Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 4.2: Европейская философская мысль




Конца XVIII–XIX веков

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей немецкой классической философии и раннего марксизма.

План

1. Формирование и особенности немецкой классической философии.

2. Философская система И. Канта.

3. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

4. Немецкий материализм: Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс.

Темы докладов

Теоретическая философия И. Канта.

Этика И. Канта.

Философия И Фихте.

Философия Ф. Шеллинга.

Философия Г. Гегеля.

Философия Л. Фейербаха.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Обратите внимание на то, что развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху революционных изменений экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Само развитие немецкой классической философии также представляло своего рода философскую революцию: И. Кант, И. Фихте, В. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах вносили радикальные новации. Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в Германии лейбнице-вольфианской метафизики, полагал, что он совершает «коперниканскую революцию» по отношению к предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для истории. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещаемая им «антропология», революционно «перевертывающая» гегельянство, означала глобальный конец философии в прежнем ее понимании. Таким образом, начиная с Канта, плеяда мыслителей немецкой классики придала небывалую интенсивность и глубину развитию философской мысли.

По второму вопросу. Философия Канта – завершение и одновременно критика Просвещения. Это двойственное отношение к Просвещению выражается и в том, что все творчество Канта отчетливо распадается на два периода: докритический и критический. В первый период интересы Канта носят выраженный естественнонаучный и натурфилософский характер. В это время им был написан трактат «Всеобщая естественная теория и история неба» (1755), в котором обосновывалась космогоническая гипотеза, получившая позднее название гипотезы Канта–Лапласа. С работы «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770) ведется отсчет критического периода, состоящего в исследовании условий возможности самих предметов и критики всякого догматизма. Гносеологическая концепция «критической» философии изложена в книге «Критика чистого разума» (1781). Философия Канта им самим мыслилась призванной ответить на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и венчающим предыдущие – «Что есть человек?». Своими ответами на эти вопросы Кант выступил как мыслитель, преступивший границы Просвещения и положивший начало последнему периоду европейской классической философии.

По третьему вопросу. Раскройте основные идеи абсолютного идеализма Гегеля, его учения о человеке, обществе и государстве. За основу всех явлений природы и общества он принимал Абсолют – духовное начало, обозначаемое как «мировой» или «абсолютный дух», «мировой разум». Особое внимание обратите на главное философское достижение эпохи немецкой классики – диалектику. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философскую культуру. Новой была идея диалектической логики, построения системы взаимосвязанных категорий. Определить их можно только через их место в системе. Проанализируйте основные законы и принципы диалектики, сформулированные Гегелем.

По четвертому вопросу. Обратите внимание на то, что к концу 30-х гг. XIX в. в гегелевской школе наметилось разделение на старогегельянцев, начавших философскую деятельность еще при Гегеле, и младогегельянцев, чье философское становление происходило большей частью после смерти Гегеля и во многом заключалось в пересмотре его положений. Дайте характеристику антропологического материализма и гуманизма Л. Фейербаха, называвшего свою философию антропологией или «философией будущего», в которой должны исчезнуть слабые стороны религии и философии. По его мнению, сила религии заключается в ее мировоззренческой эффективности, тогда как слабость философии – в ее теоретической оторванности от мира, поэтому философия должна превратиться в практическую философию, стать новой формой морально-нравственного сознания. Эта идея получила развитие в марксистской философии, которая существенно отличается от традиционных учений, в том числе, теснейшим единством философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Рассмотрите основные идеи нового философского мировоззрения, концепцию диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии, ее теоретические источники. Охарактеризуйте историческое значение немецкой классической философии, марксизма и в целом философии XVII–XIX вв.

Тема 5. Современная философия

Семинар 5.1: Формирование и развитие неклассической философии

Цель занятия:

осмысление основных направлений западной неклассической философии.

План

1. Кризис классического философского рационализма и формирование новой (неклассической) философии.

2. «Философия жизни».

3. Философия экзистенциализма.

4. Философия позитивизма и ее разновидности: идеи и этапы.

Темы докладов

Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

Философия Ф.Ницше.

«Философия жизни» А. Бергсона.

Экзистенциализм А. Камю.

Философия Ж-П. Сартра

Философия О. Конта.

Философия Л. Витгенштейна.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Проанализируйте основные черты современной западной философии. Раскройте роль науки в философии ХХ в. Обратите внимание на активный интерес к проблеме человека. Как происходит переосмысление традиций классической философии? Почему иррационализм приобретает огромную популярность в ХХ в.? Обратите внимание на то, что после распада гегелевской школы начинается период критики наследия классической философии и поиск новых парадигм философствования. Этот процесс осуществлялся в рамках двух тенденций: антисциентистской и сциентистской. Первая тенденция представлена прежде всего А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, Ф. Ницше, сыгравшими роль «возмутителей спокойствия» в философии XIX в.: почти не признанные современниками, они проложили дорогу новым моделям философствования. Другой фронт критики классической философии открыло позитивистское направление, которое отвергло не все наследие прежней философской мысли, а главным образом выступило против ее «метафизического, «спекулятивного» уклона.

По второму вопросу. Обратите внимание на то, что «философия жизни» заявила о себе как об антиподе классической философии. Она сформировалась во второй половине XIX в. в Германии и Франции (Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г. Зиммель и др.) и стала выражением иррационализма (представляя жизнь как бесконечно становящееся и исключающее возможность познания разумом) и антисциентизма (исходя из невозможно выявления сути жизни научными средствами).

По третьему вопросу. Вторым крупным иррационалистическим течением в философии XIX–XX вв. стал экзистенциализм – философия существования. Расцвет эта философия пережила уже в XX в., тогда как творчество ее основоположника С. Кьеркегора (1813–1855) осталось почти незамеченным современниками. Дальнейшая эволюция экзистенциализма была связана с попытками философского осмысления опыта мировых войн и тоталитаризма, подорвавших наивную веру в идею поступательного развития человечества. Представители экзистенциализма поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового.

По четвертому вопросу. В XIX в. во Франции родился так называемый «первый позитивизм», который стал провозвестником будущих «волн» позитивизма» (махизм (эмпириокритицизм), неопозитивизм, постпозитивизм), сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в философии». Термин «позитивизм» применяется в двух аспектах: как совокупность взглядов О. Конта; как философское направление, соединившее эпистемологический феноменализм со сциентизмом, провозгласившее и выразившее веру в научный прогресс. В этом смысле позитивизм явился разработчиком метода, широко применявшегося в гносеологии, логике, социологии, этике, истории культуры и других науках ХХ в., и обосновал тезис о том, что наука познает не сущности предметов, а только явления. Несмотря на разнообразие и неоднородность философских школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отношение к познанию, которое трактуется вне любой философской интерпретации. Позитивизм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что философия должна быть сведена к общим выводам из естественных и социальных наук.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...