Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 5.2: Западная философия XX – начала XXI вв.




Цель занятия:

осмысление основных направлений западной философии XX–XXI вв.

План

1. Феноменология и герменевтика.

2. Философия психоанализа.

3. Философия прагматизма.

4. Философия постмодерна.

Темы докладов

Феноменология Э. Гуссерля.

З. Фрейд о культуре и религии.

Неокантианство.

Философия постструктурализма.

Философия прагматизма.

Герменевтическая философия Г. Гадамера.

Постмодернизм.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Первичный импульс формирования феноменологии (основоположник – Э. Гуссерль) был задан внутренней логикой европейской философии конца XIX – начала XX вв. С одной стороны, философию теснили естественные науки, в частности, эмпирическая психология, подразумевавшая упрощенную вульгарно-материалистическую и физикалистскую онтологию. С другой стороны, традиции немецкого идеализма противостояли натурализму, спровоцировав подлинный иррационалистический бунт философии жизни против разума и науки во имя воли и интуиции. Главную роль в попытках возродить теоретическую философию и сыграл Гуссерль, стремившийся придать философии статус «строгой науки», занимающейся проблемой абсолютной истины.

Проблема понимания историко-культурной традиции стала задачей герменевтики. Еще Платон понимал под ней искусство толкования таинственных слов богов. Позже герменевтика получила развитие в качестве вспомогательной дисциплины философских, теологических и юридических наук, нуждавшихся в своде специфических правил для прояснения смысла текстов. Ф. Шлейермахером была предпринята попытка обобщения и систематизации приемов интерпретации для того, чтобы создать герменевтику как науку о понимании. Понимание трактовалось как процесс психологического «вчувствования», самопогружения интерпретатора в протекание творческого акта автора произведения. Свое дальнейшее развитие герменевтика (уже как герменевтика истории) получила в трудах В. Дильтея.

По второму вопросу. Гуманистические традиции связывали идею культуры с развитием высших духовных способностей человека. В XX в. проблема культуры была поставлена иначе (со стороны исследования бессознательного). Инициатива применения психологической науки для объяснения явлений культуры принадлежала З. Фрейду – создателю психоанализа. В своем развитии психоанализ прошел несколько этапов: от терапии неврозов и поисков методов исследования бессознательных психических процессов до «метапсихологии» как совокупности теоретических постулатов о человеческой природе. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, искусствоведении, литературоведении, социальной психологии, философии, культурологии – диапазон использования психоанализа в наши дни достаточно широк. Фрейд искал первоисток всех проявлений культуры во влечениях, залегающих в бессознательных пластах индивидуальной психики. Абсолютизация им биологических сторон жизни человека вызвала критику даже со стороны ближайших последователей, например, К. Юнга, который полагал, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует и более глубокий слой – коллективное бессознательноеархетипы (лежащие в основе общечеловеческой психики и находящие свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, искусстве и др.).

По третьему вопросу. В качестве самостоятельного философского течения прагматизм сложился в США. Основные принципы этой философии были сформулированы еще Ч. Пирсом, популярность прагматизму принесли работы У. Джемса, систематизатором прагматизма стал Дж. Дьюи. Основоположники прагматизма ставили на первое место методологический аспект философии. Пирс видел в прагматизме метод установления значения интеллектуальных понятий. Джемс полагал, что прагматизм является только методом. Дьюи рассматривал свой «инструментализм» как универсальный научный метод, который может служить не только для решения любых «проблематических ситуаций», но и для переустройства на научной основе всей жизни людей. Многие идеи прагматизма были восприняты другими философскими течениями и органически вошли в них.

По четвертому вопросу. Дайте анализ понятий «модернизм» и «постмодернизм». Обратите внимание, что в философии конца ХХ в. возникла кризисная ситуация в связи с противоречием между естествознанием, гуманитарными науками и философским мышлением. Постмодерн формируется как отражение этих кризисных явлений. Постмодернистский тип мировосприятия распространяется в европейской культуре, начиная с середины ХХ в. Усилились плюралистические творческие поиски, стремление к сегментации бытия, максимальной субъективизации мира. Вызревание постмодернистского умонастроений связано с реализацией качественно новых технических возможностей, способствующих интенсивной коммуникации различных культур, столкновению многообразных ценностных ориентиров, размывающих приоритет идеалов, претендующих на универсальность, тотальный охват бытия, абсолютную истину. Абсолютным становится только право субъективистского толкования. Постмодернистское настроение отражает разочарование в ценностных приоритетах предшествующих эпох с их верой в прогресс, всеобщее торжество разума; реализацию безграничных человеческих возможностей по коренному преобразованию бытия. Постмодернисты настаивают на преодолении любого центризма, любых точек зрения, претендующих на роль универсальной системы, констатацию единого смысла, отстаивают самодостаточность фрагментарного, мозаичного знания, правомерность множественности интерпретаций.

Постмодернизм тесно связан с философией постструктурализма. Среди крупнейших постструктуралистов – Ж. Деррида, Ю. Кристева, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гватарри, Ж. Бодрийар и др. Постструктуралисты отвергают идеал научной объективности и цели постижения истины, они сосредоточены не на выявлении объективных структур культуры, а на механизме самопорождения текстов культуры, являющихся для них предельной реальностью.

Тема 6. Особенности развития русской философии

Семинар 6.1: Русская философия XI–XIX веков [*]

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей русской философии XI–XIX вв.

План

1. Культурно-исторические особенности русской философии.

2. Основные этапы истории русской философии XI–XIX вв.

3. Западники и славянофилы в отечественной традиции.

4. Русская религиозная философия.

Темы докладов

Основные сущностные характеристики русской философии.

«Русская Идея» и тема России в отечественной философии.

Проблема всеединства в русской мысли.

Художественная литература и философские поиски России.

Философская мысль в Киевской и Московской Руси.

Философская мысль в Петербургской Империи XVIII в.

Русские идейно-философские течения XIX в. (западники, славянофилы, революционные демократы, народники, почвенники).

Методические рекомендации

По первому вопросу. Характеризуя специфические черты русской философской мысли, обратите внимание на геополитические и культурно-исторические условия, роль в контексте развития самобытной государственности, культурного самосознания и цивилизационной идентичности (с учетом уникального места в оппозиции «Востока» и «Запада»), связь с религией и литературой, этическую, социальную, этатистскую, антропоцентричную и историософскую ориентированность, отсутствие интереса к абстрактной рациональности и академической системности, стремление к «всеединству». Выделите общее и особенное в истории русской философии по сравнению с философией восточной и западной, сформулируйте определение «Русской Идеи».

По второму вопросу. Охарактеризуйте проблему периодизации русской философии в контексте мировой и отечественной истории, приведите различные варианты возможных периодизаций, сформулируйте их критерии. Кратко опишите основные этапы развития русской мысли от Киевской Руси до Петербургской Империи, очертите круг важнейших проблем, идей, течений и их представителей на каждом этапе, проследите влияние достижений мировой философской мысли на отечественную в контексте общих типологических черт русской философской традиции и особенностей их конкретно-исторических проявлений в отдельные периоды.

По третьему вопросу. Проанализируйте причины «раскола» российской интеллектуальной общественности на «западников» и «славянофилов» в XIX в. Были ли подобные идейные лагеря в России ранее? Какова роль «Философических писем» П.Я. Чаадаева в этом расколе? Перечислите основных представителей, приведите характерные аргументы в пользу того и другого направлений; сравните преимущества и недостатки каждого из подходов. От имени известных западников и славянофилов ответьте на следующие вопросы, стоявшие перед ними в XIX в. и стоящие перед нами в XXI в.: 1) Каково место России в человечестве? В чем заключаются особенности русской истории, русской культуры, русского национального характера? 2) Является ли Россия частью Запада (западной цивилизации и культуры)? В чем проявляется общее и особенное в соотношении России и Запада? Каковы были и каковы должны быть их взаимоотношения? 3) В чем заключается значение модернизационных реформ для судьбы Российского государства и русского народа? 4) Какую роль играет Русская Православная Церковь в отечественной и мировой истории? Каким должен быть диалог с другими религиями и конфессиями? 5) Какова роль Власти в отечественной и мировой истории? Возможна ли демократия на отечественной почве? Какая политическая сила должна прийти к власти, и почему? 6) Как должны строиться взаимоотношения государства и общества? Что такое личность и какова ее роль в социальной жизни? 7) Каким представляется будущее России? Возможен ли ее самобытный путь?

По четвертому вопросу. Подумайте, чем отличаются монотеизм от язычества, христианство – от других монотеистических религий (иудаизма, ислама), православие – от других направлений христианства (католицизма, протестантизма), и в чем заключаются особенности русской религиозности. Ответ может служить ключом к целостному осмыслению специфики русского национального характера и русской философии. Следует кратко проследить основные вехи взаимодействия религии и философии в русской культуре, начиная с Крещения Руси и заимствований из византийской духовной традиции. Особо следует остановиться на средневековой идее русского православного царства (Святая Русь, Москва – Третий Рим). Затем рассмотрите философско-религиозные взгляды Г.С. Сковороды (XVIII в.). В ХIX в. целесообразно подробнее охарактеризовать идеи классиков славянофильства А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, метафизику всеединства и софиологию В.С. Соловьева, религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Русская религиозная философия XX в. рассматривается отдельно, на следующем семинаре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...