Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма организации познавательно-исследовательской деятельности детей.




Специфика картины мира ребёнка дошкольного возраста

Целостная картина мира дошкольника формируется благодаря многообразию, системности и интеграции всех компонентов педагогического сопро вождения: принципа единства онто- и филогенеза, естественнонаучного п культуросообразного компонентов содержания образования; двигательных, речевых и игровых технологий; пространственно-предметной среды, обеспечивающей ребёнку возможность познания культурными способами идеального образа целостного мира, ценностных и нравственных смыслов человеческой жизни, развивающихся в пространстве и времени. Целостная картина мира дошкольника отражает интегральное единство и многообразие объективно существующих в культурно-историческом процессе развития общества картин мира: мифопоэтической, натурфилософской, универсально- символической, научной.

Эволюция мировидения ребёнка в период дошкольного детства представляет собой субъективный, индивидуальный процесс познания свойств, ценностей, связей мира, способов его познания и преобразования, аналогичный процессу становления мировоззрения в филогенезе. Результатом мировидения является последовательно, поэтапно складывающаяся на протяжении всей жизни определённая картина мира: мифопоэтическая, натурфилософская, универсально-символическая, научная. Она обусловлена личным опытом, спецификой возраста, условиями воспитания, обучения и развития, способами познания мира. Эволюционируя на протяжении дошкольного возраста, картина мира приобретает свои специфические характеристики. Мифопоэтическая картина мира детей третьего-четвёртого года жизни характеризуется одухотворённостью, слитностью реальных и образных объектов; наличием элементарных зависимостей внутри объектов и явлений действительности; яркой эмоциональной окрашенностью - удивление, восторг; невостребованностью в самостоятельной деятельности. Натурфилософская картина мира детей пятого года жизни отличается различением и соотнесенностью реального и образного, воображаемого; чёткостью и ясностью понимания знаковости и реальности; эмоциональной дифференцированностью по отношению к позитивным и негативным явлениям; фрагментарно-ситуативной востребованностью в продуктивных видах деятельности. У детей шестого года жизни универсально-символическая картина мира имеет такие специфические особенности как: интегративность реального и образного; достаточно высокая степень упорядоченности и соподчинённости объектов, явлений действительности и системы культурных ценностей; осознанность взаимосвязей мира; востребованность в самостоятельных продуктивных видах деятельности. Научная картина мира формируется у детей в младшем школьном возрасте в процессе систематического обучения, как интегрированная, рациональная система представлений о мире.

 

Диагностика познавательного развития ребенка

Диагностика – это приём, позволяющий выявить на основе результатов решения формализованных задач (тестов) уровень развития умственных способностей человека. Следует помнить, что результаты диагностического обследования дают приближённую информацию об умственном развитии ребёнка и только в совокупности с результатами наблюдений и других исследований могут послужить основанием для тех или иных мер педагогической коррекции. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют установить, соответствует ли развитие психики ребёнка условно принятой возрастной норме или отклоняется от неё. Важно учитывать, что симптомом серьёзного неблагополучия в темпах умственного развития ребёнка являются ярко выраженные отклонения результатов диагностики в сравнении с возрастной нормой.

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

 

Форма организации познавательно-исследовательской деятельности детей.

Форма организации деятельности - совместная деятельность педагога и детей, которая осуществляется в определенном порядке и в установленном режиме [Голицын: 9]. Современная педагогическая практика обучение в форме занятий обычно проводит, начиная с третьего года жизни, с постепенным наращиванием их количества и продолжительности. Индивидуальные и подгрупповые игры-занятия проводят уже на первом и втором годах жизни. Занятия, как основная форма обучения, в зависимости от направления работы, раздела программы, деятельности детей, способа организации детей, подразделяется на виды и типы.

1. обучение в повседневных бытовых ситуациях;

2. самостоятельная деятельность в развивающей среде.

3. занятия;

4. опыты (экспериментирование);

5. коллекционирование;

6. развивающие игры;

7. изобразительная деятельность;

8. конструкторская деятельность;

9. трудовая деятельность;

10. наблюдения;

11. игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).

· Совместная – наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

· Совместно-групповая – познавательно-исследовательская учебная деятельность

· Индивидуальная – исследование

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...