Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика в арт-терапии. Занятие I. « Рисуем круги..»




Общие замечания. Приоритетные цели

Данное занятие подходит для начала и завершения АТ работы. Оно способствует разви­тию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить лич­ностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; вы­являет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования груп­повой сплоченности.

Оптимальное число участников — 14-16 человек (две малые группы). АТ пространство орга­низуется следующим образом: два больших стола (мож­но составить ученические парты), вокруг которых рас­ставлены стулья и стол арт-терапевта.

Материалы:

Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бу­маги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобрази­тельные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, мас­ляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется са­мостоятельно каждым участником). Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Многие дети очень переживают и расстраиваются, если в процессе работы проливают воду, пачкают одеж­ду краской. Чтобы такие досадные случайности не огра­ничивали спонтанности и свободы творчества и не сни­жали терапевтического эффекта занятия, необходимо заранее позаботиться об удобной спецодежде.

Основные процедуры. Этапы

(Инструкции для участников выделены курсивом. )

1. Настрой («разогрев»). Варианты упражнений:

Каракули.

Передача листа по кругу.

Рисунок по кругу.

2. Индивидуальная работа.

• Займите место за одним из столов. При жела­нии свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

• Нарисуйте кружок желаемого размера понра­вившимся цветом.

• Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображе­ния со стороны.

• Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в простран­стве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

• Обведите контуры рисунков.

• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представь­те, что прокладываете дороги.

• Заполните пространство каждого из своих кру­гов сюжетными рисунками, значками, символа­ми, т. е. придайте им индивидуальность.

3. Коллективная работа.

• Походите вокруг листа-картины, вниматель­но рассмотрите рисунки. Если вам оченъхочет-ся дорисовать что-либо в кругах других участ­ников, попробуйте с ними об этом договориться.

• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понра­вились. Будьте бережны к пространству и чув­ствам других!

•  Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участни­ками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает соб­ственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые по­желания, которые ему написали другие участники.

Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации

Для этой техники выбран именно круг как мифологи­ческий символ гармоний. Считается, что круг из-за отсут­ствия острых углов — самая «доброжелательная» из всех гео­метрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность, ифивость.

Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объе­диняет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.

Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, пред­почитают окружности всем другим фигурам. Это, види­мо, связано с простотой круглой формы.

Рисовальщик, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак... », погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность ли­ста до самого края, словно открывая их для себя. Мно­жество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекаю­щимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой са­модостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание [3].

Рисование в круге принято называть техникой рису­ночной мавдалы («магический круг»). Как следует из пси­хологического словаря, мандала — символический рису­нок, обычно квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. Это — своеоб­разный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самость, целостную личность, ее гармоничное состояние, а также тонкие, не­выразимые обычными средствами переживания (К. Юнг). В последние годы эта техника стала применяться и как проективный психодиагностический инструмент.

Предложенный вариант занятия в некотором смыс­ле сходен с социометрическими методиками, имеет зна­чительную диагностическую ценность.

Одна из задач 1 этапа состоит в знакомстве и/или сближении участников группы посредством совместных действий. Для этого, по словам Р. Гудман, особенно подходит упражнение «Передача листа». Оно ценно тем, что рисунок не имеет авторства, а потому не может стать предметом для адресной иронии и критики.

Каждому из присутствующих предлагается нарисо­вать на своем листе бумаги какой-либо простой и знако­мый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему первому автору. Далее участники обмениваются впечатлениями. Обычно скла­дывается благоприятная творческая атмосфера, способ­ствующая проявлению творческой активности и спон­танности на следующих этапах работы.

Модификацией данного упражнения является созда­ние единого группового рисунка. В этом случае по кругу передается только один лист бумаги, на котором каждый участник по очереди изображает что-либо по собственно­му замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

Упражнение интересно, особенно в быстром темпе, но малоэффективно в больших группах, а также с младши­ми школьниками и детьми, имеющими отклонения в во­левой сфере, поскольку те, кто уже завершил работу, ожидая следующую инструкцию, могут отвлекаться, вмешиваться в творческий процесс других, комментиро­вать, советовать, иронизировать. Самые нетерпеливые задают вопросы типа: «А что дальше? А можно я... ». По­этому в подобных упражнениях на этапе настроя необ­ходимы ограничения по времени. Психолог может рег­ламентировать продолжительность работы каждого участника, например, по секундомеру или прерывать ри­сование хлопком.

Этап индивидуальной работы обладает значитель­ным диагностическим потенциалом. Информативны ме­стоположение круга, его размеры, толщина контура, а также цветовой выбор и формальные характеристики со­единительных линий. Важно обратить внимание на со­держание, символику, особенности сюжетного рисунка внутри круга. По названным признакам нетрудно составить первоначальное впечатление о том, как субъект ви­дит и воспринимает личное пространство, каковы его притязания, самооценка, индивидуально-личностные особенности. К примеру, наличие сильной штриховки, маленькие размеры изображения, предположительно, свидетельствуют о неблагоприятном физическом и/или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. Напротив, большие размеры, применение ярких цветовых оттенков расцениваются как индикаторы хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления.

Не менее важно понаблюдать, как ведет себя человек во время творческой работы, как воспринимает инструк­ции и следует ли им, насколько бережно относится к творчеству других, удаются ли ему коммуникативные контакты с группой.

Некоторые дети (и взрослые тоже), не имея каранда­шей предпочитаемого цвета, даже не пытаются обратить­ся с соответствующей просьбой к кому-либо из присут­ствующих. Желательно, по возможности, прояснить ситуацию, а также деликатно уточнить, что именно субъект предпочел бы изменить в совместной групповой деятельности.

Ценная для диагностики информация может быть по­лучена и при выполнении инструкции: «Соедините по­средством линий нарисованные вами круги с теми, ко­торые особенно понравились». Это своеобразная модель социометрического выбора, поскольку участники зачас­тую ориентируются не на внешнюю привлекательность рисунка, а на авторство. Бывает также, что линии-»до-роги» по пути к цели пересекают некоторые изображен­ные объекты. Важно обратить внимание на реакцию тех, чьи рисунки испорчены. Продолжают ли они работать, огорчаются, портят в отместку рисунки обидчиков, «зах­ватывают» новое пространство, ведут себя как-то ина­че? Есть ли такие, кто не провел ни одной линии от сво­их рисунков? Есть ли изображения, которые не соединены с остальными? Если таковые имеются, надо предложить «заземлить» их с помощью линии, проведен­ных к краю листа. Иначе у автора может возникнуть чув­ство отверженности группой (Е. Р. Кузьмина) [26].

Поэтомузадача этапа коллективной работы — созда­ние ситуации гуманного взаимодействия и взаимопомо­щи. Благодаря совместным усилиям, неприметные ра­нее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид. Как правило, складывается атмос­фера взаимной симпатии и «заражения» положительны­ми эмоциями.

Дети, да и многие взрослые, с удовольствием рисуют в чужих тетрадях. Важно понять, с какими намерениями че­ловек внедряется на «территорию» другого, насколько доброжелательно это сотрудничество. Иногда, несмотря на уговоры, некоторые участники не соглашаются ни на какие изменения в своем рисунке, порой даже проявляют агрессивность. В таких ситуациях нельзя настаивать.

Бывает, что некоторые участники стирают линии и другие изображения вокруг своих кругов, очерчивают, обособляют выбранное для работы место на общем лис­те. Подобные ситуации, безусловно, информативны в диагностическом плане, а также в контексте бережного отношения к личному пространству другого человека.

Следующая инструкция (нарисовать фон) предпола­гает организацию коллективного изобразительного твор­чества на свободном пространстве листа. Психолог дол­жен наблюдать за тем, как участники договариваются о содержании и способах выполнения задания: работают ли все вместе, создавая однообразный фон; делят лист на части и работают малыми группами; рисуют индиви­дуально собственный вариант узора, обособляя тем са­мым территорию своих кругов? Есть ли лидеры и недо­вольные в этой работе?

На заключительном этапе происходит вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникали в процес­се индивидуальной и коллективной работы. Человек, интерпретируя свой рисунок, может словами дополнить, «подправить» и объяснить то, что не удалось изобразить.

При этом реализуется потребность быть понятым и при­нятым группой.

Как правило, на занятии создается доброжелатель­ная обстановка. В процессе обсуждения участники ин­туитивно используют прием «психологического погла­живания». Хвалят все рисунки, уточняют замысел, оказывают эмоциональную поддержку. К примеру, на одном из занятий студентка, показывая свои круги на листе бумаги, несколько раз извинялась за то, что не умеет рисовать: даже щеки у матрешки получились раз­ного оттенка. Но группа тут же нашла другую причи­ну — просто свет неудачно падает, а рисунок очень хо­роший.

Завершая занятие, стоит подчеркнуть успех всех и ин­дивидуальную неповторимость каждого. В детских груп­пах желательно также отметить, что благодаря сотвор­честву обычный рулон бумаги превратился в нарядное, декоративное полотно, на котором все круги взаимосвя­заны, им надежно и уютно вместе.

И дети, и взрослые после завершения занятия беспо­коятся о дальнейшей судьбе своих «картин». Желатель­но оставить их прикрепленными к стене (в кабинете, рек­реации) как бы продлевая арт-терапевтический эффект еще на какое-то время.

Итак, данная арт-терапевтическая техника достовер­но выявляет место каждого участника в общей палитре взаимоотношений.

Модификации занятия «Рисуем круги... »

1. Свободный рисунок в круге

Каждому участнику для индивидуальной работы предлагается выбрать один или несколько кругов любо­го размера. (Шаблоны диметром от 3 до 30 см из плот­ной бумаги необходимо подготовить заранее. )

После того, как рисование в кругах завершено, учас­тники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, исполь­зуя в качестве основы свои творческие работы.

ИЗ

Далее «картины» прикрепляют к стене (доске), рас­сматривают, обмениваются впечатлениями. Занятие за­вершается рефлексивным анализом. Обсуждаются осо­бенности индивидуальной работы и внутригруппового взаимодействия. Можно предложить участникам сочи­нить истории к рисункам.

2. Тематический рисунок в круге

Для создания композиции в круге задается тема. На­пример, «Белое и черное», «Счастье и горе», «День и ночь», «Хорошее и плохое», «Половинки моего «Я» и т. д. Главное, чтобы формулировки задания заключали в себе альтернативные понятия, контрасты, отражали двой­ственность, скрытые противоречия целого, «две сторо­ны одной медали». Подобная работа побуждает челове­ка к исследованию и осознанию собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей.

3. Рисунок вдвоем в пространстве круга Участникам предлагается объединиться попарно,

выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции.

Понятно, что не всем удается создать гармоничный рисунок, особенно, если пары были образованы по слу­чайному признаку, состояли из малознакомых друг дру­гу партнеров.

В этом упражнении ярко проявляются особенности межличностного взаимодействия, тенденции к лидер­ству или подчинению, доминирующие стили поведения участников, что представляет собой большую ценность для диагностики.

Не менее интересна и информативна групповая ра­бота в пространстве одного большого круга.

4. Рисунок в круге как диагностическая методика

В статье президента Американской арт-терапевтичес-кой ассоциации Робин Гудман описана техника рисования в круге с целью диагностики родительско-детских отноше­ний. Испытуемым предлагается изобразить себя самих и своих родителей с помощью кругов различного размера, расположив их на листе, на определенном расстоянии друг от друга. Полученные результаты в значительной мере сви­детельствуют о степени эмоциональной близости и значи­мости для ребенка каждого члена семьи [15].

5. Создание мандалы.

Интересен вариант занятия, когда участники по со­ответствующим правилам рисуют символические «ма­гические круги» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы, обереги. Зачастую такие подарки бережно хранят долгие годы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...