Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 3.2: Основные философские идеи эпохи Возрождения




Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей философии эпохи Возрождения.

План

1. Гуманизм и антропоцентризм: зарождение новой культурной идеологии.

2. Новое понимание человека.

3. Бог и природа в философии эпохи Возрождения.

4. Социально-философские учения эпохи Возрождения.

Темы докладов

Зарождение идеологии гуманизма раннего Возрождения.

Культ человека-творца в философии эпохи Возрождения.

Диалектика Н. Кузанского.

Пантеистические учения о Боге в эпоху Возрождения.

Гелиоцентрическая модель мироздания Н. Коперника.

Натурфилософское учение Парацельса.

Идеальное общество в философии Т. Мора.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Охарактеризуйте социокультурные условия формирования философии Возрождения. Обратите внимание на секуляризацию и разложение феодального общества. Укажите основные периоды развития философии эпохи Возрождения. Объясните смысл возрожденческого гуманизма как новой культурной идеологии. Почему культура Возрождения обращается к идеалам античной культуры? Охарактеризуйте гуманистическое учение Э. Роттердамского. Объясните, почему антропоцентризм считается главной особенностью философии и культуры Возрождения. В чем его смысл? Перечислите основных представителей философской мысли Возрождения.

По второму вопросу. Объясните специфику философских представлений о человеке в эпоху Возрождения. Примите во внимание следующие базовые идеи: реабилитацию природного начала человека, переосмысление его места в мире, утверждение свободы воли человека, обожествление человека-творца как подобия Бога. Проведите анализ представлений о духовном преображении человека (А. Данте, П. Помпонацци, Н. Кузанский, Я. Беме).

По третьему вопросу. Объясните смысл пантеизма как нового представления о Боге, укрепляющегося в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, ДЖ. Бруно, Парацельс). Как соотносились между собой наука и философия в эту эпоху? Примите во внимание специфику философии Возрождения, ее отличия от средневековой схоластики. Дайте характеристику гелиоцентрической астрономии Коперника и пантеистической философии Бруно. Проанализируйте основные положения метафизики Кузанского. Рассмотрите развитие натурфилософии эпохи Возрождения и обоснование научного метода познания у Леонардо да Винчи.

По четвертому вопросу. Охарактеризуйте социальные и политические идеи эпохи Возрождения, выявите их значение для развития социогуманитарных наук. Проанализируйте специфику проектов идеального общества (Т. Мор, Т. Кампанелла). Дайте характеристику философским учениям о политической централизации (Н. Макиавелли, Ж. Боден). В чем состоят особенности понимания личности правителя у Макиавелли? Кто должен управлять государством, с точки зрения Бодена: светский монарх или глава Церкви? Объясните основные положения понимания естественного права у Г. Гроция. В чем состоит смысл его концепции «двойственной истины»?

 

Тема 4. Философия Нового времени (XVII–XIX веков)

Семинар 4.1: Европейская философская мысль XVII–XVIII веков

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей западноевропейской философии XVII–XVIII вв.

План

1. Социокультурные предпосылки философии Нового Времени. Формирование научной картины мира.

2. Важнейшие философские проблемы XVII в.

3. Мир и человек в философии Просвещения (XVIII в.).

4. Социально-философские учения эпохи Просвещения.

Темы докладов

Философия Ф. Бэкона

Рационализм Р. Декарта.

Философия Г. Лейбница.

Философия Б. Спинозы.

Критический эмпиризм Дж. Локка.

Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма.

Философские воззрения французских материалистов ХVIII в.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Обратите внимание на то, что развитие общества Нового времени порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в. (прежде всего, проблема метода и проблема субстанции), надо учитывать специфику нового типа науки (экспериментально-математического естествознания) и необходимость создания научной картины мира и научной теории познания. Эти проблемы и определили направленность философских концепций Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Паскаля, Г. Лейбница. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук» (Бэкон), «рассуждением о методе» (Декарт). Многие философы, подобно Декарту, Паскалю, Лейбницу, сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Философии они отводили особое место: она должна была выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего обобщенные знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», об обществе, о человеческом духе.

По второму вопросу. Важнейшей философской проблемой XVII в. стала проблема эмпирического и рационалистического обоснования научного познания. Она приняла форму полемики между двумя лагерями – сенсуалистов и рационалистов. Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний. Рационалисты считали разум единственным источником наших знаний, ибо чувства наши бедны и несовершенны, чувствам не дана сущность вещей, ими нельзя постичь прошлое и будущее. Основоположник рационализма Декарт попытался сделать философию строгой наукой. По его замыслу, философия должна была бы стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом смогла бы выводить все свои многообразные следствия.

По третьему вопросу. Обратите внимание на то, что XVIII в. принято называть «Веком Просвещения», идеология которого являлась одной из основ ранних буржуазных революций. Просветители полагали, что преобразование общества должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, посредством борьбы с невежеством, обскурантизмом, религиозными предрассудками, средневековой схоластикой и феодальной моралью, отвечающим запросам правящих сословий феодально-абсолютистского государства. Культура XVIII в. характеризовалась кризисом религиозного мировоззрения. Даже те мыслители, которые не разделяли крайностей атеизма, неизменно сходились на том, что ясное и отчетливое мышление не найдет в мире ничего, кроме «природы», хотя человек под влиянием невежества и заблуждений сплошь и рядом уклоняется от ее повелений. Эпоха Просвещения выработала натуралистическое понимание человека, полный смысл которого раскрывается через концепцию детерминизма.

По четвертому вопросу. Социально-философские учения Нового времени были связаны с поиском рационально обосновываемых и доказуемых истин, определяющих общественное бытие человека. Уже основоположник естественно-правовой традиции Г. Гроций заложил основы нового, родственного математическому, рационального метода в антропологии и правоведении. В качестве исходного принципа он принял аксиому, гласящую, что по своей природе люди наделены стремлением к свободным отношениям с себе подобными. Свой отпечаток на трактовку человека и общества накладывала механистическая наука, примером чего может служить философия Т. Гоббса. Он сформулировал воззрение на жизнь как на процесс чисто механический и автоматический, ибо «жизнь есть лишь движение членов», причем сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела. И все же человек – не просто тело в ряду других природных тел, но и разумное существо, субъект морали и политики. В качестве такового он – творец многообразных искусственных тел, создатель культуры. Важнейшее и сложнейшее из искусственных тел – государственность. Доктрина естественного права и общественного договора оказала значительное влияние на социально-политическую практику Нового времени. Основная тема политико-правовой теории Ш. Монтескье и главная отстаиваемая в ней ценность – политическая свобода. Условие ее – справедливые законы и надлежащая организацию государственности, «Дух закона». Ж.-Ж. Руссо уже открыто заговорил о суверенитете народа, о верховенстве власти народа как способе преобразования государства на принципах разума и свободы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...