Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21. Ты Сверхдуша, уничтожающая всех врагов божественных существ. Ты носишь жёлтые одежды, Твои глаза напоминают лепестки лотоса - мои поклоны Тебе, величайший!




21. Ты Сверхдуша, уничтожающая всех врагов божественных существ. Ты носишь жёлтые одежды, Твои глаза напоминают лепестки лотоса - мои поклоны Тебе, величайший!

22. Поклонение Тебе [спящему на капюшонах тысячеголового змея Шееши] и прильнувшей к Твоей груди Богине [процветания] Лакшмии. Мои поклоны тебе, о Бог богов, дарующий окончательное освобождение!

23. Почтение Тебе, носящему лук, меч и диск [Сударшану]; Ты нерождённый и бессмертный; мои поклоны Тому, из чьего пупка вырос лотос Брахмы!

24. У Тебя нежные руки и алые губы, я предаюсь и поклоняюсь Тебе: защити меня, эту наивную женщину.

Комментарий:

Жёлтые одежды – это свет звёзд, окружающих ультрафиолетовый квазар. Кришну изображают тёмно-синим, или фиолетовым, или чёрным; обычно в жёлтом дхоти он – так выглядит ядро галактики, с квазаром в центре. Квазар непрерывно излучает в космическое пространство звёздное вещество, жёлтого цвета, как гейзер.

----------------

«У Тебя нежные руки и алые губы, я предаюсь и поклоняюсь Тебе: защити меня, эту наивную женщину. » – здесь важный для понимания сиддханты и таттвы момент. Планета обращается к Варахе как любовнику, напоминая о том, что является женщиной. Заметим, что её так же называют Притхви, а махараджи Притху в четвёртой песни Бхагаватам – аватара Вишну. Она от страха перешла в другой контекст, намекая Варахе, что у них есть ещё и другие, более интимные отношения, упомянутые выше, в эпизоде о Кришна и Радхарани, когда он стучался к ней в дверь, и называл себя разными именами. Перед олицетворённой Землёй была ужасающая вселенская форма, и дикий кабан, а она к нему " у тебя нежные руки и алые губы".

प ू र ् ण न ी ल ा ञ ् ज न ा क ा र ं व ा र ा ह ं त े ज न ा र ् द न  
द ृ ष ् ट ् व ा भ ी त ा ऽ स ् म ि भ ू य ो ऽ प ि ज ग त ् त ् व द ् द े ह ग ो च र म ्  
इ द ा न ी ं क ु र ु म े न ा थ द य ा ं त ् र ा ह ि म ह ा भ य ा त ्   । । १. २ ४ । ।

пӯ рн̣ анӣ ла̄ н̃ джана̄ ка̄ рам̇ ва̄ ра̄ хам̇ тē джана̄ рдана 
др̣ ш̣ т̣ ва̄ бхӣ та̄ ’сми бхӯ йō ’пи джагат тваддē хагō чарам 

ида̄ нӣ м̇ куру мē на̄ тха дайа̄ м̇ тра̄ хи маха̄ бхайа̄ т 
। ।

25. Видя гигантского тёмно-синего Вепря, цвета грозовой тучи, в теле которого умещаются все миры, я охвачена страхом и умоляю Тебя о милости. О Господин, даруй мне свою защиту, пожалуйста!

क े श व ः प ा त ु म े प ा द ौ ज ङ ् घ े न ा र ा य ण ो म म  
म ा ध व ो म े क ट ि ं प ा त ु ग ो व ि न ् द ो ग ु ह ् य म े व च   । । १. २ ५ । ।

न ा भ ि ं व ि ष ् ण ु स ् त ु म े प ा त ु उ द र ं म ध ु स ू द न ः  
ऊ र ु ं त ् र ि व ि क ् र म ः प ा त ु ह ृ द य ं प ा त ु व ा म न ः   । । १. २ ६ । ।

श ् र ी ध र ः प ा त ु म े क ण ् ठ ं ह ृ ष ी क े श ो म ु ख ं म म  
प द ् म न ा भ स ् त ु न य न े श ि र ो द ा म ो द र ो म म   । । १. २ ७ । ।

кē ш́ авах̣ па̄ ту мē па̄ дау джан̇ гхē на̄ ра̄ ян̣ ō мама  
ма̄ дхавō мē кат̣ им̇ па̄ ту гō виндō гухьямē ва ча
। ।

на̄ бхим̇ виш̣ н̣ усту мē па̄ ту ударам̇ мадхусӯ данах̣
ӯ рум̇ тривикрамах̣ па̄ ту хр̣ даям̇ па̄ ту ва̄ манах̣
। ।

ш́ рӣ дхарах̣ па̄ ту мē кан̣ т̣ хам̇ хр̣ ш̣ ӣ кē ш́ ō мукхам̇ мама
падмана̄ бхасту наянē ш́ ирō да̄ мō дарō мама
। ।

 

26-27. Да защитят меня 12 форм Вишну от любых опасностей! Пускай же Кеешява защитит мои стопы, Наарааяна голени, Маадхава бёдра, а Гоовинда - гениталии; пускай же Вишну защитит мой пупок, живот защитит Мадхусуудана, Тривикрама - грудь, а Ваамана - сердце; Шридхара защитит мою шею, Хришиикеешя защитит лицо, Падманаабха - глаза, Даамоодара же - голову!

 

Комментарий:

Ти́ лака, или ти́ лак (санскр. त ि ल क, tilaka), – священный знак, который последователи разных направлений индуизма наносят на лоб и другие части тела. Он одновременно является символом принадлежности к определенной духовной традиции и украшением, которое, согласно ведическим писаниям, дает защиту и приносит удачу.

При нанесении тилака на тело садхак должен повторять мантры:

1. Шри Кешавая намаха (лоб)

2. Шри Нараяная намаха (центр живота);

3. Шри Мадхавая намаха (грудь);

4. Шри Говиндая намаха (между ключицами);

5. Шри Вишнаве намаха (правая сторона живота);

6. Шри Мадхусуданая намаха (правое предплечье);

7. Шри Тривикрамая намаха (правое плечо);

8. Шри Ваманая намаха (левая сторона живота);

9. Шри Шридхарая намаха (левое предплечье);

10. Шри Хришикешая намаха (левое плечо);

11. Шри Падманабхая намаха (верхняя часть спины);

12. Шри Дамодарая намаха (нижняя часть спины);

«Тила» буквально означает «кунжут» – это маленькая точка, которую ставят на лоб. Она сохранилась в разных видах тилак.

1. Кешавая - кеши, также означает волосы, Радхика Кришне расчёсывает или....

2 Наранаяа гопи прошли мимо Нараяны разыскивая Кришну, а Свамини проявила Его Самого

3. Мадхавая - Сладкий, Медовый, взгляд Према-пагалини на Лалу.

4. Говиндая -тот кто защищает-винда, чувства-го, Радхи

5. Вишнаве (от Вишну) Всепроникающего во все чувства Шримати.

6. Мадхусуданая - пьющий мёд Мадхави-Радхи

7. Тривикрама-Према-маи готова следовать за Любимым по всём трём мирам.

8. Ваманаая то же что и 7

9. Шри здесь, Шьямини-Радха, на дхара груди Кришны

10. Держащий свои чувства на Радхее

11. Падманабхая - Утонувший в лотосе-пупке Шримати при Её танце

​ 12. Дамодарая - как связали Их одежды и поженили

В вайшнавской традиции тилак называют урдхва-пундрой. Урдхва-пундра – понятие более широкое, чем просто знак на человеческом теле. Нанесение тилака – это процесс, призванный оставить глубокий духовный отпечаток в сознании человека (самскару). Самскары постепенно очищают наши мысли и чувства от скверны материального мира (дурных привычек, поведенческих стереотипов, шаблонов мышления).

Урдхва-пундра является второй ступенью из пяти в процессе инициации в гаудия-вайшнавской традиции. На первых этапах духовного развития человек должен раскаяться и понять, что главная и единственная причина всех его беспокойств – это ошибочная позиция по отношению к Богу и окружающему миру. Если человек понимает, что ведет себя неправильно, и сожалеет об этом, в нем постепенно пробуждается желание исправиться, изменить свое сознание, направить его вверх, к Богу. Именно это желание и подчеркивает урдхва-пундра. «Урдхва» означает «вверх», а «пундра» – «свет», поэтому нанесение тилака – это способ напомнить, в первую очередь, самому себе, о своих ценностях и целях.

Кроме того, между бровей находится агья-чакра, отвечающая за желания человека, а использование безымянного пальца при нанесении тилака дарует достижение цели жизни. Поэтому урдхва-пундра ставится безымянным пальцем в пространстве между бровей движением вверх. Ставить тилак  мизинцем, большим или средним пальцем не запрещается, поскольку, согласно ведическим писаниям, использование в процессе этих пальцев дарует соответственно здоровье, долголетие и освобождение. Не рекомендуется применять только указательный палец, так как он связан с ложным эго, а потому считается оскверненным.

Урдхва-пундра подчеркивает желание человека возвысить свое сознание. Но каков объект этой медитации? В зависимости от сампрадаи (традиции), к которой принадлежит вайшнав, варьируется форма и значение тилака. Несмотря на то, что вайшнавские тилаки очень похожи, при более тщательном рассмотрении различия оказываются существенными.

Тилак последователей Рудра-сампрадаи представляет собой одну красную линию, символизирующую Ямунадеви, через которую в этой традиции осуществляется поклонение Кришне.

В Мадхва-сампрадае тилак состоит из двух вертикальных линий, символизирующих стопы Кришны, и желтой или красной точки, которая олицетворяет Лакшмидеви, богиню процветания. Некоторые последователи этой традиции ежедневно проводят огненные жертвоприношения, после чего ставят между двумя вертикальными линиями третью – пеплом.

В Шри-сампрадае две вертикальные линии олицетворяют лотосные стопы Господа Нараяны, красная линия посередине – богиню Лакшми, а маленькая белая линия на переносице – духовного учителя.

Тилак последователей Кумара-сампрадаи представляет собой две вертикальные линии, символизирующие храм Господа, и точку между бровей, для которой используется земля с Варшаны, где проходили игры Шримати Радхарани. Данный тилак означает союз Шримати Радхарани и Кришны.

В Брахма-Мадхва-Гаудия-вайшнава- сампрадае, к числу последователей которой относятся члены Международного общества сознания Кришны, урдхва-пундра состоит из двух вертикальных линий, соединенных у основания третьей части, расположенной на носу и напоминающей форму листика туласи. Эти линии олицетворяют господа Кришну и Шримати Радхарани, которые встречаются во Вриндаване. Вриндаван – лес Вринда-деви (Туласи), поэтому под двумя линиями находится листик туласи.

Тилак ставится не только на лбу, но и на 11-ти других частях тела. Эти места связаны с тонкой энергией вселенной, и, освящая их тилаком, вайшнав одухотворяет свое бытие, отдавая тело в распоряжение Бога. Материальный мир является отражением мира духовного, человеческое же тело – отражением в миниатюре материального мира, поэтому формы Господа, которые присутствуют во вселенной, так же находятся и в нашем теле. Вайшнавы возводят храм в виде тилака для разных форм Господа на двенадцати частях тела.

При нанесении урдхва-пундры необходимо произнести 12 мантр, включающих в себя 12 имен Кришны. С каждым именем связана определенная история, в которой Господь проявил свои различные качества; поэтому, нанося тилак, вайшнав может погрузиться в медитацию на деяния Верховной Личности Бога. Рассмотрим каждое имя Господа по-порядку.

Первый тилак ставится на лоб с мантрой: «Ом Кешавая намах». Значение имени Кеши Господь Сам объясняет в «Махабхарате»: поскольку Он – источник сияния Брахмана, Сияние Его трансцендентного тела известно как Кеша. Однако более распространенное объяснение значения этого имени связано с одной из игр Господа во Вриндаване, где Он уничтожил Кеши – демона в образе огромного коня. По мнению Бхактивиноды Тхакура, этот демон олицетворяет гордыню и тщеславие, которые проявляются в настроении «я – великий преданный и гуру».

Второй тилак ставится на центр живота с мантрой: «Ом Нарайанайа намах». Слог «На» указывает на Личность, «нара» – на все, что из Нее исходит, а «айана» означает прибежище. Таким образом, имя Нарайана может быть истолковано как «тот, кто является прибежищем для всех живых существ». Нарайана – это Сверхдуша, пребывающая в сердце каждой обусловленной души. Слог «айана» так же может означать «понимание». Отсюда исходит другое значение – «тот, кто знает обо всех живых существах». Кроме того, можно встретить такие толкования, как «тот, из кого исходят все материальные вселенные».

Несмотря на то, что Господь Нарайана не является изначальным источником творения, вайшнавы поклоняются Ему, поскольку на первых этапах бхакти-йоги преданное служение Кришне совершается в настроении служения Нарайане. Это связано с тем, что служение Радхе и Кришне является более сокровенным, чем служение Лакшмидеви и Нарайане, и требует определенного уровня чистоты. Пока человек не очистился, он должен следовать правилам и предписаниям «Нарада-панчаратры». По мере продвижения на пути бхакти в преданном развивается спонтанная привязанность к Радхе и Кришне и он начинает действовать, движимый этой привязанностью. Перепрыгивание через этап регулируемого преданного служения приводит к отклонениям, называемых «сахаджия».

История, связанная с именем Господа Нарайаны, описана в Шестой песни «Шримад-Бхагаватам». Это рассказ о жизни брахмана Аджамилы, который строго следовал предписаниям священных книг, но под влиянием кармы связал свою жизнь с порочной женщиной и начал заниматься воровством, разбоем и нечестной игрой в кости. Тем не менее, он дал младшему сыну имя Нарайана. Так как Аджамила был сильно привязан к мальчику, в момент смерти он громко позвал его: «Нарайана! Нарайана! Нарайана! ». Сам того не сознавая, он повторил Святое Имя Бога, поэтому был спасен от мук ада, в конце жизни обрел духовное тело и ступил в Обитель Господа.

Третий знак тилака наносится на грудь с мантрой: «Ом Мадхавайа намах». Согласно комментариям ачарьев (духовных учителей), слог «мад» указывает на богиню удачи, однако здесь речь идет не о Лакшмидеви, а о Шримати Радхарани – изначальной богине процветания. Поэтому одно из значений этого имени Господа – «супруг Шримати Радхарани» или «супруг пастушек Враджа».

Мадхава – это имя, указывающее на особую сладость Кришны, поскольку корень «мад» лежит в основе слова «мадху» («мёд»). Так же значение этого имени можно рассматривать от слова мада, что означает «безумие». Таким образом, имя Мадхава раскрывает привлекательность Кришны, который настолько сладостен, что сводит с ума.

Четвертый тилак ставится на впадину шеи с матрой: «Ом Говиндайа намах». Слог «го» имеет три основных значения: «земля», «корова» и «чувства». «Винда» означает «защитник». Таким образом, данное имя указывает на то, что Кришна является защитником коров, земли и чувств.

В «Махабхарате» говорится: когда демоны низвергли Землю в низшие миры, Господь восстановил Ее орбиту. После этого полубоги дали Ему имя Говинда – «защитник Земли».

Кроме того, Кришна настолько привлекателен, что живое существо естественным образом может сосредоточить на нем все свои чувства; а когда чувства заняты, то преданный защищен от гнева, вожделения и других нападок материального мира.

Так же Кришна получил имя Говинда после того, как, желая спасти жителей Вриндавана от гнева царя Индры, Он поднял холм Говардхан и в течение семи дней удерживал его на мизинце левой руки. Индра раскаялся в содеянном и, желая доставить Господу удовольствие, провел Кришне абхишеку (церемонию омовения) в сопровождении других полубогов. В конце церемонии Господь Брахма увенчал Господа золотой короной, объявив Кришну царем полубогов и других живых существ.

Пятый тилак ставится на правую часть живота с мантрой: «Ом Вишнаве намах». Вишну – это экспансия Кришны, которая создает материальный мир. Глагольный корень «виш» означает «проникать», поэтому Вишну означает «вездесущий». Так же, согласно словарю нирукти, Вишну – это тот, кто свободен от оков и ничем не связан. Таким образом, имя Вишну указывает на то, что Господь творит и поддерживает материальный мир, оставаясь при этом абсолютно независимым от него.

Шестой тилак ставится на правую руку с мантрой: «Ом Мадхусуданая намах». «Мадху» в данном случае означает «материальное существование», а «нисудана» – «убийца», поэтому Мадхусудана – это тот, кто останавливает череду рождений и смертей в материальном мире.

С этим именем связана следующая история. В начале творения Брахма появился на цветке лотоса, который вырос из пупка Господа Вишну. Однажды на лепесток этого лотоса упали две капли трансцендентного пота Вишну. Одна из капель была сладкой словно мед, а другая – кислой и соленой. Из первой появился демон Мадху, олицетворяющий концентрированную сладость гуны невежества, а из второй – демон Кайтабха, являющийся воплощением гуны страсти.

Чтобы обрести могущество, демоны сразу же стали совершать великие аскезы и через тысячу лет получили благословение богини Дурги, которое заключалось в том, что Мадху и Кайтабха могли умереть только по собственному желанию.

В то же время Господь Брахма совершал аскезы и, удовлетворив Господа Кришну, получил от Него ведическое знание. Брахма три раза тщательно изучил все Веды, и, закончив свой труд, сладко зевнул от усталости. В это время демоны Мадху и Кайтабха проникли в его ум и украли все ведическое знание, которое он так долго осваивал. Брахма стал горячо молиться и провел большое жертвоприношение. На его зов явился Господь Хаягрива, являющийся олицетворением ведического знания, и сразу же вступил в сражение с демонами.

Однако Мадху и Кайтабха обрели к этому времени такую силу, что могли сражаться с Господом поодиночке: когда один бился, другой отдыхал. Так они могли, сменяя друг друга, драться с Хаягривой очень долго.

Наконец, Господу показалось, что он не сможет их победить. Разумеется, для Кришны нет ничего невозможного, но тут Он решил соблюсти условия игры: демоны должны умереть по их собственному желанию. Поэтому он пошел на хитрость.

Хаягрива внезапно перестал сражаться, сложил ладони и смиренно спросил, не хотят ли Мадху и Кайтабха получить Его благословение. Демоны рассмеялись, поскольку были уверены в том, что в скором времени одержат победу. Тогда Господь попросил их дать благословение Ему. Гордые Мадху и Кайтабха с радостью согласились. Хаягрива попросил благословить Его на то, чтобы Он смог их победить.

Демоны поняли, что совершили ошибку, но было уже поздно. Чтобы реабилитироваться, они заявили, что Господь может их убить, но не на земле, не в воде, не в огне, не в воздухе, не в эфире и не там, где есть ум, разум и ложное эго.

Как только Господь получил это благословение, он сразу же схватил их, положил к Себе на колени и уничтожил. Тело Кришны полностью духовно, в нем нет ничего материального, поэтому все условия были соблюдены. Так Господь прославился как Мадхусудана – сокрушающий демона Мадху.

Смысл этой истории в том, что, как только преданный расслабляется на духовном пути, гуны материальной природы тут же крадут все его духовное знание, поэтому так необходима помощь Господа Мадхусуданы.

Седьмой тилак ставится на правое плечо с мантрой: «Ом Тривикрамайа намах». Имя Тривикрама указывает на то, что Господь тремя шагами покрывает все Творение. Безусловно, Кришна может покрыть все бытие и одним шагом, но в форме Тривикрамы Он приходит с особой миссией – восстановить власть полубогов во Вселенной.

История о Господе Тривикраме описана в восьмой песни «Шримад-Бхагаватам». Кришна явился как карлик-брахман Вамана, чтобы вернуть полубогам их царство, которое было захвачено Бали Махараджем. Ваманадев попросил у царя пожертвование в виде трех шагов земли. Когда Бали согласился, Господь увеличился в размерах. Первым шагом Он покрыл всю поверхность Земли, а вторым – все небесные планеты. Таким образом, во вселенной больше не осталось места для того, чтобы Тривикрама мог сделать третий шаг. Тогда царь Бали смиренно склонил свою голову и предложил Господу поставить на нее Свою стопу, что Господь и сделал.

Богатство и власть развращают человека, поэтому из любви к Бали Махараджу Тривикрама лишил его не только царства, но и избавил от гордости и зависти. Если человек обладает красивой внешностью, знаниями, богатством или властью, но при этом не гордится ими, – это знак того, что он получил благословение Господа Тривикрамы.

Восьмой тилак ставится на левую часть живота с мантрой: «Ом Ваманайа намах». Ваманадев является воплощением Господа Кришны, который приходит, чтобы защитить своих преданных. В облике карлика-брахмана (Тривикрамы) он трижды посещал жертвоприношения и, как было описано выше, тремя шагами покрывал всю вселенную.  

Девятым тилаком отмечается левая рука с мантрой: «Ом Шридхарайа намах». «Дхара» означает «тот, кто поддерживает, хранит, обладает». «Шри» указывает на богиню процветания; однако, как и в случае с именем «Мадхава», речь идет не о Лакшми, а о Шримати Радхарани. Таким образом, это имя означает «повелитель гопи Вриндавана во главе со Шримати Радхарани».

Десятый тилак ставится на левом плече с мантрой: «Ом Хришикешайа намах». «Хришикеша» означает «повелитель чувств», поскольку именно Он создает наши чувства, а также объекты чувственного восприятия. Причем к чувствам относятся не только обоняние, осязание, зрение, слух и вкус, но и органы тела, занимающиеся физической деятельностью, – руки, ноги, голосовые связки, анус и гениталии. Живые существа обладают чувствами, но не могут ими управлять. Они могут только желать, а все остальное происходит по милости Хришикеши. Поэтому вайшнавы молятся Господу о том, чтобы Он занял все их чувства в служении Ему. Так можно очистить чувства от материальной скверны и достичь совершенства.

Одиннадцатый тилак ставится вверху спины с мантрой: «Ом Падманабхайа намах». Это имя указывает на то, что из Его пупка вырастает лотос или, что Его пупок подобен лотосу. В начале Творения Господь Вишну входит в каждую материальную вселенную и ложится на воды океана Гарбходака. Из Его пупка вырастает лотос, в стебле которого находятся все планетные системы. По милости Господа Падманабхи полубог Брахма обустраивает вселенную.

Двенадцатый тилак ставится на спине ниже пояса с мантрой: «Ом Дамодарайа намах». Это имя указывает на то, что Господа можно постичь только умом, очищенным (удара) с помощью самоконтроля (дама). Кришну стали называть Дамодарой после того, как мама Яшода привязала Его к ступе (дама) за талию (удара).

С этим именем связана следующая история. Однажды Яшода кормила грудью своего сына Кришну. Вдруг она заметила, что молоко на плите стало выкипать. Яшода оставила сына и побежала на кухню. Господь очень обиделся и решил отомстить ей. Кришна вылез из кроватки, подошел к самому большому в доме горшку с йогуртом и попытался его перевернуть, однако у Него ничего не получилось. Кришна быстро нашелся: он взял камень и разбил горшок.

Затем Он пошел в хранилище с маслом. Горшки висели слишком высоко, и Кришна не мог до них дотянуться. Тогда Он нашел деревянную ступу, встал на нее и начал крушить горшки один за другим. Масло полетело во все стороны к радости обезьян.

Вернувшись из кухни, матушка Яшода не обнаружила сына в кроватке, но по следам разлитого йогурта она нашла Кришну в маслохранилище. Яшода подкралась к Нему сзади и попыталась Его поймать. Господь хотел убежать, но она догнала Его и в качестве наказания решила привязать к той самой деревянной ступе, которую Кришна использовал для своих проказ. Яшода собрала все веревки в доме, но, когда нужно было завязать узел, веревок ей не хватило на ширину двух пальцев. Яшода несколько раз пыталась привязать сына, используя все, что у нее было, но веревок каждый раз не хватало. Она очень устала, но продолжала свои попытки. Связать безграничного Господа невозможно, однако Яшода любила Кришну как своего сына и потому считала, что она вправе его наказывать. Увидев ее старания, Господь подчинился любви Своей матери и позволил ей Себя связать.

Два пальца, которых не хватило маме Яшоде, чтобы связать Кришну, – это два необходимых условия для достижения высшей цели жизни. Они символизируют усилия преданного в духовной практике и милость Верховного Господа.

Остатки глины необходимо вытереть о макушку головы с мантрой: «Ом Васудевайа намах». «Васу» означает либо «то, что дает прибежище Верховной Личности Бога», либо «дом, в котором живет Верховная Личность Бога». « Дева» значит либо «тот, кто наслаждается трансцендентными играми», либо «тот, кто излучает ослепительное сияние». Также Васу может означать «богатство». Согласно учителям гаудия-вайшнавской традиции, преданные ИССКОН медитируют на Всудеву как на сына махараджи Васудевы, который родился в темнице Камсы. Господь явился в этот мир в форме младенца с четырьмя руками, в которых Он держал раковину, булаву, диск и цветок лотоса. Голову Его украшал золотой шлем, а на груди сверкало драгоценное ожерелье с камнем Каустубха. Тело Господа было цвета грозовой тучи, а из-под шлема выбивались прекрасные густые волосы. Васудева сразу понял, что у него родился не обычный ребенок, а Сам Бог. Испытывая к Господу отцовские чувства, он попросил, чтобы Кришна скрыл свой четырехрукий облик. Отвечая на просьбу Своего преданного, Господь принял изначальную двурукую форму Кришны, превратившись в обыкновенного, на первый взгляд, младенца.

Материалы для тилака могут быть совершенно разными. В «Падма Пуране» говорится, что преданный может собрать глину для урдхва-пундры

«С вершины холма, с берега реки, у корня дерева битва, со дна резервуара с водой, с берега океана, из муравейника и, особенно, со святого места, связанного с Господом Хари». (Падма Пурана)

Однако священные писания особенно подчеркивают важность гопи-чанданы – глины, собранной в Двараке со дна Гопи-кунды – священного озера, в котором, согласно «Шримад-Бхагаватам», оставили тела ближайшие спутницы Кришны – гопи, после того, как Господь покинул планету.  

Согласно другой истории, описанной в Пуранах, на берегу этого озера произошла долгожданная встреча гопи и Господа Кришны. Гопи очень сильно хотели увидеть своего возлюбленного, но не желали идти в Двараку, поскольку там Кришна был царем, и они не могли проявить свои чувства. По дороге они встретили Уддхаву, близкого спутника Господа и попросили его позвать Кришну.

Когда Кришна пришел, гопи стали уговаривать Его вернуться к ним во Вриндаван. Они дотронулись до Его тела и ощутили сильный жар – жар разлуки с ними. Девушки омыли Его тело своими слезами и покрыли сандаловой пастой. Потом Кришна вошел вместе с ними в пруд, и сандаловая паста смылась. Поэтому гопи-чандана имеет ярко- желтый цвет. Господь дал благословение, что тот, кто омоется в этом озере и проведет время рядом с ним, избавится от всех болезней. Сотни людей до сих пор посещают это место, чтобы обрести благословение Кришны. Однако преданные приезжают к берегам Гопи-кунды по другой причине: они хотят соприкоснуться с любовью Кришны и гопи, которой пропитана атмосфера этого озера.

«Если человек желает ощутить, что собой представляет разлука с Кришной после оставления им материального мира, то, полностью погруженный в имена Кришны, человек этот должен гопи-чанданой нанести на тело тилак и почувствовать прикосновение випраламбха-бхавы» (Кришна-сангати).

 

 

ए व ं न ् य स ् य ह र े र ् न ् य ा स म ा म ा न ि ज ग त ी त द ा  
न म स ् त े भ ग व न ् व ि ष ् ण ो इ त ् य ु क ् त ् व ा व ि र र ा म ह   । । १. २ ८ । ।

ē вам̇ ньяяйя харē рн’йа̄ сама̄ ма̄ ни джагатӣ тада̄
намастē бхагаван виш̣ н̣ ō итйуктва̄ вирара̄ ма ха
 
। ।

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...