дня работников АХС — одна из важных задач управленческого звена службы. В зависимости от размера номерного фонда и организационной структуры АХС этой задачей занимается старшая горничная (супервайзер), дежурная по этажу или администратор. Отсутствие четкого плана текущего дня приводит к сбою в слаженной работе коллектива, снижению качества обслуживания гостей.
По очереди одна из старших горничных работает старшей смены АХС (leader team) и отвечает за организацию уборочных работ службы данного дня. Старшая горничная смены начинает работу в 7. 00, т. е. на 1 —1, 5 ч раньше остальных сотрудников службы. За это время она должна ознакомиться с информацией в «Книге передачи смен», где сделаны акценты на самых важных моментах предыдущих и предстоящих суток. Утром нужно выдать ночной горничной газеты, список номеров, в которые их следует принести (номера комнат и фамилии гостей). Эти газеты гостиница выписывает для своих гостей (бесплатная услуга). Их раскладывают гостям категории VIP и гостям, проживающим в номерах высшей категории. Если утром в номере горит свет, то газету передают гостю в руки. Когда горничная не уверена, что гость проснулся, газету следует положить в пакет с логотипом отеля и повесить на ручку двери. Можно позвонить в Room Servise и если гость заказал завтрак в номер, то газету можно передать официанту и гость получит свежую прессу вместе с завтраком. Далее старшая смены (leader team) изучает информационную тетрадь о специальных просьбах гостей во время их проживания в отеле. Например, гости просят делать уборку в номере до 10. 00, после каждой уборки оставлять в номере дополнительно две простыни, не заходить в номер во время всего пребывания гостей в отеле и т. д. В тетради указывают номер комнаты, даты проживания и пожелания гостя. Эту информацию можно вносить в базу компьютера (если позволяет компьютерная программа), и при распределении работы она будет указана у номера комнаты данного гостя. Пожелания гостей (например, гость постоянно просит дополнительные подушки или сделать более ярким освещение в номере и т. д. ) вносят в «Историю гостя» (в примечания) в компьютер. При следующем приезде гостя следует предвосхитить его ожидания и заранее приготовить все необходимое в номере. Такие приятные неожиданности гости высоко оценивают.
Принимая утром смену, необходимо проверить число генеральных ключей (мастер-ключи) в сейфе. Генеральный ключ может открыть все номера в отеле. Важным этапом утренней работы старшей смены является распределение объема работы между сотрудниками (горничными, су- первайзерами, уборщицами) на данный день с учетом информации в «Книге передачи смен» и особых пожеланий гостей. По возможности на каждую горничную следует распределить одинаковое число номеров после отъезда гостя и жилых номеров (текущая уборка). При распределении работы учитывают число комнат в номерах, их площадь и класс. Так, уборку номера president apartment из четырех комнат приравнивают к уборке трех-четырех однокомнатных номеров, а уборку номера люкс из двух комнат — как уборку двух однокомнатных номеров. Примерная норма уборки горничной за смену составляет 12— 17 номеров. Время для разных видов уборочных работ каждый отель устанавливает самостоятельно, исходя из категории номера, количества комнат, их площади. Для определения временных и трудовых затрат при уборке проводят хронометраж и определяют, сколько времени горничная делает определенный вид уборки. Приведем пример продолжительности разных видов уборочных работ стандартного однокомнатного номера: • текущая уборка в жилом номере — 15 — 20 мин; • текущая уборка со сменой белья в жилом номере — 20 — 30 мин; • уборка номера после отъезда гостя — 30 — 40 мин; • вечерний сервис — 3 — 7 мин; • влажная уборка в забронированном чистом номере — 3 — 5 мин. Исходя из этих данных, можно более точно определить число номеров для горничной на рабочую смену и эту норму записать в стандарты АХС. Но все равно эта норма будет относительной, и горничная будет работать в номере столько времени, сколько ей необходимо для качественной уборки помещения. С 8. 45 — 9. 00 старшая смены проводит планерку, на которой выдает персональные задания горничным и уборщикам на рабочий день. При этом следует обратить внимание на срочность выполнения определенных видов работ, дать информацию о заездах групп, встречах гостей категории VIP, подготовке номеров к ремонту, т. е. рассказать о планах и задачах на текущий день. На планерке можно поздравить коллег с днем рождения, отметить лучших. Сотрудники службы получают зонные или поэтажные ключи под расписку. Старшей смены необходимо проверить кладовые на наличие химических средств, составить список недостающих расходных материалов и передать его начальнику или заместителю начальника службы.
Качественное исполнение работы в АХС требует тесного сотрудничества с такими службами гостиницы, как служба приема и размещения, инженерная служба, служба организации питания, и другими службами отеля. Старшая смены ведет учет занятости номерного фонда, отслеживает соответствие данных компьютера с фактическим состоянием номеров. Например, по данным компьютера номер занят, а горничная сообщила, что вещей в номере нет. Также старшая смены решает сама или согласовывает с начальником службы вопросы о нештатных ситуациях. В обязанности старшей смены входит корректировка рабочего задания горничных и других сотрудников в соответствии с бронью и возникшими изменениями (внезапный отъезд гостя, заезд группы раньше указанного времени и др. ). В обязанности старшей смены также входят: • проверка номеров, подготовленных к встрече гостей категории VIР; • контроль за подготовкой номеров к конкретному времени заезда гостей; • оформление, учет и хранение забытых гостями вещей; • своевременное оформление актов об ущербе имуществу отеля; • ответы на звонки гостей и коллег в соответствии с утвержденными в отеле (сети отелей) стандартами телефонного общения; • прием заказов от гостей на стирку, химчистку, глаженье их личных вещей; старшая смены вводит в программу компьютера данные счетов этих заказов; • контроль сроков выполнения заказов с учетом всех пожеланий гостей; выдача информации по широкому спектру вопросов; своевременное принятие решений в любой сложившейся ситуации; • контроль за работой уборщиков общественных помещений, а также за выполнением заявок сотрудниками инженерной службы; • информирование руководителя службы о выполнении поставленных задач. За 10 мин до окончания смены старшая смены принимает отчеты о выполнении рабочих заданий за день. В некоторых гостиницах функции старшей смены выполняет дежурная по этажу. Она же иногда проверяет и качество уборки номеров. Помимо старшей смены, ответственной за организацию рабочего процесса в данный день, в АХС работают старшие горничные, которые отвечают за организацию и качество выполненных работ на конкретном участке службы (этаже, в зоне). Они отвечают: • за внешний вид горничных, уборщиков; • проверяют состояние рабочей тележки горничной, соответствие ее комплектации стандартам отеля; • следят за соблюдением горничными санитарных правил и стандартов АХС во время уборки номеров и мест общего пользования; • своевременное обеспечение горничных и уборщиков моющими средствами для уборки; • качество уборки и подготовки номеров к заезду гостей; • планирование своей работы по проверке номеров. Каждая старшая горничная за смену должна проверить все номера после уборки горничной (примерно 40 номеров) и чистые номера на закрепленном за ней участке работы. Контроль качества текущей уборки номеров и непосредственно уборку проводят в отсутствие гостя в номере. Жилые номера (если гостя в номере нет) рекомендуется проверять на последнем этапе уборки номера, например: пока горничная приводит в порядок ванную комнату, можно проверить гостиную и спальню. В таком случае при наличии недочетов в уборке горничная сможет их устранить в кратчайшие сроки. Номера после отъезда гостя нужно проверять сразу по окончании уборки (особенно это актуально в период высокой загрузки), а информацию о перемене статуса номера — срочно передать портье. С особой тщательностью нужно контролировать качество текущей уборки в номерах гостей категории VIР. В течение всего рабочего дня старшие горничные систематически проверяют индивидуальные листы-задания горничных и корректируют порядок выполнения работ согласно сложившейся рабочей ситуации. При обнаружении недостатков в качестве уборки они возвращают горничную в номер для устранения замечаний. Номера тщательно проверяют, обращая внимание на неисправности и поломки. При необходимости нужно дать заявку на ремонтные работы в инженерную службу. За 20 мин до окончания смены старшие горничные, работающие на этажах, должны проверить рабочие тележки горничных, уборщиков и состояние закрепленных за ними служебных помещений и общественных территорий. В конце рабочей смены старшие горничные подписывают рабочие листы горничных о работе, проделанной за день. Следует обратить особое внимание и вписать в свой лист контроля номера комнат, где висит табличка «Просим не беспокоить» (т. е. гости отказались от уборки или просят убрать номер позднее). Необходимую информацию следует оставить в «Книге передачи смен» и сдать ключи (оставить в сейфе). Грамотное планирование рабочего дня способствует эффективной работе и рациональному распределению сил в течение смены. Рабочий день горничной начинается в 8. 30, планерка в офисе — 8. 45 — 9. 00. Сотрудникам службы сообщают информацию об особенностях данного дня, выдают индивидуальные листы-задания и ключи. Лист задания горничной
Горничная проверяет чистоту закрепленных за ней общественных помещений и выполняет уборку коридоров, холлов на этажах. Не рекомендуется в это раннее время пользоваться пылесосом, так как многие гости еще отдыхают. Горничная комплектует рабочую тележку в соответствии со стандартом АХС, раскладывая чистое постельное белье, полотенца, индивидуальные косметические средства, ведро с моющими средствами и салфетками для уборки. Затем горничная направляется на закрепленный за ней этаж. Последовательность уборки номеров зависит от ситуации, которая складывается в данный день, данный момент. В высокий сезон, при загрузке 100 %, иногда сложно спланировать последовательность уборки номеров. Старшая смены, владея всей информацией, постоянно корректирует работу, сообщая горничным, какие номера забронированы и их нужно убирать в первую очередь, а где гости продлили пребывание в отеле и просят их не беспокоить. Если нет экстренных поручений, то горничная должна придерживаться следующих рекомендаций: • в первую очередь убирают номера, где висит табличка «Просьба убрать мой номер»; • в период высокой загрузки в первую очередь также убирают номера после отъезда гостей; • затем делают влажную уборку в чистых забронированных номерах. Она должна быть выполнена до 12. 00. Если известно время заезда, то влажную уборку выполняют за 30 — 40 мин до прибытия гостя; • в номерах, где проживают гости категории VIP, уборка должна быть сделана до 12. 00; • уборку в жилых номерах следует выполнить до 14. 00 (15. 00, 16. 00) — это текущие уборки, а также текущие уборки со сменой белья; • далее горничная убирает номера после отъезда гостей, на которые нет брони или они забронированы на поздний час. Горничная должна сообщать администратору (старшей горничной) о всех моментах, требующих внимания: нет багажа в номере, где гость прописан, гость не ночевал в номере, в ванной комнате жилого номера неполный комплект полотенец, на этаже посторонние люди и пр. Обед горничной продолжается 30 — 60 мин в интервале с 12. 00 до 15. 00 (это зависит от указаний в правилах внутреннего распорядка). К концу рабочего дня горничная должна убедиться в следующем: • все предписанные номера, служебные помещения и общественные территории убраны; • дополнительные задания выполнены; • рабочая тележка в порядке; • рабочий инвентарь в идеальном состоянии; • рабочий лист-задание содержит полную информацию о проделанной работе и подписан старшей горничной (супервайзером). За 10 мин до окончания смены горничная подходит в офис старшей горничной (супервайзера), сдает ей ключи, лист-задание и отчитывается о выполненной работе. Во время отчета следует обращать внимание на неубранные номера с указанием причин. Необходимо сообщить старшей горничной об особых просьбах (пожеланиях) гостей. После окончания рабочего дня горничная оставляет свою форму в шкафу или отдает ее кастелянше для передачи в прачечную. Перед уходом с работы горничной следует посмотреть график выхода на работу на следующий день.
Комплектация тележки горничной Незаменимым помощником горничной в уборке помещений с недавних пор стала уборочная тележка. Различают уборочные тележки для влажной уборки, для сбора мусора, а также многофункциональные уборочные тележки. Администрации гостиницы необходимо создать все условия для того, чтобы горничным было удобно и комфортно убирать вверенный им участок работы. Качество работы горничных зависит от множества факторов, и не последнюю роль при этом играют средства, которые должны помочь и максимально оптимизировать ее труд, и одно из этих средств — специальные тележки. Приобретая тележки, необходимо знать размеры помещений, в которых их предстоит использовать, а также количество номеров, которые должна убрать горничная за один рейс. От количества номеров и количества горничных, работающих одновременно, будет зависеть общее количество тележек в отеле. Габариты тележки зависят от того, на какое количество номеров она рассчитана. Исходить в первую очередь нужно из того, чтобы тележка, стоящая в коридоре, не препятствовала проходу гостей. Если есть необходимость переезжать с тележкой с этажа на этаж, то ее габариты также имеют значение. В этом случае есть и другой вариант, когда на каждом этаже находятся свои тележки, и с этажа на этаж их не перемещают. И еще один важный показатель — тележки должны рациональным образом размещаться в помещении для их хранения. Размеры тележки зависят и от ассортимента продукции1, которую нужно будет перевозить. Важный показатель тележки — ее масса. Тележка должна быть устойчивой и выдерживать нагрузку того, что на нее выложено, но в то же время она не должна оказаться слишком тяжелой для горничной. Тележка горничной должна быть маневренной. Все тележки должны быть оборудованы тормозами, чтобы зафиксировать остановку, иметь бамперы (амортизаторы), чтобы не повреждать стены и углы в коридорах. Колеса не должны оставлять следов на напольном покрытии. Не последний фактор — внешний вид тележки. Полки тележки могут быть монолитными и изготовлены из пластика; мешки (для грязного белья и мусора), как правило, многоразовые, изготавливаются из плотной ткани, их объем измеряется в литрах. Тележку нужно подбирать с учетом выполняемых сотрудником работ (уборка номерного фонда, общих площадей, технических помещений и т. д. ). Для АХС необходимы, как минимум, два вида уборочных тележек. Одни предназначены для уборки общественных помещений гостиницы. Это узкоспециализированные тележки, их используют только для влажной уборки. На них перевозят ведра, мопы (текстильные насадки), тряпки, а также необходимые химические средства для уборки. Второй вид — многофункциональные тележки, их используют там, где необходимо бесконтактно перевозить гостиничную косметику и химические средства для уборки номеров, чистое и грязное белье. Стоит обратить внимание на материал, из которого сделана тележка. Это может быть как пластик или алюминий, так и нержавеющая сталь в качестве основы конструкции. Тележки уборочные изготовлены из материала, легко поддающегося обработке с применением дезинфицирующих средств. Комплектация тележки должна соответствовать санитарным правилам и нормам, действующим в Российской Федерации. К уборочным материалам относят чистящие и моющие средства; инвентарю – емкости для воды, щетки, салфетки; оборудованию – пылесосы, поломоечные машины, специализированные тележки горничных. Тележку имеет каждая горничная, обслуживающая от 12 до 14 номеров в день. Схема ее комплектации представлена на рисунке:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|