Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы информационной безопасности личности и общества




Акт о фильтрации Интернет в школах, спонсируемый сенатором John McCain, штат Аризона, рекомендует публичным библиотекам и школам в США установить фильтрующие программы на все машины, соединенные с Интернет. По мнению авторов, этот законопроект призван защищать детей от случайной встречи с потенциально вредными материалами. В то время этот законопроект вызывает много споров, так как предложенный законопроект не затрагивает вопрос о том, кто должен наблюдать за детской и, в случае публичных библиотек, взрослой активностью в Интернет – правительство США или родители детей.

При решении этих проблем мировое сообщество учитывает соблюдение баланса интересов между свободой слова и интересами несовершеннолетних, свободой доступа к информации и информационной безопасностью. Например, по инициативе промышленников Великобритании разработан Кодекс поведения, сформированы специальные списки для тех источников, на которые общественность указывает как на содержащие незаконную информацию, предусмотрена возможность технического блокирования доступа к таким источникам. Эту меру можно определять как на законодательном уровне, так и самим пользователям. Мировое сообщество склоняется ко второму варианту в пользу установки самими пользователями программных компонентов для блокирования доступа к информации, внесенной в “черные списки”, соблюдая права личности на свободу получения информации.
Одним из аспектов применения информационных технологий является проблема часто поднимаемая в фантастической литературе. Компьютеру недоступны такие человеческие понятия, как мораль, ответственность, здравый смысл, добро и зло и поэтому на него нельзя возлагать моральную ответственность за совершенные им действия. Джеймс Х. Мур формулирует, в связи с этим, три максимы: компьютер не должен принимать решения, желанные для человека; компьютер не должен принимать решения по вопросам, в которых человек является более компетентным, особенно связанных с жизненно важными для него вопросами; человеку должно быть дано право наложить запрет на любое решение, подготовленное компьютером1.
Это относится к системам медицинской диагностики, к системам автоматизированного управления сложными технологическими процессами, применению ЭВМ в военном деле и т. д. В настоящее время при проектировании таких систем, необходимо предусматривать наличие встроенных механизмов, нацеленных на выявление и предотвращение различных угрожающих ситуаций. В таких областях человек должен сам принимать решения, используя алгоритмы и накопленный опыт, используя компьютер как средство сравнительного анализа ситуаций, средство накопления опыта многих поколений.

В областях, связанных с возможностью физической угрозы для жизни человека, практическое применение ЭВМ должно быть только в оказании помощи, подсказке при выборе вариантов решения, но с обязательным объяснением, почему предлагается то или иное решение, на каком научном базисе основаны предложения, чтобы у пользователя ЭВМ была вся информация, с помощью которой можно принимать личное (человеческое) решение.
Отрицательные моменты при неправильном применении новых информационных технологий проявляются и непосредственно на человеческой личности, оказывая медленно и незаметно такие опасные воздействия, которые угрожают самой духовной, творческой сущности личности, ослабляют воображение, инициативу. Постепенно теряются гуманистические идеалы и ослабляются нравственные нормативы в обществе, огрубляется человеческая сущность, в конечном итоге, меняется антропогенный тип человеческого рода. Сложная творческая деятельность, поглощая человека целиком, вырабатывает "машинный" стиль мышления и общения.

Такой тип человека был назван "кибернетическим человеком" и описывался известным психоаналитиком Э. Фроммом. Кроме искажений в мышлении, у такого человека возникает трудность межличностных отношений, абсолютизация сферы познавательной деятельности, чувство превосходства над окружающими. Получая все больше знаний непосредственно от компьютера и все меньше от нашего собственного окружения, он утрачивает важный контакт с людьми, имеющий более важное значение для развития подлинного интеллекта.
Опасность такой ситуации усугубляется проповедью индивидуализма, развернутого в нашей стране за последние годы. На Западе индивидуализм не представляет реальной угрозы для общества, ибо там он выступает в рамках протестантизма, который допускает и стимулирует его проявление исключительно в сфере трудовой деятельности. Обожествление индивидуальной трудовой деятельности порождает систему моральных норм (честность в делах, трудолюбие, доброжелательное отношение к ближним и т. п.), которая лежит в основе капиталистического способа производства. Эта ситуация хорошо представлена в работах М. Вебера. В условиях же современной России индивидуализм ничем не ограничивается и поэтому естественно приобретает уродливые и даже опасные для общества формы (достижение личного материального успеха любыми средствами, в том числе аморальными и противозаконными). В итоге сознание многих наших современников, особенно молодежи, которая оказалась наиболее восприимчивой к проповеди индивидуализма, уже не ограничивается соответствующими моральными нормами и ценностными установками (в духе протестантизма, православия и пр.), а власть давно потеряла свой авторитет в силу своей беспомощности и неспособности принимать твердые решения. Поэтому при абсолютизации личных прав и свобод происходит непрерывное оттеснение на задний план интересов общества и большинства людей. В итоге формирование индивидуалистической доминанты привело к возникновению значительного числа людей, ориентированных на личные или групповые (клановые и т. п.) цели и почувствовавших себя свободными от всякого долга перед государством и обществом. Поэтому все же следует задуматься о тех результатах, к которым мы приходим, ориентируясь на принцип индивидуализма. В настоящий момент мы уже имеем одинокого индивида, ориентированного исключительно на личные цели и интересы, изолированного от общества, и большое количество соперничающих друг с другом социальных групп, преследующих свои корыстные цели2.

Развитие глобальных сетей, в которых человек может перестать ощущать потребность общества, формирование чувства соперничества, эгоцентрические установки, однобокость мышления – все это может сопутствовать быстрому внедрению новой информационной технологии и сетей телекоммуникаций в жизнь людей. Другим проявлением этого же процесса является некоторая отчужденность и обособление человека, что довольно часто приводит к некоторой неуправляемости извне, к трудности взаимного общения "наяву", а не через компьютер. На Западе появился термин робопатия, проявляющийся в вытравлении из личности нравственного человека, избавление от чувства стыда, жалости, сострадания. Формирование такого типа личности опасно в любой социальной системе. Это ведет к уничтожению в человеке человеческого.
Все эти явления получили название техноцентрированность. Техноцентрированые люди становятся очень трудны в общении. Даже при общении в семье они ограничивают себя минимумом слов, изолируются от прежних друзей, от членов семьи. Общение приобретает утилитарный характер, лишается эмоций, человеческой теплоты. Это приводит к напряжению, разладам в семье.

Техноцентрированный человек обращается с людьми по аналогии его обращения с компьютером. Его интересует в первую очередь обмен информацией. Психотерапевт К. Брод наблюдал техноцентрированность преимущественно среди профессиональных программистов, не исключая и других профессий.
Особенно быстро этому могут подвергаться дети, если взрослые не учтут негативных последствий неограниченного их "пристрастия" к компьютерам. Это гораздо опаснее в подростковый период, когда происходит становление личности, характера. Видеоигры могут быть полезным дополнением к работе в классе и дома, особенно если они включают в себя возможность мечтать, фантазировать, т.е. выразить себя творчески. Но в то же время обязательно нужно показать детям ограниченность мира компьютеров и богатство реальной жизни, которая не "укладывается" в компьютеры.

Появились новые термины “наркоинтернет” и “наркокомпьютер”. Изучение вопроса Интернет-зависимости стало темой недавнего исследования, проведенного университетом в Hertfordshire. Исследование основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, а его результаты были представлены Британскому Психологическому Обществу. В данном исследовании "зависимы­ми" считали тех, кто постоянно "сидит" в Интернет и отзывается об этом положительно. 46% опрошенных в ходе исследования считают себя "фанатами" сети. Большинство из тех, кто считает себя зависимыми, оказались в возрасте около 30 лет, причем женщины считают себя пристрастившимися к сети так же часто, как мужчины. Согласно данному отчету, это противоречит общепринятому мнению, что зависимыми от Интернет в основном становятся робкие, стеснительные юноши3.
Рассматривая общие социальные блага, которые дает нам процесс информатизации, мы не должны упускать моменты, отражающие воздействия информационных технологий на здоровье человека. По оценкам зарубежных специалистов интенсивное внедрение компьютерной техники может сопровождаться появлением профессиональных заболеваний. Известны публикации по исследованиям влияния излучения дисплеев на беременность. Проводились исследования о влиянии переменных магнитных полей с частотой 60 гц, которые создаются экранами мониторов на подопытных животных. Результаты исследований подтверждают вредные влияния излучений этого типа на живые организмы4. Неоднократные исследования статистических данных в разных странах говорят о том же. Изготовители вычислительной техники избегают говорить об этом. Не заинтересованы поднимать этот вопрос и руководители фирм и ведомств из-за широкой распространенности компьютерной техники и наличия реальных технологических процессов с использованием новых технологий.

Требуются серьезные медицинские исследования этих проблем, разработка рекомендаций по безопасному для здоровья человека применению компьютерной техники. Исследования, проведенные в Австралии5, говорят о значитель­ном росте заболеваний операторов. 20 - 30% исследованного числа операторов страдает заболеванием известным как "поражение от повторяющегося напряжения", которое приводит к функциональным изменением в организме. Указанное заболевание приводит к поражению мышц и сухожилий, плеч, рук, шеи из-за длительного статического напряжения.

Уже сейчас известна некоторая зависимость от плохой организации труда и проектирования рабочего места (перегруженность, напряжение, неудобный темп работы, узкая специализация задач, монотонность труда). Другой стороной является неудобная система общения с машиной (языковый барьер, недостаточная обученность пользователя). Третий аспект тоже можно отнести к организационным – непонимание причин болезни со стороны управляющих, в связи с чем возникают стрессовые напряжения пользователя.
Одним из проявлений издержек процесса информатизации можно назвать формирование отношения чистого потребительства. Персонал, выполняющий с помощью компьютера монотонные нетворческие операции, подвергаясь жесткому контролю и нормированию теряет чувство самостоятельности мышления, приобретает привычку ожидания очередной "команды", снижает профессиональную квалификацию, формирует "бинарную логику"6.

Известны еще и биохимические факторы, связанные с неправильной позой и организацией труда пользователя (сочетание труда и перерывов, количество и скорость повторных движений, плохо подобранная мебель для пользователя). Социально-психологические причины заболеваний, кроме чисто физиологических, здесь очевидны. Ф. Эмери7 находит явную зависимость числа заболеваний от организации труда в исследуемой компании. При бюрократическом подходе, когда исполнитель не в состоянии контролировать и координировать свою деятельность с коллегами, число таких заболеваний более высоко.

В качестве ответа на это исследование австралийские компании стали принимать различные меры предупреждения: учет индивидуальных особенностей пользователя, чередование деятельности, улучшение дизайна, введение больших элементов самостоятельности и самоуправления и другие. Такая система превращает компьютеры в средство расширения деятельности человека, но не дает возможности превратить человека в машину. В настоящее время число вышеописанных заболеваний стало уменьшаться.
Психотерапевт К. Брод описывает болезнь, которую он назвал техностресс. Симптомами этой болезни являются головные боли, усталость, стрессовые реакции. Первый толчок к исследованиям этой болезни К. Броду дали обращения программиста, работающего в крупном банке. Продолжая наблюдения и исследования, Брод пришел к заключению: болезнь возникает при нарушении тонкого баланса между человеком и компьютером. Техностресс является реакцией организма на напряжение в связи с неспособностью человека реагировать на новую компьютерную технологию, т.е. неправильное отношение к подготовке для жизни в мире компьютеров, отсутствие адаптации к новым условиям работы, новому стилю жизни, новым отношениям и новым стандартам.

По результатам исследований, проведенных Национальным институтом занятости и здоровья США в 1981 г., болезнь распространяется особенно часто среди клерков, где возрастает интенсивность труда, психологические нагрузки, взаимозависимость при работе в единой системе, зависимость от компьютера, навязывание им "заданного" процесса работы, запрограммированность труда. Технострессы наблюдаются и среди менеджеров. Менеджеры неохотно принимают новшества, более других сопротивляются компьютеризации, не хотят работать с клавиатурой. Работая долгое время на неформальном, личностном уровне, они не хотят, чтобы их деятельность оказалась запрограммированной, боятся потерять чувство гордости за свои качества проницательности, интуиции, за умение контролировать и организовывать работу подчиненных.

Неотвратимость насильственного внедрения компьютерной техники может вызвать техностресс и положительного результата не даст. Технострессы могут быть ликвидированы только усиленным вниманием общества к этим проблемам. Необходимо внимание к гуманитарной стороне этого дела. Обучение новым технологиям не должно быть утомительным, а работа с компьютером должна приносить удовлетворение и радость творчества.

Руководители должны учитывать эти проблемы, обязаны знать последствия неумелых насильственных процессов внедрения новой техники и технологии. Важно иметь тонкий баланс между производительностью труда и условиями работы, сохранение пользователя как человека, дополнение, а не ограничение функциональных возможностей, т.е. учет смысла труда и творчества. Следует серьезно проработать вопросы организации автоматизированных рабочих мест пользователей, учитывая все вопросы их взаимодействия с другими рабочими местами как автоматизированными, так и неавтоматизированными.

Особое внимание нужно обращать на индивидуальные реакции пользователей на процесс обучения. Иногда выгоднее некоторых пользователей обучать индивидуально, постепенно, а других группами, в процессе общения друг с другом. Экономия средств на обучение пользователей может обернуться еще большими потерями в будущем. Желательно участие психологов в процессе разработки и внедрения новых информационных технологий..

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что изучение, учет и прогнозирование отрицательных последствий процессов информатизации, развития информационных технологий должен быть обязательным компонентом информатизации как социотехнологического процесса. Выявление адекватных методов, подходов и средств решения проблем информационных технологий должно быть направлено на обеспечение прогрессивного развития человеческой личности и общества и процветание цивилизации.

Интернет в системе
государственной службы

ВАСИЛЕНКО Л.А.

Монография

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...