Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование представлений детей об отечественных традициях и праздниках.




В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личной культуры включаются ориентировки ребенка в явлениях общественной жизни, деятельности, традициях родного края, особенностях этнокультурного окружения.

Базис личной культуры – собственно человеческое начало в человеке.

Формирование первичных представлений у дошкольников об отечественных традициях и праздниках, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования.

Федеральный государственный образовательных стандарт дошкольного образования в качестве в качестве основного принципа дошкольного образования выделяет «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Содержание образовательной области «Познавательной развитие» предполагает не только знание о традициях Отечества, но и формирование ценностного отношения к культуре и истории своего народа.

Федеральный закон РФ «Об образовании» призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.

Успешность развития дошкольников при ознакомлении с отечественными традициями и праздниками возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Усвоение норм и ценностей культурного наследия своего народа, формирование готовности к совместной деятельности при проведении праздников, народных игр, проявлении инициативы в непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине, Отечестве. Активное участие детей проведении праздников, фестивалей, посещение музеев. Разучивание народных песен, участие в народных играх, театрализованных представлениях. Участие и выступление с исследовательскими проектами: «Ценности и традиции моей семьи», «Любимые праздники наших бабушек», «Праздник Победы», «Как отмечали Новый год в старину» и т. д.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей Дети оказывают помощь в подготовке к праздникам, оформлению костюмов, предметно-окружающей среды в соответствии с народной традицией, владеют фольклорным материалом

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет Расширение знаний о государственных и национальных праздниках, культурных традициях народов, живущих радом. Дети знают значение символов отечественных праздников: кулич, пасхальное яйцо, верба, новогодняя елка. Уважительно относятся к государственной символике, встают при звучании гимна, толерантны по отношению к национальным традициях и праздникам других народов.

В содержании образовательного процесса следует изменить:

1. Проведение НОД в соответствии с ФГОС по темам «Русские народные гулянья», «Культурные традиции Самары», «Праздники весны по русским обычаям»;

2. Проведение календарных и народных праздников в детском саду («Хорошо осенью в России», «Праздник рождества», «Великий день Победы»);

3. Организация кружковой работы «Русский хоровод», «Народные промыслы»;

4. Организация проектной деятельности: «Готовимся к празднику», «Истории семейных фотографий»;

5. Посещение музеев и театрализованных представлений;

6. Создание слайдовых презентаций и мультимедийных дидактических пособий по патриотическому воспитанию: «Когда зажигают свечи», «Символы праздников», «Пасха», «Проводы русской зимы», «День защитника Отечества», «История Георгиевской ленточки».

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

1. Обогащение предметно-развивающей среды народной и государственной символикой;

2. Расширение теоретических методов обучения: беседы с детьми в ходе режимных моментов, ситуативные беседы «Что сегодня празднуем?», «Семейные традиции»;

3. Создание картотеки народных игр и праздников;

4. Использование режиссёрских игр, дидактических пособий.

5. Использование ТСО: интерактивные доски, ноутбук, видеокамера.,

6. Экскурсии, целевые прогулки: «Ах, Самара, городок», «Волга-матушка».

Использовать все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) при проведении праздников и развлечений.

 

39. Формирование представлений детей о планете Земля как общем доме людей.

Формирование у детей представлений о планете Земля, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная и опытническая деятельность, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специально разработанного экологического маршрута-экологической тропы.

Проведение образовательной деятельности по темам: «Экологическая тропа осенью» (на улице), «Берегите животных: 4 октября - Всемирный день животных», «Прогулка по лесу», «Осенины», «Пернатые друзья» (викторина), «Покормим птиц», «Как животные помогают человеку», «Зимние явления в природе» (наблюдение и экспериментирование).

Для формирования более глубокого понимания мира природы, многообразии стран и народов мира можно использовать в работе с детьми произведения фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.) Знакомиться со сказками народов мира: «Вежливый кролик» (мексиканская), «Кто умнее-тот сильнее» (китайская), «Как барсук и куница судились», песенки народов мира: «Слон и сверчок», «Енот и опоссум» (американские). Дали представления о животных обитающих в нашей стране – животные Крайнего Севера-белый медведь, морж и др., животные тундры и лесотундры- писец, северный олень, животные тайги-бурый медведь, рысь, белка, лось, животные лесостепи и степи-степной волк, заяц русак, животные пустыни-верблюд.

С помощью пейзажей знаменитых художников формировали у детей эстетическое отношение к окружающей действительности.

С помощью разнообразных игр-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр драматизаций закрепляли знания детей об окружающей действительности. Эффективны в работе с детьми старшего дошкольного возраста дидактические игры по ознакомлению с растениями и животными типа «Найди дерево по описанию», «От какой ветки детки?», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Когда это бывает?», «Почтальон принес посылку», «Угадай что в мешочке», которые проводятся как на занятиях, так и в свободное время.

Очень важно взаимодействие с семьями воспитанников. К экологическому воспитанию очень важно привлекать родителей воспитанников. Родители участвуют в различных конкурсах. Таким образом в процессе совместной деятельности детей и взрослых происходит усвоение эталонов культурного поведения в природе и социальной среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...