Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство как пространство познавательного развития детей.




Искусство — социально-эстетический феномен, отражающий социально общезначимые ценности. В них заложено сверхличностное начало, к которому стремится идеально-ориентированная сторона личности "Я". Культура и искусство несет истинные ценности человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям, несмотря ни на какие потрясения. Н.К. Рерих в своих работах особое внимание уделял искусству как методу воспитания, образования, развития в детях высокого чувства, вкуса высокой формы я творчества. Суть дела состоит в том, что искусство есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь к познанию и переживанию действительности, путь движения к истине в глубинной ее ипостаси. Именно искусство, содержащее ценности или антиценности, приближает нас к познанию истины жизни, открывает нам очарование мира и его трагичность

В современной педагогической науке искусство рассматривается как средство гармонизации человеческой личности, воспроизводства духовности в личности. Произведения искусства есть продукт культуры и человеческой деятельности, которые имеют законченный и выразительный характер, содержат ценности, сформировавшиеся в культуре определенного времени и пространства.

Литература - это вид искусства, отражающий ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие. События, которые проявляют эти человеческие ценности являют собой сюжетную линию произведения как временной отрезок жизни человека в определенном пространстве. Именно время и пространство, с одной стороны, меняют людей, события, ситуацию, отношения, а с другой стороны, люди также изменяют течение времени своей жизни и пространство, в котором они живут. При этом культурные ценности остаются всегда неизменными, так как они бессмертны и вечны и через пространство, века и цивилизации они прорастают в будущее время как сильные молодые ростки, имеющие корни в прошлом. Искусство выступает моделью жизни мира. Найдя ключ к раскрытию тайны искусства, ребенок познает жизнь. Соприкасаясь с искусством, ребенок не только усваивает содержание произведения, но и он становится участником событий своего времени как бы соприкасаясь со временем, в котором живет его народ, его нация. Он также осваивает предметы, вещи, которые находятся в историческом пространстве.

Как и литература, живопись, говоря языком зримых образов, запечатлевает систему отношений человека с миром и обеспечивает реципиенту возможность обмениваться мыслями, чувствами, оценками самим художником и теми художественными образами, которые нашли отражение на полотнах. Сущность живописи состоит в том, чтобы через познание ценностных смыслов художественных образов, представленных в пространственно - временных отношениях, обеспечить личности возможность самостоятельно найти способы решения жизненно важных задач.

Развитие познавательных способностей детей средствами изобразительного искусства.

Становление изобразительной деятельности и способности воспринимать изобразительное искусство выступает как процесс совершенствования и развития многих психических процессов одновременно: восприятия, мышления, памяти и речи. В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствование такого познавательного процесса, как ощущение. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Во время рисования малыш знакомится с разными изобразительными материалами, их свойствами(рисование пальчиковыми красками, лепка).

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления. Поэтому на основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня - восприятие. Оно является основой мышления, практической деятельности человека (как взрослого, так и ребенка). Восприятие детей обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами. Малышу надо прикоснуться к предмету, потрогать, пощупать, поманипулировать с ним, чтобы создать целостный образ предмета. Первичным звеном на пути к становлению изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. Со стороны взрослого необходима поддержка в виде специально организованной предметно-развивающей среды и стимулирующего взаимодействия.

Для развития пространственного восприятия очень важно опираться на такие виды продуктивной деятельности, как конструирование и лепка. В процессе целенаправленного создания образа из нескольких деталей ребенку надо учитывать соотнесение частей предмета между собой. Занятия по лепке также способствуют развитию пространственного восприятия, так как лепные фигуры имеют объем, детали предметов также располагаются в определенной относительности друг к другу. Для малыша всегда понятнее и ближе изображение в объемном виде, так как проекция его на плоскость требует определенного уровня абстрактного мышления. К тому же дети очень любят обыгрывать лепные поделки. Развитие восприятия пространства, знакомство с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук являются вторым этапом развития восприятия. Для развития тактильного восприятия важно знакомить детей с различными изобразительными материалами: пальчиковые краски, краски из крахмала, краска из муки, гуашь, темпера, соленое тесто, глина, пластилин и т. д.

При занятиях изобразительными видами деятельности одновременно действуют зрительные, двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно (двигательную, зрительную, тактильную и слуховую). Так как дети получают удовольствие от процесса и результатов своей «художественной» деятельности, происходит интенсивное развитие эмоциональной памяти малышей, а это одно из самых важных свойств детской памяти.

С детьми старшего дошкольного возраста, когда уровень речевого развития относительно высок, а восприятие произведений живописи достигает достаточного уровня, можно начинать целенаправленную работу по формированию словесного творчества на материале произведений изобразительного искусства. Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, ознакомления с разными жанрами художественной литературы, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а понимание художественного образа в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературных и музыкальных произведений. Когда осуществляется осознанный выбор образных средств, используемых детьми в высказываниях, наблюдается становление речевой и общей культуры ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...