Субтехнологии профессиональной ориентации
Устоявшимися и положительно зарекомендовавшими себя на практике субтехнологиями профессиональной ориентации являются: - профессиональное просвещение; - профессиональная пропаганда; - профессиональная реклама; - профессиональная консультация; - профессиональная пропедевтика; - профессиональный предварительный отбор. Профессиональное просвещение – это комплекс мероприятий по разработке и распространению общей информации о характере и содержании конкретных видов профессиональной деятельности.Профессиональное просвещение предполагает распространение объективной информации о содержании групп профессий и конкретных видов профессиональной деятельности, их месте и роли в системе общественного разделения труда, основных специальностях в рамках данных профессий, условиях работы, способах получения необходимого образования, возможностях и перспективах профессионального развития. Профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессииили специальности путем показа ее привлекательных, сильных сторон с одновременной критикой конкурирующих с ними на рынке труда профессий или специальностей. Профессиональная реклама – информирование о характере и содержании конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями. Профессиональная реклама предполагает гипертрофированное подчеркивание положительных сторон рекламируемой профессии.
Профессиональная консультация – специальная деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости сучетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности. Профконсультат может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбора профессии и определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации. Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательствоконсультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. Для проведения профессионального консультирования существуют специальные схемы профконсультации, состоящие из нескольких этапов. Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации, подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, т. е. увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства консультанта и клиента и во многом определяет успешность всей консультации. Результативность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере.
Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям: - в чем заключаетсяпроблема клиента; - как он относится к консультации ипрофконсультанту; - в каком состоянии находится; - каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту. Кроме того, консультант должен оценить уровень своей профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, свою функциональную готовность к разрешению проблемы клиента, возникший уровень доверительности в общении с клиентом, а также организационные и временные условия консультирования. Второй этап. Основная задача данного этапа – выдвижение профконсультационной гипотезы, т. е. рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение путей совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он можетудлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию. Третий этап. Задача этого этапа – совместное с клиентом определение конкретной цели данной консультации (информационно-справочной, диагностико-рекомендательной, диагностико-корректирующей, формирующей). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Четвертый этап. Задача данного этапа – достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он сам немало знает и умеет. На этом этапе применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр. Пятый этап. Задача этого этапа –совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.
Завершается консультация протоколированием следующих сведений: - анкетные данные клиента; - общие выводы по предварительным данным; - первоначальное понимание клиентом своей проблемы; - гипотеза профконсультанта; - совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для ее достижения; - итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом - примечание. Для учащихся общеобразовательных школ хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования. 1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений. 2. Формирование образа «идеальной» профессии. 3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий. 4. Анализ психологических портретов реальных профессий. 5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента. 6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий. 7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией. Выпускники вузов, получившие образование по специальности «Управление персоналом» и квалификацию «Менеджер», могут работать в должности профконсультанта организации, в обязанности которого входят: - профессиональная консультация для работников предприятия; - сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессий; - участие в найме и отборе персонала; - организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников;
- налаживание связей с ПТУ и колледжами; - организация оборудования кабинета профориентации на предприятии; - оказание помощи колледжам, ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации; - организация разработки профессиограмм; - организация тематических вечеров для школьников; - проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов предприятий; - организация в школах выставок литературы о выборе профессии; - проведение группового обследования профессиональной направленности школьников; - организация лекций для родителей школьников по вопросам профориентации; - проведение в организации дня открытых дверей. Профессиональная пропедевтика – это различные формы активного участия человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии (стажировки, экскурсии, конкурсы, испытания и пр.). Профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личностных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность и пр. Использование этих субтехнологий обеспечивает воздействие на процесс профессионального самоопределения личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|