Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы информационной безопасности личности и общества




Интенсивность современных информационных процессов, огромный объем информации на порядок превосходит информационные возможности человека и его интеллектуальный потенциал. Противоречие между ограниченными информа­ционными возможностями человека и почти неограниченным потенциалом информационных технологий порождают опасность "сверхинформати­зации" человека.

Это противоречие в развитии социально-информационных процессов получило название информационный кризис, который проявляется, по словам А. Урсула, как противоречивое единство "информационного взрыва" и "информа­ционного голода". Одним из проявлений информационного кризиса можно считать большую избыточность информационных ресурсов, сдерживающую потребление полезной информации. На избыточность информации до сих пор не обращалось достаточного внимания, в то время как смысл и ценность приобретают лишь разумные и гуманистические потребности, а нерациональные не должны удовлетворяться с помощью новых технико-технологических средств информатики. Дело не только в том, что используемая технология плоха, а в том, что надо определить меру ее применения. Любая система воспринимает такое количество информации, которое ей нужно, которое она сама перерабатывает. Вся остальная информация оказывается лишней. Избыточность информации приводит к информационному "загрязнению", "отравлению". Эти вопросы уже начала изучать социальная экология. В то же время следует отметить, что избыточность информации позволяет удовлетворять возможности различных фенотипов, учитывая их потреб­ности и особенности понимания окружающего мира. В этом плане избыточность информации способствует развитию человека и общества. Умение разрешать информационный кризис, находить меру применения новых технологий, что является необходимой частью информационной культуры современного человека.
Одной из сторон рассматриваемой проблемы является то, что на информационном рынке, в том числе и в сети Интернет все чаще наблюдается появление некачественной информационной продукции, в том числе содержащей неполную, недостоверную или заведомо искаженную информацию. Поэтому государственные служащие должны достаточно серьезно относиться как к выбору информационных источников в Интернет, так и к возможности официально ссылаться на документы, полученные из общедоступного сегмента сети Интернет.

Проблему качества информационной продукции в Интернет можно решать только совместными силами государства, общественности, коммерческих структур. Одним из механизмов решения этой проблемы – организация конкурсов, общественного лицензирования, направленных на обеспечение потребительских качеств, полноты и достоверности как государственных, так и коммерческих информационных систем различного назначения. Назрела необходимость провести общественный анализ недобросовестной рекламы в телекоммуникационных сетях и телевизионных программах, с обеспечением массовой публикации, в том числе разместить на web-серверах общедоступные списки фирм и бизнесменов, действующих на рынке несоответственно нравственным нормам (в том числе по материалам заседаний арбитражных судов). Было бы полезно стимулировать создание каталогов-навигаторов с подробной справкой о качестве информационных систем, включая стоимость. На это может быть направлена работа обществ потребителей информационной продукции и различных ассоциаций по организации конкурсов и лицензирования информационной продукции.

Еще одно проявление информационного кризиса – нарушение целостности научных и социальных коммуникаций. Оно заключающееся в предпочтении классовых, элитных, групповых интересов общечеловеческим, гипертрофировании ведомственных целей и нужд, включая и наличие феномена секретности. Это создает определенные экономические, политические социальные барьеры, не позволяющие информации играть интегрирующую роль в развитии общества. Определенные группы, круги, являющиеся владельцами информации, при некоторых условиях могут привести к полной потере национальной самобытности, к экономической, политической, культурной зависимости тех стран, где информационная технология и весь уровень развития общества не позволяют проводить собственную политику в информатизации общества. Решение этой про­блемы возможно в контексте всех остальных глобальных проблем человечества.

В последнее время все более проявляются, например, американские стан­дарты поведения, униформизм, американская система ценностей и американизация культуры. В Расторгуев рассматривает это явление как один из методов ведения информационных войн. В подтверждение этому он приводит выводы, сфор­мулированные по материалам 5-ой Международной конференции по информационной войне, которые утверждают, что стратегия применения информационного оружия носит исключительно наступательный характер. Наступательный характер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет априори определить потенциального информационного агрессора. А это значит, что можно предположить, что объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация. Из этого следует, что массированная пропаганда достоинств американского образа жизни не так уж и безобидна. В официальном документе стратегии национальной безопасности США в следующем столетии, представленном в конгресс в мае 1997 г. определяется следующий “принципиальный подход”: “Лидирующая роль США подкрепляется силой демократических идеалов и ценностей. Вырабатывая стратегию, мы исходим из того, что распространение демократии укрепляет американские ценности и повышает нашу безопасность и благосостояние. Следовательно, тенденция к демократизации и распространению свободных рынков по всему миру способствует продвижению американских интересов....Мы стремимся, к тому, чтобы ни в одном критически важном регионе мира не доминировала враждебная США держава....Соединенные Штаты будут энергично поддерживать реформы в России и препятствовать любому отходу назад”1.

Таким образом, информационная война из войны между отдельными государствами превращается в войну между современными цивилизациями. Если цивилизацию определить в большей степени как материальную и, главное, духовную культуру, то, как отмечает С. Расторгуев, театр военных действий расширяется до таких глубин, которые иногда называют “дух цивилизаций”, то есть все более перемещается в сферу духовную, в столкновение базовых ценностей, целей, знаний, теорий. Более того, С. Раторгуев доказывает, что в случае быстрого и массового перепрограммирования народа, нации в процессе информационной войны, наиболее эффективными являются приемы, имеющие эмоциональную окраску и принадлежащие таким сферам как: массовые культура, искусство, религия. Это значит, что для решения задач по перепрограммированию населения в первую очередь упор должен делаться на деятелей искусства, культуры, религиозных служителей, т.е. целенаправленное одностороннее воздействие на духовные ценности и на их носителей не является безобидным для человечества и каждого индивида. Следует отметить, следствием этой войны становится уничтожение разнообразия фенотипов, что неминуемо ведет к остановке развития и последующей гибели всего человечества.

В ответ на процессы все более усиливающейся американизации и попытки навязать всему миру американские стандарты поведения и ценности “свободного рынка” в странах третьего мира, а также в Европе появляется подчеркнуто отрицательная реакция на иностранное, усиливаются националистские тенденции. Это две стороны одного явления, которое наша страна должна учитывать. Не случайно в программе построения информационного общества Канады центральными являются разделы усиления суверенитета Канады и культурной идентичности, увеличения информации, отражающей национальное содержание.

Другим аспектом этой проблемы является управление прозрачностью информационного пространства. Происходящая глобализация мировых процессов, ломает узкие рамки национально-государственных границ и ведет к образованию общих товарных рынков, глобальных информационных ресурсов, созданию межгосударственных организаций и корпораций. Это приводит к тому, что крупные многонациональные компании приобретают все большую власть на рынках, они контролируют потоки денег, информации, рабочей силы, они навязывают гражданам стандарты поведения и мышления. Существующие технологии Интернет позволяют при создании видимости полной свободы оказывать направленное информационное воздействие, формировать мнение абонентов, манипулировать им. Об этом говорилось при рассмотрении проблемы информационных войн.
Изучение поведения абонента Интернет даже путем простейшего протоколирования его работы, изучение его информационных предпочтений и его информационных потребностей, позволяет формировать для него персональный доступ к выборочным, особым образом подобранным данным. Виртуальные группы таких абонентов (без их согласия и уведомления) можно формировать по географическим признакам, по странам, по возрастному и образовательному цензу и т.п. Один и тот же сервер для разных групп абонентов будет предоставлять различную информацию, причем целенаправленную.

Эта проблема иногда трактуется как потеря анонимности. Коммерческий сектор проявляет большую заинтересованность в мониторинге сетевой активности абонентов, поскольку это дает возможность создать детальные портреты потребительского поведения, что вызывает беспокойство общественности многих стран. Поэтому в отношении к вопросу о сборе персональной информации в документах Европейского Сообщества имеются следующие рекомендации2:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...