Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История Фила: скажите мне, что жизнь — не просто кусок дерьма




 

И наконец, последний пример сновидения, освещающего некоторые аспекты взаимоотношений психотерапевта и пациента.

Вы — тяжело больной пациент, а я ваш врач. Но, вместо того чтобы лечить вас, я все время спрашиваю, причем довольно настойчиво, были ли вы счастливы в жизни. И я хочу, чтобы вы мне сказали, что жизнь — не просто кусок дерьма.

Когда я спросил Фила, 80-летнего пациента, которого мучил страх смерти, что он думает по поводу своего сна, он тут же ответил, что у него было чувство, будто он высасывает мою кровь, требуя слишком многого. Сновидение иллюстрирует это переживание: хотя я выступаю в роли больного, а он — врача, все же именно его нужды перевешивают все остальное, и он продолжает просить чего-то у меня. Собственные болезни, друзья, которые умирают или становятся инвалидами, — все это приводит Фила в отчаяние, и он хочет, чтобы я дал ему надежду и сказал: жизнь — это не просто кусок дерьма. Сон подтолкнул Фила задать мне прямой вопрос:

— Я для вас — слишком тяжелое бремя?

— У нас у всех одно и то же бремя, — ответил я, — и ваша конфронтация с «червяком в сердцевине» (так Фил называл смерть) для меня не только боль, но и наука. Я с нетерпением жду наших сеансов, и смысл моего существования в том, чтобы помочь вам вновь обрести жизненную энергию и установить связь с той мудро стью, которая пришла к вам вместе с жизненным опытом.

Я начал эту книгу с замечания, что страх смерти редко включается в психотерапевтический контекст. Психотерапевты избегают этой темы по ряду причин: они отрицают наличие или значимость страха смерти; утверждают, что страх смерти — маскировка иных страхов; боятся вспышек собственного страха; проблема смертности человека вызывает у них отчаяние и приводит в замешательство.

Надеюсь, что с помощью этой книги мне удалось убедить вас в том, что можно и нужно исследовать все страхи, даже самые темные. И не просто исследовать, но и противостоять им. Но для этого нам нужен новый инструментарий — другой набор идей и другой тип взаимоотношения психотерапевта и пациента. Я предлагаю обратить внимание на идеи великих мыслителей, которые бесстрашно вглядывались в лицо страха смерти. Я предлагаю выстроить новую модель психотерапевтических отношений, основанную на внимании к экзистенциальным жизненным фактам. Каждому человеку суждено испытать в жизни и моменты радости, и неизбежное отчаяние.

«Подлинность», ключевой фактор эффективности терапии, обретает новое измерение, если психотерапевт честно работает над экзистенциальными вопросами. Нам пора отбросить все предрассудки медицинской модели, которая предполагает, что пациент, страдающий странным недугом, нуждается в бесстрастном, безупречном, «герметично закупоренном» лекаре. Нас всех ранит осознание нашей смертности, и каждому человеку знаком страх смерти — «червячок», пожирающий сердцевину нашего существования.

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Максима Ларошфуко «Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор», которую я взял в качестве эпиграфа, отражает распространенное убеждение, что опасно смотреть в упор что на солнце, что на смерть. Никому не порекомендую вглядываться в солнце, однако смерть — совсем другое дело. Внимательный, немигающий взгляд на смерть — вот самая суть этой книги.

В истории множество примеров того, как люди всячески пытались отрицать смерть. Никто не осмыслил жизнь полнее, чем Сократ, но и он пошел на смерть, благословляя освобождение от бренного тела, и был уверен, что проведет вечность в философских беседах с равными ему по духу людьми.

Современные исследования в области психотерапии, так последовательно развивающие необходимость рефлексии, так настойчиво раскапывающие глубинные слои личности, тоже в испуге отшатываются от темы страха смерти. А тем не менее этот страх оказывает огромное, если не определяющее, влияние на нашу эмоциональную жизнь.

Последние два года, общаясь с друзьями и коллегами, я на собственном опыте ощущал это уклонение. Обычно, погружаясь в процесс написания очередной книги, я много и подолгу беседую с людьми о своей работе. С этой книгой было не так. Мои друзья часто спрашивали меня, над чем я сейчас тружусь. Стоило мне ответить, что я пишу о преодолении страха смерти, как собеседник умолкал. Лишь единицы принимались задавать вопросы, чаще всего мы просто меняли тему.

Я же считаю, что со страхом смерти мы должны работать так же, как и с любым другим страхом. Мы должны смело взглянуть в лицо неизбежной кончине, свыкнуться с ней, проанализировать ее, может быть, поспорить — и избавиться от искаженных детских представлений о смерти, которые и вызывают у нас страх.

Давайте не будем говорить, что смерть — это невыносимо больно, что мысль о ней уничтожает личность; не станем отрицать мимолетность жизни, на том лишь основании, что признать ее — якобы значит лишить жизнь смысла. За такое отрицание придется заплатить — сужением нашего внутреннего мира, замутнени-ем видения, притуплением разума. В конечном счете мы оказываемся в ловушке самообмана.

Конфронтация со смертью всегда будет сопровождаться страхом. Я и сейчас чувствую его, когда пишу эти строки. Такова цена самоосознания. Я сознательно вынес на обложку книги слово «страх» (а не «тревога»), чтобы показать читателям, что острый страх смерти можно низвести до уровня житейской тревоги, с которой легко справиться. Если внимательно вглядеться в лицо смерти (под руководством опытного наставника), можно не только успокоить страх, но и сделать жизнь более насыщенной, более ценной, более «жизненной». Такой подход к смерти ведет к умножению знаний о жизни. Для этого я рассказывал не только о том, как уменьшить страх смерти, но и о том, как можно воспользоваться пробуждающими переживаниями.

Меньше всего я хотел бы, чтобы эта книга показалась мрачной. Наоборот, я надеюсь, что, поняв условия человеческого существования, мы сможем не только сполна наслаждаться каждой минутой жизни и ценить уже сам факт своего бытия, но и относиться к себе и к другим людям с подлинным сочувствием.

 

ОБ АВТОРЕ

 

Ирвин Д. Ялом — почетный профессор психиатрии Стэнфордского университета. Автор основополагающего труда «Теория и практика психотерапии», переведенного на 12 языков (продано 700 000 экземпляров). Сейчас он переиздается в четвертый раз. Его перу также принадлежит пособие по авторскому курсу «Экзистенциальная психотерапия». Книги доктора Ялома написаны увлекательно и предназначены для самого широкого круга читателей. Среди самых известных его книг — роман «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы» (вышедший в США под названием «Палач любви» и ставший бестселлером «Нью-Йорк Тайме»), романы «Когда Ницше плакал» (лидер книжных рынков Америки, Израиля и Германии — продано более миллиона экземпляров); сборник реальных и вымышленных терапевтических историй под названием «Мамочка и смысл жизни», а также романы «Дар психотерапии» и «Шопенгауэр как лекарство». В настоящее время доктор Ялом имеет обширную частную практику в Пало-Альто (Сан-Франциско, Калифорния).

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Перевод Н. Гумилева (прим. ред.).

 

[2]Слова Адольфа Майера цитируются в пересказе Джерома Франка (из личного общения).

 

[3]В настоящее время активно проводятся экспериментальные исследования страха смерти (в основном по инициативе сторонников теории управления страхом), которые доказывают, что страх смерти вездесущ и оказывает значительное влияние на самооценку и на самые разные аспекты личности, ее убеждения, поведение, стойкость мировоззрения и приверженность общепринятым стандартам. // Solomon, S., Greenberg, J., and Pyszczynski, Т. «Pride and Prejudice: Fear of Death and Social Behavior». Current Directions in Psychological Science, 2000,9(6). 200–204; Pyszczynski, T. // Solomon, S., and Greenberg, J. In the Wake of 9/ /11: The Psychology of Terror. Washington, D.C.: American Psychological association, 2002.

 

[4]Roth, P. Shop Talk: A Writer and His Colleagues and Their Work. Boston: Houghton Mifflin, 2001, p.97.

 

[5]Более подробно см. мое предисловие к последнему изданию «Исследований истерии», а также Freud, S., and Breuer, J. Studies on Hysteria (J.Strachey, ed.and trans.) New York: Basic Books, 2000 (Originally published 1895).

 

[6]Freud, S. Inhibitions, Symptoms, and Anxiety (J.Strachey, trans.). London: The Hogarth Press, 1936. (Originally published 1926).

 

[7]Freud, S. Thoughts for the Time on War and Death: Our Attitudes Toward Death. Collected. Papers ofSigmund Freud.Vol. 4. London: Hogarth Press, 1925; Yalom, I.D. Existential Psychotherapy, New York: Basic Books, 1980, p. 64–69.

 

[8]Lifton R.J., The Broken Connection, New York: Simon and Schuster, 1979.

 

[9]Spiegel, D. «Man as Timekeeper: Philosophical and Psychotherapeutic Issues». American Journal on Psychoanalysis, 1981,41(5), 14. Freud, S., and Breuer, J. Studies on Hysteria, 1895/2000.

 

[10]Синергии идей и человеческого общения посвящена моя книга «Шопенгауэр как лекарство». Yalom I.D. The Schopenhauer Cure. New York: HarperCollins, 2005.

 

[11]Подобные переживания в психиатрической литературе обычно именуются «пограничными». Это перевод немецкого слова Grenzsituationen — «границы или пределы человека» (термин экзистенциальной аналитической психологии). Однако термин «граница» представляется спорным из-за того, что его первичное значение указывает на необходимость ограничиться психотерапевтическим общением в ущерб иным формам общения. В связи с этим я предлагаю использовать термин «пробуждающее переживание».

 

[12]Yalom, I.D. Existential Psychotherapy. New York: Basic Books, 1980, p. 160.

 

[13]Tolstoy, L. Anna Karenina. New York: Modern Library, 2000, p.168 (Originally published 1877).

 

[14]Справедливость этого вывода подтверждает докторская диссертация Шерил Годли, в которой выводится обратная зависимость между удовлетворением от жизни и страхом смерти. Иными словами, чем меньше степень удовлетворения от жизни, тем острее страх смерти. Godley, С. Death Anxiety, Defensive Styles, and Life Satisfaction. Unpublished doctoral dissertation, Colorado State University, 1994.

 

[15]Kazantzakis, N. Zorba the Greek. New York: Simon and Shuster, 1952 (Originally published 1946).

 

[16]Sartre, J.-P. The words. New York: Vintage Books, 1981, p.198 (Originally published 1964). (Перевод Ю. Яхниной и Л.Зориной — прим. ред.).

 

[17]Этот сон описан также в моей книге «Мамочка и смысл жизни»//Yalom, I.D. Momma and the Meaning of Life. New York:

 

[18]Автобиографический роман В. Набокова. В русском издании он называется «Другие берега». Nabokov, V. Speak, Memory. New York: Putman, p.19 (Originally published 1951 as Conclusive Evidence).

 

[19]Перевод В. Николаева (прим. ред.).

 

[20]Freud, S. «On Transience». In J.Strachey (ed. and trans.). Standard Edition of the Complete Psychological Works ofSigmund Freud. Vol.14. London: Hogarth Press, 1955, pp.304–307 (Originally published 1915).

 

[21]Nietzsche, F. Human, All Too Human. Vol.2. Cambridge: Cambridge University Press, 1986, p.250 (Originally published 1971).

 

[22]Gardner, J. Grendet. New York: Vintage Press, 1989, p.133 (Originally published 1882).

 

[23]Ницше Ф. Афоризмы и изречения. Пер. с немецкого К. А. Свасьяна (прим. ред.).

 

[24]Идея мыслительного эксперимента «вечное возвращение» получает полное развитие в «Так говорил Заратустра», но эта цитата — из его более ранней книги «Веселая наука»: Nietzsche, F. The Gay Science. (Kaufman, trans.). New York: Vintage Books, 1974, p.273 (Originally published 1882).

 

[25]Nietzsche, F. Thus Spake Zarathustra. New York: Penguin Books (Originally published 1891).

 

[26]Rank, 0. Will Therapy and Truth and Reality. New York: Knopf, 1945, p.119–133 (Originally published 1930).

 

[27]Эту динамику впервые описал Отто Ранк: Rank, 0. 1945/1930, pp.119–133.

 

[28]Becker, E. Denial of Death. New York: Free Press, 1973.

 

[29]Schopenhauer, A. Parerga and Paratipomena. Vol.1. Oxford: Oxford University Press, 1974, pp.323–403.

 

[30]Lambert, С. The Science of Happiness/ Harvard magazine, Jan./Feb. 2007.

 

[31]См., например, монолог Артемиды в финале трагедии Еврипида «Ипполит».

 

[32]James, W. The Principles of Psychology. Vol.1. New York: Henry Holt 1893, p. 293.

 

[33]Yardley, J. Dead Bachelors in Remote Chima Still find Wives I New York Times, October 5, 2006.

 

[34]FoxS. and Fallows, D. Internet Health Recourses. 2003. http://www.hetinitiative.org./subresources/ehl-studentre- searchthorndike.html. Pew Internet & American Life Projec. Retrieved Jan. 27, 2007, from http://www.pewinternet.org/ PPF/r/95/report_display.asp

 

[35]Spiegel D., Bloom, J.R., and Yalom, I.D. Group Support for Patients with Metastatic Cancer: A Randomized Prospective Outcome Study. Archives of General Psychiatry, 1981, 38950, 5274—533; Spiegel, D., and Glafkides, M.S. Effects of Group Confrontation with Death and Dying. International Journal of Group Psychotherapy, 1983,33(4), p. 433–447.

 

[36]Lieberman, M.A., and others. Electronic Support Groups for Breast Carcinoma: A Clinical Trial of Effectiveness Cancer, 2003,97(4), 920–925; Lieberman, M.A., and Goldstein, B. Self-Help Online: An Outcome Evaluation of Breast Cancer Bulletin Boards, Health Psychology, 2005,10(6), p. 855–862.

 

[37]Этот эпизод попал на страницы моего романа «Лжец на кушетке». Yalom, I.D. Lying on the Couch. New York: Basic Books, 1996.

 

[38]Pascal, B. Pensees. New York: Penguin, 1995 (Originally published 1660).

 

[39]http://mednews.stanford.edu/releases/ 2006/october/ deavere.html.

 

[40]Seligman, M. Authentic Happiness, New York: Free Pres, 2002.

 

[41]Кто-то может посчитать, что это нечестно. В конце кон цов, если психотерапевт нуждается в профессиональной по мощи и поддержке, разве он не заслуживает такой же заботы и опеки, как любой другой пациент? Среди моих пациентов — много психотерапевтов, но подобные рассуждения меня не смущают. Если мой пациент обладает определенной компетенцией, я всегда буду стараться использовать эту компетенцию ему же во благо.

 

[42]Whittier, J.G. «Maud Muller» 1856 http:// en.wiki-quote.org/wi ki/John_Greenleaf_Whittier.

 

[43]В книге Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла» есть такие строки: «Мало-помалу для меня выяснилось, чем была до сих пор всякая великая философия: как раз самоисповедью ее творца, чем-то вроде memoires, написанных им помимо воли и незаметно для самого себя; равным образом для меня выяснилось, что нравственные (или безнравственные) цели составляют в каждой философии подлинное жизненное зерно, из которого каждый раз вырастает целое растение». Nietzsche F., Beyond Good and Evil. New York: Vintage Books, 1966, p.13 (Originally published 1886).

 

[44] «Buffalo Bill's» Copyright 1923, 1951, ® 1991 by the Trustees for the E.E. Cummings Trust Copyright ® 1976 by George James Firmage, from Complete Poems: 1904–1962 by E.E. Cummings, edited by George J. Firmage. Used by permission of the Liveright Publishing Corporation.

 

[45]Перевод Б. Кузьминского (прим. ред.).

 

[46]Hardy, T. «De ProfundisII» (1895—96). Poems of the Past and the Present, http://informations.com/etexts/gutenberg/ dirs/etextO2/pmpstlO.htm.

 

[47]Quoted in Southall, T.W. Of Time and Place: Шкет Evansand William Christenberry. San Francisco: Friends of Photography,1990.

 

[48]Theroux, P. «D» is for Death». In S.Spender (ed.), Hockney's Alphabet. New York: Random House, 1991.

 

[49]Впервые о технике «разделенного экрана» мне рассказал Дэвид Шпигель. Spiegel, H. and Spiegel D. (2004). Tranceand Treatment: Clinical Uses of Hypnosis. Washington, D.C.: American Psychiatric Publishing., 2004.

 

[50]Dawkins, R. The God Delusion, Boston: Houghton Mifflin, 2006 page 361.

 

[51]Quoted in Roth P. Shop Talk: A Writer and His Colleagues and Their Work. Boston: Houghton Mifflin, 2002.

 

[52]Yalom, I.D. The Gift of Therapy. New York: HarperCollins, 2002, p. 37.

 

[53] The Theory and Practice of Group Psychotherapy (5th ed.), New York: Basic Books, 2005, pp.456–468.

 

[54]Yalom, I.D. The Gift of Therapy/ New York: HarperCollins, 2002, pp. 46–54.

 

[55]Thomas, D. «Do Not Go Gentle into That Good Night» (six-line excerpt) by Dylan Thomas, from The Poems of Dylan Thomas, copyright 1952 by Dylan Thomas. Reprinted by permission of New Directions Publishing Corp.

 

[56]Эту историю можно найти в моей новелле «Палач любви». Yalom, I. D. Love's Executioner, New York: Basic Books, 1989.

 

[57]Wright, F. Being Seen, Moved, Disrupted, and Reconfigured: Group Leadership from a Raltional Perspective. International Journal of Group Psychotherapy, 2004, 54(2), pp. 235–250.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...