Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика в арт-терапии 6 страница




«Разогрев» в этих случаях идет по типу гармониза­ции ощущений собственного тела, пространства, повы­шения уровня доверия при взаимодействии в парах и малых группах.

Таким образом, практически все упражнения разог­рева предполагают концентрацию внимания на ощуще­ниях, чувствах, эмоциональных состояниях. Это, по сло­вам Джейни Раин, помогает каждому определить то направление, которое процесс его самовыражения при­мет сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую-то проблему или что-либо воспроизвести. Внача­ле руководитель побуждает участников к самоиденти­фикации при помощи рисования или лепки. Задания, указывает автор, предельно просты, чтобы не вызвать испуга, ослабить сознательный контроль и помочь учас­тникам спонтанно выразить внутренние ощущения. Можно попросить изобразить какое-либо настроение, что-нибудь из своих фантазий или представление о люб­ви, ненависти, красоте, свободе. После выполнения за­дания участники могут попытаться описать свои пере­живания. При этом есть вероятность, что при отображении того, чем занято воображение, на поверх­ность выйдут подавляемые эмоции. И тогда с ними бу­дет работать группа (К. Рудестам).

«Цвет моего настроения»

Данное упражнение подходит для получения диагно­стической информации. Может применяться при созда-

нии малых групп по признаку сходства эмоционального состояния участников в ситуации «здесь и теперь».

Пространство кабинета условно делится на 8 («Лю-шеровских») цветовых зон. В центре каждой зоны рас­полагается цветной куб или стул, задрапированный кус­ком однотонной ткани определенной окраски.

Каждому участнику предлагается погулять по стили­зованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет кото­рой соответствует его настроению.

В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.

Далее возможна творческая работа над индивидуаль­ными «знаками (образами, символами) настроения», на основе которых затем создается эмблема группы.

После обмена впечатлениями в общем круге упраж­нение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые из­менят «цвет своего настроения». Важно корректно вы­яснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состоя­ние. Выбор цветового ряда, по данным исследований Л. Н. Собчик, зависит как от набора устойчивых (базис­ных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией [53].

Полезный совет. Для получения дополнительной ди­агностической информации желательно заранее загото­вить шаблоны круга, квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник, наряду с цветом настроения, выбирает и соответствующую форму. Такой знак прикрепляется к одежде и служит для психолога сво­еобразным индикатором. Изменения в эмоциональном со­стоянии фиксируются посредством добавления нового шаблона иного цвета и/или формы к уже имеющемуся.

«Образ и пластика настроения»

Работа с пластилином или цветным тестом. Тесто — более подходящий и безопасный пластический матери­ал для маленьких детей, которые все проверяют «на

 

вкус», а также детей с особенностями развития. Данное упражнение полезно в терапии агрессивных эмоций, де­структивного поведения, страхов.

Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (те­ста) определенной окраски и придать ему подходящую форму.

Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый рассказывает свою историю. За­тем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция. (Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пласти­линовый рай» и т. п. ). Лучше, если тему, сюжет и назва­ние творческого продукта участники придумают само­стоятельно.

Пластичность материалов позволяет вносить много­численные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой — со­зданием единого цветного «Шара настроений» из отдель­ных пластилиновых фрагментов.

В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:

• изобразите какое-либо настроение (или свои фан­тазии; представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п. );

• создайте образы своего Я (субличности);

• с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;

• используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.

Лепка из пластилина, теста, глины содержит ресурс созидательных изменений формы и символического смысла художественных образов, поэтому она является эффективным арт-терапевтическим средством модели-

рования в иной системе координат нового образа Я, про­дуктивных взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности.

Полезный совет.

Рецепт цветного соленого теста: 250 мл воды (кипят­ка), 10 г винного уксуса, пакетик пищевого красителя, 3 столовые ложки растительного масла, 125 г соли, 250 г муки. Муку всыпать в кипящий раствор, быстро разме­шать (по технологии заварного теста).

«Раскрашиваем чувства»

Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства.

К. Фопель

Данное упражнение желательно провести в два эта­па. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им наиболее известны из собственного опыта. В работе с тревожными и замкнутыми детьми лучше ис­пользовать формат A3, художественный уголь или сан­гину. Название изображенного чувства записывается с обратной стороны рисунка.

Далее необходимо раскрасить картинки, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.

Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с субъектами, которые плохо справляются со своими силь­ными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению.

Задача психолога — побуждать искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: до­пустимо проявление любых чувств, но не любое поведе­ние. Детям необходимо научиться связывать между со­бой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (К. Фопель).

Постепенно приобретается ценный опыт и смелость исследовать и анализировать собственные доминирую­щие чувства. Помощь в их осознании составляет психо­терапевтический ресурс арт-терапевтических игр и уп­ражнений, поскольку именно конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями нередко лежит в основе неврозов.

Модификации упражнения

«Раскрашиваем эмоции и чувства»

Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим.

Н. Роджерс

Для упражнения потребуется плотная бумага в ру­лонах (например, обратная сторона обоев), мелки, гу­ашь. Работа выполняется индивидуально каждым уча­стником.

Сначала предлагается нарисовать силуэт человека в полный рост.

Правдоподобность изображения человеческой фи­гуры обычно рассматривается как признак, связанный с самоидентификацией и ощущением схемы собствен­ного тела.

Можно использовать классический пример извест­ных литературных персонажей Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Участники группы разделяются на пары и по очереди, расположившись на устланном бумагой полу, обводят контуры головы, тела, рук и ног друг дру­га. Такой способ рисования обычно сопровождается яр­кой эмоциональной экспрессией, двигательной активно­стью и, в итоге, превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.

С одной стороны, это способствует снятию мышеч­ных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.

С другой стороны, руководителю группы следует иметь в виду, что процесс может стать трудноуправляемым, особенно в работе с расторможенными, гиперактив­ными детьми. К тому же, искаженные, персонифициро­ванные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии, а значит, стать при­чиной внутреннего и внешнего протеста субъекта, суще­ственным препятствием для самораскрытия на следую­щих этапах работы. Вот почему использование абстрактных шаблонов зачастую предпочтительнее. Тем более что в последнем случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование.

Итак, после того как силуэт человека нарисован, не­обходимо разместить в нем различные чувства и раскра­сить их в соответствующие цвета. Каждый сам выбира­ет содержание и способы воплощения замысла.

Понятно, что анализ полученной художественной продукции представляет интерес в плане диагностики. Информативен выбор содержания доминирующих чувств, которые, как известно, определяют одну из важ­нейших характеристик направленности личности.

Предметом размышлений для психолога могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств и красок, общий колорит рисунка, сравнительная насы­щенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования. Насколько этот про­цесс был энергичным, как много сил потрачено худож­ником на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что мож­но сказать о степени интеграции элементов изображе­ния? Как долго длилась работа над каждым из визуа­лизированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

Безусловно, информативна поза человека, а также ме­сторасположение каждого чувства и сопряженных с ним эмоций, эмоционального состояния.

К примеру, по одному мнению, чувство любви (как впрочем, и ненависти) необходимо разместить в голове, по другому мнению — в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство, или, напротив, оно отсутствует вовсе. Страх и ужас обычно рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени»), в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях, кулаках или на лице.

Более единодушны авторы в выборе цветовых реше­ний. Чувство любви окрашено, преимущественно, в ро­зовый или красный; агрессия и злость — в черный, гряз­но-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас — в серый, темно-серый цвета.

Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов выявляет, по данным Л. Н. Собчик, состояние выражен­ного стресса независимо от того, чем и у кого стресс выз­ван. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция у неустойчивой личности на жизненные трудности [53]. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Пример

Автор рисунка — взрослый мужчина — ко времени за­нятия длительный период находился в состоянии затя­нувшегося профессионального конфликта, конструктив­ный выход из которого найти не удавалось. Положение казалось ему безнадежным.

На предложение психолога: изобразить и < < заполиитъ» контуры человека любыми эмоциями, чувствами подхо­дящей окраски, — протеста не последовало. Напротив, мужчина с удовольствием принялся за работу. Сначала, не задумываясь, быстро нарисовал черным цветом комок ненависти в правой половине груди силуэта. Затем — темно-коричневым изобразил жадность в кулаках. Гряз-

но-серым закрасил всю остальную поверхность рисунка, поскольку страх, по его мнению, растекается по всему телу. В области сердца «поселил» двухцветную боль (от­тенки болотного и ржаво-коричневого). Работа была практически завершена и автор, рассматривая ее, надол­го задумался. В итоге, появилось еще одно чувство — са­модовольство, которое как пузырь в виде скафандра, воз­вышалось над головой и плечами нарисованного человека. На этапе обсуждения мужчина сказал, что доволен об­разом, что нарисовал все основные чувства и эмоции, ко­торые вспомнились в первую очередь. Он был искренне удивлен и долго смеялся, поскольку совсем забыл про лю­бовь, радость, счастье, наслаждение, удивление и другие эмоциональные состояния, которые наполняли рисунки других участников арт -терапевтической группы.

Итак, предложенные упражнения в игровой форме позволяют ощутить, осознать, пережить и выразить пол­ную гамму чувств и эмоций.

Вместе с тем в процессе творческого самовыраже­ния, на бессознательно-символическом уровне проис­ходит «отреагирование» внутреннего напряжения, че­ловеку открываются новые пути к личностному росту и развитию.

«Рисуем символами и абстракциями»

Упражнение продолжает предыдущую тему в контек­сте работы с определенным чувством. Варианты инструкций:

• Используя любой стиль изображения и любые ху­дожественные средства, создайте образ вины (горя, утраты, любви, счастья и др. )

• Используйте краски, линии, формы, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья и др. ).

• Расскажите о своем чувстве вины (злости, ревно­сти и др. ) языком символов.

• С помощью символов и абстракций нарисуйте, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым  (покинутым, любимым и др. )- Затем нарисуйте картину, когда вы счастливы (огорчены, обижены).

Далее предлагается проанализировать полученный опыт.

Процедура «Что ты видишь? » поможет выяснить соб­ственные ассоциации и представления автора рисунка. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чув­ства. Какие признаки свидетельствуют, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости (печали, чув­ства вины, обиды)? Какой эпизод представляется, когда вам предложено нарисовать чувство счастья (горя, не­нависти)?

Подобные тематические задания располагают к вы­сокой степени открытости в группе. Поэтому психологу особенно важно помнить о бережном отношении к ин-ди видуальности каждого участника занятия и проявлять заботу о его психологическом состоянии.

< < Путешествие в детство»

Рисунки ранних воспоминаний принято рассматри­вать в качестве своеобразной метафоры взаимоотноше­ний автора с современным ему окружающим миром. Считается, что детские воспоминания как символичес­кая модель межличностных отношений отражают инди­видуальные особенности взаимодействия, коммуника­тивные затруднения и способы их разрешения, характер реагирования как в прошлом, так и в настоящем. Дан­ный феномен тесно связан с природой изобразительно­го искусства (В. Беккер-Глош) и значим в контексте арт-тералевтической диагностики.

Слова и рисунки детских воспоминаний являются сильным стимулом для творческого самовыражения тех чувств, которые связаны с внутренним миром субъекта (Ф. Маузи др. ).

Поэтому тема нескольких сессий (занятий) может звучать: «Могу позволить себе играть как ребенок... ».

Одно из заданий: нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) из своего детства и придумать рисунку название.

В зависимости от цели инструкция может оставлять свободу для выбора эмоциональной окраски детского воспоминания (приятного, радостного или горького, травмирующего). А именно:

- нарисовать «нерабочей» рукой какое-либо собы­тие детства (любое детское воспоминание);

- нарисовать «нерабочей» рукой самое яркое детс­кое воспоминание.

Для работы лучше использовать мягкие изобрази­тельные материалы (восковые мелки, пастель), листы бумаги большого формата (A3 и больше).

Очевидно, что «правша» при рисовании левой рукой как бы раздвигает границы умений, ослабляет сознатель­ный контроль, обращается к чувствам, следовательно, становится более спонтанным. Он может просто рисо­вать, не думая о совершенстве рисунка. При этом высо­ка вероятность проявления сильных переживаний, дет­ских страхов и/или возникновения ярких творческих образов.

Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении. Как себя чувствовал человек в процессе работы над образами, как чувствует сейчас? Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизнен­ным сценарием» автора, преобладающими стратегия­ми поведения, как отражается на его жизни в данный момент?

На последующих сессиях тема детских воспоминаний может быть продолжена: «Моя первая ложь... », «Самое впечатляющее событие... », «Я — ребенок», «Когда я был маленьким», «Первая потеря... », «Первое в жизни рас­ставание», «Детские секреты» и др.

«Метаморфозы рисунка»

Смысл задания прост: каждому участнику предла­гается на своем листе бумаги быстро создать какой-

либо образ, нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать работу сле­дующему участнику для продолжения рисунка. Уп­ражнение завершается, когда каждый рисунок, обой­дя несколько кругов, возвращается к своему первому автору.

Обсуждаются изначальный замысел, произошедшие изменения и чувства, которые при этом возникали. В конце занятия коллективные рисунки прикрепляются к стене. Создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать об изобразительном творче­стве в «чужом пространстве».

Данная техника может выявить сильные противоре­чия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды, поэтому арт-терапевт должен предупредить уча­стников о бережном отношении к работам друг друга.

Отношение человека к окончательному (коллектив­ному) варианту собственного рисунка во многом зави­сит от того, насколько долго он работал над своим за­мыслом до первой передачи листа по кругу.

Словом, многим участникам тем легче принять зача­стую кардинальные изменения, чем меньше чувств было вложено в первоначальное изображение. Ведь если у кого-либо проявляются разрушительные тенденции, то возвращенные авторам работы могут быть практически неузнаваемы.

При доброжелательном настрое первоначальные ри­сунки изменяются не так заметно.

Таким образом, в психотерапевтических целях на пер­воначальном этапе изобразительного творчества лучше использовать ограничения во времени. Причем, контро­лировать деструктивные тенденции в рисунках в опре­деленной степени может и сам арт-терапевт, если нарав­не с другими участвует в коллективной работе.

Итак, рисование по кругу позволяет получить зна­чимый диагностический материал, наблюдать за инди­видуальными реакциями и развитием группового про­цесса.

«Прозрачные картины (изотерапия на стекле)»-

Данная техника демонстрирует тенденции к сотруд­ничеству или соперничеств}', доминированию, а также позволяет показать привлекательность «помогающих» отношений.

Участники работают парами на одном стекле, ук­репленном вертикально. Каждый рисует гуашью со своей стороны стекла, но тема для изобразительного творчества общая. Например: изобразите свои пред­ставления о счастье, нарисуйте добро, мечту, боль, ра­дость и т. п.

Ограничения на вербальное общение. Замысел, сю­жет, способы работы заранее не обсуждаются.

На этапе анализа сопоставляются готовые компози­ции, участники обмениваются мнениями, насколько их действия были согласованы, как удалась общая компо­зиция: гармонична ли картина, един ли замысел, идея? Как выглядит композиция на свет: создается ли впечат­ление целостной работы или изображение воспринима­ется только отдельно с каждой стороны?

Участники по очереди характеризуют и интерпрети­руют нарисованные объекты, описывают возникшие ас­социации. Если каждый уделял внимание лишь своей собственной композиции, не согласовывая действия с партнером по работе, необходимо корректно выяснить мотивы именно такой стратегии.

Понятно, что результат совместной работы в единой логике более привлекателе?!, поскольку нарисованная картина гармонично смотрите;! с обеих сторон стекла и на просвет.

Подобная процедура может быть выполнена также и в технике рисунка пластилином на стекле или большом листе картона. Причем, вероятность автономных компо­зиций возрастает, если лист разделен пополам широкой (жирной) линией. В случае, если граница почти незамет­на (сгиб, твердый тонкий карандаш), субъект с выражен­ным стремлением к лидерству легко переходит на «чу­жую» территорию.

 Слова и символы, как известно, оживляют яркие впе­чатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Общепризнано, что чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспо­койство (моторный компонент), а также изменения хода и характера мыслей ребенка (ментальный компонент). Следовательно, рисуя положительный образ и фантази­руя, можно испытать чувство удовольствия, что отразит­ся в мимике, жестах, действиях, отношении к себе и дру­гим. Значит, в целях терапии особенно полезны потенциально позитивные темы: «Я хороший»; «Мои самые приятные (яркие, добрые, счастливые) впечатле­ния детства»; «Радость».

О результативности арт-терапевтических техник в значительной мере свидетельствуют отзывы самих уча­стников, их устойчивое желание посещать занятия, а так­же степень искренности и открытости, позитивные из­менения межличностных отношений и другие признаки.

Обобщенным критерием эффективности арт-терапии считается объективная динамика социальных и психо­логических показателей состояния участников.

В целом, представленные упражнения и техники до­статочно универсальны. Они, как зеркало, отражают модели поведения человека в реальной жизни.

Система арт-терапевтических занятий

Каждое из предложенных занятии является много­целевым и может стать основой для системы арт-тера-певтической работы с одной из наиболее часто встреча­ющихся личностных проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения, внутригруппового взаимодействия, взаимоот­ношений с окружающими и многие другие.

Вместе с тем система занятий в предлагаемой после­довательности представляет модель краткосрочной те­матически-ориентированной арт-терапии. При этом основной акцент смещается с лечебных и коррекционных целей на цели психопрофилактические, социально-тера­певтические, воспитательные, развивающие, диагности­ческие.

Длительность одной встречи с группой составляет 30-120 минут (в зависимости от арт-терапевтической цели, логики работы и возраста участников). Периодич­ность: 1-2 раза в неделю.

Тема, четко выраженная структура, определенное содержание каждого этапа занятия задают организа­ционную упорядоченность, некоторую директивность. Однако по стилю психотерапевтических отношений, эмоциональной атмосфере арт-терапевтическое взаи­модействие отличается демократичностью, творчес­ким гуманистическим характером, личностно ориен­тировано.

Предложенные техники довольно универсальны и подходят для работы со всеми возрастными группами: от младших школьников, начиная с семи лет, до взрос­лых и людей преклонного возраста. Могут быть адапти­рованы для индивидуальной арт-терапии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...