Управление деловой карьерой
Управление деловой карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека. Управление карьерой имеет три общие цели: - гарантировать, что потребности организации в преемственности управления удовлетворяются; - обеспечить перспективным работникам обучение и практический опыт, который позволит им работать на том уровне ответственности, которого они способны достичь; - дать имеющим потенциал работникам рекомендации и оказать поддержку, если они хотят его реализовать и сделать успешную карьеру с помощью организации и своих талантов и стремлений.
Таблица 7 Этапы карьеры и потребности
В процессе построения карьеры индивидов наиболее часто интересуют следующие пять факторов мотивации: Справедливость в карьере. Персонал надеется на беспристрастность в организационном контроле, на систему продвижения, способствующую карьерному повышению. Заинтересованность руководства. Персонал хочет, чтобы руководство играло более активную роль в развитии карьеры. Сотрудников интересует наличие обратной связи, чему способствует регулярное проведение анкетных опросов и предоставление высшему руководству развернутой информации о положении дел. Полная осведомленность. Сотрудники хотят знать обо всех существующих возможностях продвижения в организации. Интересы сотрудников. Сотрудники хотят, чтобы их интересы учитывались при планировании и развитии карьеры. Разное отношение индивидов к своей карьере определяется прежде всего личными факторами (потребности, интересы, установки). Одних интересует вертикальная карьера, других – горизонтальная, третьих – монотонная. Удовлетворенность карьерой. Степень удовлетворенности карьерой определяется множеством факторов и зависит от возраста и рода занятий. Высокая степень неудовлетворенности приводит либо к кризису, либо к смене места работы, профессии.
Управление карьерой может быть реализовано за счет решения следующих задач: 1. Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения. 2. Организация обретения необходимого уровня профессиональной подготовки. 3. Активизация деятельности персонала с целью побуждения раскрывать собственный творческий потенциал. Создание мотивационной среды. 4. Регулирование и координация включенности работников в выполнение задач карьерной стратегии. Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личных и профессиональных качеств. 5. Контроль за деятельностью работников, их профессиональным и должностным ростом. Основой управления карьерой в рамках организации является Программа ее развития, которая содержит: - способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня притязаний; - стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры; - методы увязки карьеры с результатами оценки деятельности; - пути создания благоприятных условий для развития; - организацию эффективной системы повышения квалификации; - формы ответственности руководителей за развитие подчиненных. Управление карьерой персонала в организации занимаются менеджер по персоналу, сам работник, а также его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Распределение ответственности за мероприятия по управлению карьерой показано в табл. 8.
Таблица 8 Мероприятия по управлению карьерой
Большинство современных организаций использует управление карьерой в качестве инструмента повышения эффективности управления персоналом. Управление карьерой складывается из двух элементов: планирования карьеры и развития карьеры. Планирование карьеры – одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов; сопоставление потенциальных возможностей, способностей и целей работника с требованиями организации и планами ее развития. С помощью планирования карьеры служба управления персоналом имеет возможность удовлетворять внутренние потребности в персонале, обеспечивать постоянный приток квалифицированных специалистов. Для самого работника планирование карьеры способствует карьерному успеху, помогает развить внутренние резервы для успешного продвижения по службе, укрепляет уверенность в своих силах. Организационное планирование карьеры состоит из разработки правил и планов карьерных перемещений работников с целью расширения их профессиональных компетенций, повышения мотивации к труду и лояльности по отношению к организации, а также сплочения коллектива. Организационное планирование карьеры позволяет разрабатывать многоходовые комбинации по одновременному передвижению большого числа сотрудников в горизонтальном и вертикальном направлениях, «разводить» их карьеры и купировать проблемы излишней внутренней конкуренции. Индивидуальное планирование карьеры представляет собой деятельность по выбору и реализации пути карьерного развития для каждого отдельного работника с учетом его индивидуальных остановок, ожиданий и особенностей и осуществляется как самим работником, так и вовлеченными представителями интересов организации (непосредственным руководителем и сотрудниками службы по управлению персоналом, ментором). Индивидуальное планирование карьеры является естественным продолжением организационного планирования карьеры и помогает осуществлять принцип соблюдения баланса интересов.
Инструментами реализации процесса управления деловой карьерой, элементами планирования карьеры являются карьерограмма и индивидуальный план карьеры. Карьерограмма – инструмент управления карьерой, документ, в котором представлен вариант профессионального развития и должностного перемещения сотрудника в организации/организациях (Приложение Ж). Планировать карьеру необходимо не менее чем на 3-5 лет и не более чем на 10 лет, так как адаптация к новой (особенно руководящей должности) происходит в течение нескольких лет. Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана профессионального продвижения. Индивидуальный план развития работника (ИПР), или индивидуальный план карьеры (ИПК) – документ, содержащий описание целей работника относительно своего служебно-профессионального продвижения на длительный срок (до пяти лет), а также те меры, которые он должен предпринять для достижения этих целей. ИПР позволяет систематизировать информацию о развитии сотрудника, он необходим для контроля и учета мероприятий по работе с кадровым резервом и развитию каждого конкретного сотрудника. Выполнение ИПР является показателем эффективной деятельности не только самого работника, но и его руководителей и свидетельством уровня развития системы управления деловой карьерой во всей организации. Преимущества, которые получает сотрудник, имеющий план развития карьеры: - потенциально более высокую степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни; - возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности; - повышение конкурентоспособности на рынке труда. Организация получает следующие преимущества: - мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы; - возможность планировать профессиональное развитие работников и всей организации с учетом их личных интересов; - планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важнейшего источника определения потребностей в профессиональном обучении; - группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.
Таким образом, многие современные организации считают управление деловой карьерой персонала важнейшим инструментом управления персоналом по трем причинам. Во-первых, это позволяет увеличить человеческий капитал организации, причем вложения в человека относятся к числу самых эффективных видов инвестиций. Во-вторых, карьера является одним из самых мощных мотиваторов, так как реализует потребности работника в самореализации. Это особенно важно в условиях современного общества с преобладанием интеллектуального труда, где превалируют потребности высших уровней. В-третьих, долгосрочное планирование карьеры позволяет удержать сотрудников в организации в условиях высокой мобильности рабочей силы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Дайте определение понятию «деловая карьера» и раскройте его сущность. 2. Перечислите типы деловой карьеры и раскройте их суть. 3. Перечислите модели деловой карьеры и раскройте их суть. 4. Назовите основные этапы деловой карьеры и раскройте их содержание. 5. Дайте определение понятию «управление деловой карьерой» и раскройте его сущность. 6. Перечислите основные принципы управления деловой карьерой. 7. Раскройте сущность процесса планирования карьеры. 8. Раскройте сущность процесса развития карьеры. 9. Какие инструменты планирования и управления деловой карьерой Вы знаете? 10. Что представляет собой карьерограмма? 11. Почему сотрудники, имеющие планы развития карьеры, являются более эффективными по сравнению с теми, которые не имеют таких планов?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Управление персоналом организации: Учебник / Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В.; Под ред. Кибанов А.Я. 4-е изд., доп. и перераб. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. 695с. (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com/bookread2.php?book=551362#
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бухалков М.И. Управление персоналом.Учебник.2-e изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 400с. (Высшее образование). http://znanium.com/bookread2.php?book=337769 2. Куприянчук Е.В., Щербакова Ю.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Учеб. пособие. М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. 255с. (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com/bookread2.php?book=264424 3. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. 328с. (Высшее образование). http://znanium.com/bookread2.php?book=501180 4. Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. В.П. Бычкова. М.: НИЦ Инфра-М, 2012. 237с. (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com/bookread2.php?book=319107
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|