Информационная безопасность государства и государственных сегментов сети Интернет
Информационные войны могут проводиться в форме систематических и эпизодических воздействий на контрпартнера, в форме активных и пассивных воздействий. Содержанием информационных войн являются информационные операции, проводимые с использованием информационного оружия. Полями проведения информационных операций являются: политика, экономика, промышленное производство, научные исследования и разработка технологий, информационно-технологическая среда систем управления, территориальные интересы и социальная обстановка, вооруженные силы, культура, история, различные экономические и социальные интересы, стратегические цели развития социальных, экономических, техногенных систем. В настоящее время в США информационная война включена в военную доктрину в качестве самостоятельного вида военных действий. Каждый год проводятся военные учения с отработкой различных аспектов ведения информационной войны. Электронный инфоудар по противнику или действия хакера-маньяка в таких сценариях приводят к нарушению функционирования систем передачи, обработки и отображения данных и к разрушению системы управления государством, экономикой, финансами. Наступательная информационная война имеет специфические подходы к разработке целевых наборов (совокупности объектов и способов воздействия) их проведения. Выбор адресатов наступательных информационных операций осуществляется исходя из предположения о существовании Центров притяжения (предпочтительности) для информационного воздействия с целью подрыва социальной системы. При этом выбираемая область социума рассматривается как реальный физический объект (со свойственными физиологическими и социальными характеристиками) в совокупности с приобретенными знаниями или убеждениями. Другими словами, целевые наборы предусматривают предпочтительное воздействие на человеческие процессы мысли и восприяти я. В этом существо парадигмы выбора целей и объекта воздействия в информационных войнах. Это радикальная перемена по отношению к традиционным формам войны, а также источник большого противоречия в конкретизации содержания информационных войн.
В процессе познания парадигмы информационных войн необходим принципиально новый подход к пониманию сражения. Выбор средств для ведения информационных войн состоит в подборе дружественных к объекту воздействия сил (средств, приемов), которые могут влиять на мысли врага и его идеалы, включая базисное ядро его существования как общества, или воздействие на людей, которые понимают, что происходит или что может случиться. Это говорит о том насколько глубоки и насколько мощны основные понятия парадигмы информационных войн. Особенно опасна возможность использования среды Интернет для проведения специальных операций, связанных с осуществлением рефлексивного управления1. Рефлексивное управление представляет собой проведение связанных между собой по целям, месту и времени специальных мероприятий с целью вынудить контрпартнера отказаться от своего первоначального замысла действий и принять объективно соответствующие решения, ведущие к существенной стабилизации (или дестабилизации) социальной обстановки, а также проведение мероприятий по парированию аналогичных мероприятий контрпартнера. Под термином контрпартнер понимается партнер в социальном процессе, имеющий противоположные целевые установки на развитие социального процесса. В этом контексте можно установить, что рефлексивное управление является очень древней формой управления. Новым в рефлексивном управлении на текущий момент является то, что современное индустриально развитое общество стало информационно зависимо через развитую информационную инфраструктуру во всех областях использования информационных ресурсов нации (общества).
Инструментальные средства и методы информационных войн могут быть сгруппированы в четыре категории: Традиционные Формы, Фрикинг Формы, Компьютерно-зависимые Формы, Технологически-зависимые Формы2. Особое место занимают психологические операции. Основным инструментом псих-операций была пропаганда. Новое время дало новые возможности. Новые псих-инструментальные средства требуют упоминания: средства массовой информации, видео-морфинг3 и речевой синтез4. Средства информации всегда имели значительную роль в психологических операциях: радиопередача, газета, или телевизионные новости. Однако, создание средств массовой коммуникации создало новые предпосылки для использования псих-оружия. Главный прием – документально препарированная дезинформация, правдоподобность. Современная парадигма информационной войны делает значительные акценты на объединенных операциях союзных государств., что отражено в опубликованных объединенных доктринах. Объединенная доктрина предусматривает ведение разведывательных действий по идентификации вражеских Центров притяжения, получение детализированного знания и понимания, как противники организовывают, согласовывают, принимают решения, их физические и психологические силы и слабости.
С учетом изложенного понятна важность проблемы информационной безопасности при использовании Интернет. В национальном проекте США NGI две из трех главных задач в посвящены именно информационной безопасности в широком понимании этого термина. В качестве конкретных мер по реализации проблемы информационной безопасности в NGI предусматривается создание стройной системы многоуровневых средств сетевой защиты. При этом обращает на себя внимание стремление создать двусторонние системы защиты: на вход и на выход из локальной абонентской сети или целого абонентского сегмента. На страницах прессы и в сети Интернет появились публикации об информационном оружии и даже новом лице войны. Дискутируется вопрос о том, что войну можно вести более профессионально и "цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки, врага можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые коммуникации, направляя в желательное для нападающего русло развитие информационной сферы путем внедрения устаревших информационных технологий. Например, благодаря пробелам в законодательной базе противника можно в отдельно взятом объекте управления (отрасли, регионе) некорректно ввести электронные деньги, и, тем самым, создать отдельный и достаточно замкнутый на себя рынок продуктов и услуг, породить возможность уклонения от налогов, создать нежелательную угрозу сепаратизма, а также нарушить систему валютного обращения, таможенные порядки. Еще одной темой дискуссий в Интернет по проблемам создания информационного оружия являются технические аспекты – интенсивность информационно-технологической экспансии, обвальная компьютеризация, тенденции создания телекоммуникационных систем.
Следует отметить, что Интернет является только одним из каналов комплексного целенаправленного воздействия на общество в информационных войнах, которые осуществимы и осуществляются и без Интернет. Поэтому нет смысла отказываться от возможностей Интернет в развитии личности и общества. В то же время Интернет позволяет ускорить события, замаскировать, усилить вредное информационное воздействие на общество. Достаточно часто обсуждается и проблема информационной безопасности с точки зрения открытия или закрытия информационной сферы, в которой находится управляемый объект. Скорее всего, неумелое обращение с информационной стихией, неучет ее закономерностей может иметь такие же негативные последствия для развития объекта управления, как и неадекватное использование экономических закономерностей. Так, например чрезмерная информационная закрытость некоторого объекта сопровождается угрозой снижения устойчивости его управления и регулирования. Эту закрытость можно обеспечить намеренно, создавая информационную блокаду, например, некоторого региона противника, что может служить действенным средством разрушения его системы управления в этом регионе. Благодаря внедрению современных информационных технологий и международных информационно-телекоммуникационных систем можно уже говорить о целостности информационной сферы, об информационной стихии, развивающейся согласно неисследованным закономерностям, что значительно усложняет решение проблем такого класса. В то же время большинством исследователей признается, что сама новая парадигма развития общества требует менять политику и методы обеспечения устойчивости управления обществом, включая и формирование информационной сферы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|