Проблемы информационной безопасности личности и общества
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Акт о фильтрации Интернет в школах, спонсируемый сенатором John McCain, штат Аризона, рекомендует публичным библиотекам и школам в США установить фильтрующие программы на все машины, соединенные с Интернет. По мнению авторов, этот законопроект призван защищать детей от случайной встречи с потенциально вредными материалами. В то время этот законопроект вызывает много споров, так как предложенный законопроект не затрагивает вопрос о том, кто должен наблюдать за детской и, в случае публичных библиотек, взрослой активностью в Интернет – правительство США или родители детей. При решении этих проблем мировое сообщество учитывает соблюдение баланса интересов между свободой слова и интересами несовершеннолетних, свободой доступа к информации и информационной безопасностью. Например, по инициативе промышленников Великобритании разработан Кодекс поведения, сформированы специальные списки для тех источников, на которые общественность указывает как на содержащие незаконную информацию, предусмотрена возможность технического блокирования доступа к таким источникам. Эту меру можно определять как на законодательном уровне, так и самим пользователям. Мировое сообщество склоняется ко второму варианту в пользу установки самими пользователями программных компонентов для блокирования доступа к информации, внесенной в “черные списки”, соблюдая права личности на свободу получения информации.
В областях, связанных с возможностью физической угрозы для жизни человека, практическое применение ЭВМ должно быть только в оказании помощи, подсказке при выборе вариантов решения, но с обязательным объяснением, почему предлагается то или иное решение, на каком научном базисе основаны предложения, чтобы у пользователя ЭВМ была вся информация, с помощью которой можно принимать личное (человеческое) решение.
Такой тип человека был назван "кибернетическим человеком" и описывался известным психоаналитиком Э. Фроммом. Кроме искажений в мышлении, у такого человека возникает трудность межличностных отношений, абсолютизация сферы познавательной деятельности, чувство превосходства над окружающими. Получая все больше знаний непосредственно от компьютера и все меньше от нашего собственного окружения, он утрачивает важный контакт с людьми, имеющий более важное значение для развития подлинного интеллекта.
Развитие глобальных сетей, в которых человек может перестать ощущать потребность общества, формирование чувства соперничества, эгоцентрические установки, однобокость мышления – все это может сопутствовать быстрому внедрению новой информационной технологии и сетей телекоммуникаций в жизнь людей. Другим проявлением этого же процесса является некоторая отчужденность и обособление человека, что довольно часто приводит к некоторой неуправляемости извне, к трудности взаимного общения "наяву", а не через компьютер. На Западе появился термин робопатия, проявляющийся в вытравлении из личности нравственного человека, избавление от чувства стыда, жалости, сострадания. Формирование такого типа личности опасно в любой социальной системе. Это ведет к уничтожению в человеке человеческого. Техноцентрированный человек обращается с людьми по аналогии его обращения с компьютером. Его интересует в первую очередь обмен информацией. Психотерапевт К. Брод наблюдал техноцентрированность преимущественно среди профессиональных программистов, не исключая и других профессий.
Появились новые термины “наркоинтернет” и “наркокомпьютер”. Изучение вопроса Интернет-зависимости стало темой недавнего исследования, проведенного университетом в Hertfordshire. Исследование основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, а его результаты были представлены Британскому Психологическому Обществу. В данном исследовании "зависимыми" считали тех, кто постоянно "сидит" в Интернет и отзывается об этом положительно. 46% опрошенных в ходе исследования считают себя "фанатами" сети. Большинство из тех, кто считает себя зависимыми, оказались в возрасте около 30 лет, причем женщины считают себя пристрастившимися к сети так же часто, как мужчины. Согласно данному отчету, это противоречит общепринятому мнению, что зависимыми от Интернет в основном становятся робкие, стеснительные юноши3. Требуются серьезные медицинские исследования этих проблем, разработка рекомендаций по безопасному для здоровья человека применению компьютерной техники. Исследования, проведенные в Австралии5, говорят о значительном росте заболеваний операторов. 20 - 30% исследованного числа операторов страдает заболеванием известным как "поражение от повторяющегося напряжения", которое приводит к функциональным изменением в организме. Указанное заболевание приводит к поражению мышц и сухожилий, плеч, рук, шеи из-за длительного статического напряжения.
Уже сейчас известна некоторая зависимость от плохой организации труда и проектирования рабочего места (перегруженность, напряжение, неудобный темп работы, узкая специализация задач, монотонность труда). Другой стороной является неудобная система общения с машиной (языковый барьер, недостаточная обученность пользователя). Третий аспект тоже можно отнести к организационным – непонимание причин болезни со стороны управляющих, в связи с чем возникают стрессовые напряжения пользователя. Известны еще и биохимические факторы, связанные с неправильной позой и организацией труда пользователя (сочетание труда и перерывов, количество и скорость повторных движений, плохо подобранная мебель для пользователя). Социально-психологические причины заболеваний, кроме чисто физиологических, здесь очевидны. Ф. Эмери7 находит явную зависимость числа заболеваний от организации труда в исследуемой компании. При бюрократическом подходе, когда исполнитель не в состоянии контролировать и координировать свою деятельность с коллегами, число таких заболеваний более высоко. В качестве ответа на это исследование австралийские компании стали принимать различные меры предупреждения: учет индивидуальных особенностей пользователя, чередование деятельности, улучшение дизайна, введение больших элементов самостоятельности и самоуправления и другие. Такая система превращает компьютеры в средство расширения деятельности человека, но не дает возможности превратить человека в машину. В настоящее время число вышеописанных заболеваний стало уменьшаться. По результатам исследований, проведенных Национальным институтом занятости и здоровья США в 1981 г., болезнь распространяется особенно часто среди клерков, где возрастает интенсивность труда, психологические нагрузки, взаимозависимость при работе в единой системе, зависимость от компьютера, навязывание им "заданного" процесса работы, запрограммированность труда. Технострессы наблюдаются и среди менеджеров. Менеджеры неохотно принимают новшества, более других сопротивляются компьютеризации, не хотят работать с клавиатурой. Работая долгое время на неформальном, личностном уровне, они не хотят, чтобы их деятельность оказалась запрограммированной, боятся потерять чувство гордости за свои качества проницательности, интуиции, за умение контролировать и организовывать работу подчиненных. Неотвратимость насильственного внедрения компьютерной техники может вызвать техностресс и положительного результата не даст. Технострессы могут быть ликвидированы только усиленным вниманием общества к этим проблемам. Необходимо внимание к гуманитарной стороне этого дела. Обучение новым технологиям не должно быть утомительным, а работа с компьютером должна приносить удовлетворение и радость творчества. Руководители должны учитывать эти проблемы, обязаны знать последствия неумелых насильственных процессов внедрения новой техники и технологии. Важно иметь тонкий баланс между производительностью труда и условиями работы, сохранение пользователя как человека, дополнение, а не ограничение функциональных возможностей, т.е. учет смысла труда и творчества. Следует серьезно проработать вопросы организации автоматизированных рабочих мест пользователей, учитывая все вопросы их взаимодействия с другими рабочими местами как автоматизированными, так и неавтоматизированными. Особое внимание нужно обращать на индивидуальные реакции пользователей на процесс обучения. Иногда выгоднее некоторых пользователей обучать индивидуально, постепенно, а других группами, в процессе общения друг с другом. Экономия средств на обучение пользователей может обернуться еще большими потерями в будущем. Желательно участие психологов в процессе разработки и внедрения новых информационных технологий.. Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что изучение, учет и прогнозирование отрицательных последствий процессов информатизации, развития информационных технологий должен быть обязательным компонентом информатизации как социотехнологического процесса. Выявление адекватных методов, подходов и средств решения проблем информационных технологий должно быть направлено на обеспечение прогрессивного развития человеческой личности и общества и процветание цивилизации. Интернет в системе ВАСИЛЕНКО Л.А. Монография
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|