Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказки как средство формирования представлений детей о личном времени и пространстве.




Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий - низкий, длинный - короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево - направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине).

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь имеется в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Дошкольники, постигая окружающий их мир, в частности, такие категории как пространство и время, воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смешение пространственно - временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и пространства и др. Исследователи отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для восприятия и понимания их детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии "сейчас", а пространство в понятии "мое".

Литература - это вид искусства, отражающий ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие. События, которые проявляют эти человеческие ценности являют собой сюжетную линию произведения как временной отрезок жизни человека в определенном пространстве. В целом в литературе всегда отражается жизнь людей определенной, эпохи и определенного времени. Соприкасаясь с искусством, ребенок не только усваивает содержание произведения, но и он становится участником событий своего времени как бы соприкасаясь со временем, в котором живет его народ, его нация. Он также осваивает предметы, вещи, которые находятся в историческом пространстве.

Сказка - универсальное средство. Она имеет огромный развивающий воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Целью является постижение ребенком категорий пространства и времени, содержащих в себе культурные ценности, а средством достижения выступает содержание литературных и живописных произведений. Индивидуальными же действиями являются мыслительные и практические способы деятельности, осваиваемые ребенком в процессе познания благодаря его активности.

Примеры сказок: Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С. Я.Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик», «Сказка о том, как дед с бабкой год поделили».

Содержание познавательного развития детей раннего возраста в современных образовательных программах.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим любопытство (характерно для раннего возраста). Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность(ранний, младший дошкольный возраст), которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес (младший, средний ДО возраст), характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность (старший ДО возраст), основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приѐмы и методы воспитания, которые используются в работе с дошкольниками. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребѐнка и способствуют его полноценному развитию.

В программе «Первые шаги»(для детей раннего возраста: от 1 года до 3-х лет) разработаны адекватные методы воспитания и развития детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребенка.

Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.

Часть программы, посвященная познавательному развитию детей раннего возраста охватывает разные аспекты предметной деятельности и включает следующие 4 раздела:

 Игры и занятия, направленные на развитие практических и орудийных действий

 Игры и занятия, направленные на развитие познавательной активности

 Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления

 Игры и занятия, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

В раннем возрасте познавательное развитие ребенка осуществляется в рамках предметной деятельности. Предметная деятельность в раннем возрасте определяет, т.е. «ведѐт» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка - речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте. Развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий должно осуществляться посредством помощи педагогов детям научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застѐгивать пуговицы, причѐсываться расчѐской), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком, сачком и др.).

В целях ознакомления детей с окружающим воспитатели обязательно должны читать им книги, показывать иллюстрации, диафильмы познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии должны находиться в открытом доступе. Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов. Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой.

Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны и пр.) и разнообразные звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, шуршащая бумага). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности дифференцировать звуки, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Познавательному развитию детей способствуют также игры с кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами, детские лото, домино. Такие виды детской деятельности, как лепка, конструирование из природного и бросового материала, изготовление аппликаций, фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определѐнный предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики также способствуют формированию у ребенка представления о результате, образце, на достижение которого направлена работа.

 

Содержание познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в современных образовательных программах.

Одной из важнейших форм познания является положение, сформулированное А.В. Запорожцем, согласно которому у ребёнка в процессе предметно-чувственной деятельности могут возникать представления, которые он в образной форме отражает, например, в своих рисунках, творческих рассказах и т.п. Данный принцип систематизации знаний наиболее успешно используется при ознакомлении детей с такими областями действительности, как неживая природа, конструктивная и изобразительная деятельность.

Доказано, что непосредственно воспринимаемые свойства вещей познаются детьми с помощью сенсорных эталонов, количественные отношения – на основе усвоения меры. П.Я. Гальперин разработал специальные наглядно-словесные и словесно-логические схемы, которые могут использоваться в работе с детьми как средство мысленного преобразования вещей в упорядоченные множества, например, количественные отношения, но которые, как известно, не исчерпывают всего многообразия свойств и отношений окружающей ребёнка действительности.

Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.

Наглядные методы обучения разрабатываются на основе моделей, воспроизводящих скрытые свойства и связи объектов. Разработаны методы ознакомления детей с внешним обликом предметов с использованием натуральных предметов и явлений.

В таких видах работы с детьми важно придерживаться принципа систематичности, так как природные изменения явлений часто связаны с длительным периодом (например, смена времён года).

Практические методы руководства детьми особо важны в процессе усвоения детьми новых знаний. Существенный момент практических методов – способ постановки задачи. В одном случае детям дают готовый образец («что нужно сделать»), разъясняют и показывают способы его получения («как нужно сделать»). Возможна и другая постановка задачи, когда детям не дают готовых образцов, а сообщают лишь условия, которым должен удовлетворять сделанный ребёнком объект (постройка, рисунок и т.д.). Каким должен быть этот будущий рисунок, ребёнок определяет вначале с помощью воспитателя, а затем сам, исходя из заданных условий.

Детям могут также предоставляться модели изучаемых объектов, которые в наглядной форме не только показывают существенные связи изучаемых объектов, но и позволяют осуществлять с ними практические действия и овладевать основными способами их преобразования и применяются в тесной связи с показом картин, диапозитивов, чтением художественной литературы.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности - игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им сказки, стихи, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В области познавательного развития Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями, способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами:

- Соотносит эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно находит предмет по описанию его сенсорных свойств (или внешнего вида), вычленяя его среди других.

- В конструировании по конкретному образцу умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводят образец самостоятельно.

- В конструировании по замыслу может назвать тему (предмет) будущей конструкции, дать описание некоторых внешних свойств задуманной постройки, назвать требуемый для нее материал и указать отдельные действия с ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически.

- Экологические представления ребенка включают 4-5 диких и 4-5 домашних животных, он может сказать, чем отличаются одни от других, что дают людям дикие и домашние животные, как люди о них заботятся. Различает условные обозначения мест обитания диких и домашних животных, опирается на них при рассказе о местах их обитания.

- Действуя с объектами живой или неживой природы, ребенок может самостоятельно сделать простейшие выводы об их свойствах (например, из мокрого песка легко сделать куличик, из сухого – трудно). Испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы. Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.

Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития в соответствии с Программой «Вдохновение» раскрывается в направлениях «Математика», «Окружающий мир: естествознание и техника», «Окружающий мир: экология, природа как ценность», «Окружающий мир: общество, история и культура», которые реализуются интегрированно с другими направлениями и другими образовательными областями образовательной деятельности. В программе нет деления по возрастным категориям, педагог ориентируется по содержанию предлагаемых для развития познавательных областей на какой возраст и способности детей они могут быть ориентированы.

 

Содержание познавательного развития детей среднего дошкольного возраста в современных образовательных программах.

По ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

 

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий (по природе, математике и ориентировке в пространстве). Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия проходят в форме интересных игр.

В области познавательного развития Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями, способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами:

- Владеет соотнесением эталонов формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно может найти предмет сложной формы и неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.

- Знаком с пространственными предлогами и наречиями, ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад – вперед, между), исходя из собственной пространственной позиции.

-Знаком с пространственными отношениями: может ориентироваться в реальном пространстве (помещениях группы), находя обозначенные на плане предметы и объекты (или находят на плане обозначение реальных объектов).

- Владеет действиями оперирования количествами: отбирает заданное количество предметов из большего при помощи фишек.

- Может применить действием опосредованного сравнения предметов по величине.

- Умеет конструировать предмет по его графической модели.

- В процессе конструирования по замыслу может заранее назвать тему (предмет) будущей постройки, материал, в процессе конструирования могут несколько видоизменить тему, но созданная постройка узнается как заранее названный предмет.

- Ребенок выделяет характерные приметы времени года с использованием модели круговой диаграммы смены времен года, самостоятельно составляя полноценный рассказ.

- Ребенок имеет опыт экспериментирования с различными объектами живой и неживой природы (водой, песком, снегом, глиной и др.)

Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития в соответствии с Программой «Вдохновение» раскрывается в направлениях «Математика», «Окружающий мир: естествознание и техника», «Окружающий мир: экология, природа как ценность», «Окружающий мир: общество, история и культура», которые реализуются интегрированно с другими направлениями и другими образовательными областями образовательной деятельности. В программе нет деления по возрастным категориям, педагог ориентируется по содержанию предлагаемых для развития познавательных областей на какой возраст и способности детей они могут быть ориентированы.

 

Содержание познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды (грамота и логика). Занятия по математике и грамоте носят не только узко профильный характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д.). Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями - с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы), ребята узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные (режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение). Занятия по этим разделам проводятся в зависимости от желания детей и воспитателя. В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.

Существует более сложный вариант программы «Развитие» («Одаренный ребенок»), направленный на работу с умственно одаренными детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группы детского сада). При этом одаренность детей дошкольного возраста характеризуется высоким уровнем овладения детскими видами деятельности, познавательной активности, развития умственных способностей. Эти способности характерны именно для дошкольного детства. Они проявляются в основном в области образных форм познания - наглядно-образного мышления и воображения.

Особенности программы в старшей и подготовительной к школе группах.

Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предполагает продолжение работы, начатой в младшей и средней группе, Авторы программы переносят внимание с содержания обучения на его средства. Акцент направлен на развитие умственных способностей. В этом возрасте в обучение вводятся такие действия, которые в максимальной степени развивают их умственные способности. Для детей старшего дошкольного возраста это, прежде всего действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. В младшей и средней группах осуществлялась лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. В старшей и подготовительной к школе группе развитие действий наглядного моделирования проходит по нескольким линиям:

- Расширение диапазона моделируемых отношений (к пространственным добавляется моделирование временных отношений);

- Изменение степени обобщенности моделируемых отношений (учатся строить модели не единичной, конкретной ситуации, а имеющей обобщенный характер и отображающей существенные черты многих объектов и ситуаций);

- Изменение самих наглядных моделей, с которыми действуют дети (движение идет от моделей, сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами к моделям, представляющим собой чисто условное изображение).

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств как схемы, модели, планы выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт, выражать свое отношение к действительности ребенку позволяет использование символических средств. Эти средства дают ребенку возможность обобщить и проявить свой эмоционально-познавательный опыт. В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений.

В области познавательного развития Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями, способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами:

- Опирается на эталонные представления в самостоятельной деятельности: самостоятельно использует представления о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и их разновидностях в изобразительной, конструктивной, игровой деятельностях.

- Может ориентироваться в реальном пространстве (помещении, участке для прогулок), находя обозначенные на плане объекты и предметы (или находят на плане реальные объекты). - Ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад – вперед), исходя из собственной пространственной позиции.

- Производит количественное сравнение множеств предметов с помощью различных средств: моделей из фишек, на счетах, графического изображения попарно расположенных значков, пересчета. - Владеет способами классификации предметов: может устанавливать родо-видовые отношения межу понятиями, подбирая родовое понятие к группе видовых и наоборот, может подобрать два-три видовых понятия к родовому.

- Может использовать представления о сериационных отношениях предметов для определения степени выраженности общего для всех признака.

- Имеет представления о растениях, животных и условиях обитания в различных экологических системах (лес, луг, водоем, город). Умеет устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными внутри экосистем с помощью модели. Ребенок знает по 5-6 растений и животных, обитающих в лесу, на лугу, в водоеме, в городе. Самостоятельно использует или строит модель, отражающую взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными в экосистеме; может привести несколько примеров этих взаимосвязей. - Может самостоятельно рассказать о свойствах воздуха и магнита, использовании их людьми, значении в природе, опасностях, связанных с воздухом (бурях, ураганах и т.д.). Экспериментируя, может самостоятельно сделать простейшие выводы о свойствах воздуха и магнита.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...