Глава 2. Место и роль СМИ как основного инструмента информационной войны
События последних двух-трех десятилетий, отчетливо выявившие потенциал новейших информационных технологий, заставляют нас оценивать современные политические практики прежде всего в контексте наступления «информационной эпохи». Наиболее мощным инструментом общественных изменений и преобразования структур государственной власти выступают политические коммуникации. Медиакратиякак способ организации власти, при которой информационные отношения превращаются в ключевой механизм форматирования политического пространства и обеспечения взаимодействия между властью и обществом, постепенно становится самоочевидной реальностью[77]. В связи с этим место и роль СМИ в глобализирующемся мире ни в коем случае нельзя недооценивать. В данной главе мы будем исследовать современные модели СМИ, их использование для ведения внешнеполитических информационно-психологических операций (в частности в борьбе против международного терроризма), раскроем их назначение в информационном обеспечении проводимой в стране политической модернизации.
Современные модели СМИ Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положила работа трех известных американских специалистов – Альберта Фреда, Шрама Уилбурга и Петерсона Теодора «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 году. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор, повсеместным свидетельством чему является перевод работы на русский язык в 1998 г. Согласно авторам названной публикации в мире насчитывается четыре модели средств массовой информации: авторитарная, либералистская, модель социальной ответственности и советская, коммунистическая[78]. Каждая из этих моделей дает свое понимание свободы слова, свою трактовку принципам соотношения СМИ со структурами власти и гражданами (аудиторией), свое толкование социальной ответственности СМИ и т. д.
А.А.Грабельников в своей работе «Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества» рассмотрел шесть моделей развития СМИ, характерных для Российской Федерации: модель независимой прессы, или свободного рынка идей; советскую, или социалистическую модель; модель социальной ответственности; авторитарную модель; модель «развития» и модель демократического представительства[79]. Первая из них характеризуется тем, что распространение информации должно быть открыто для индивидов или групп без предварительного разрешения или лицензии. Критика правительства, официальных лиц или политических партий не может быть наказуемой. Публикации не должны подвергаться цензурным ограничениям, равно как не должно быть препятствий при сборе материала, проводящемся законными средствами, для опубликования, а также ограничений на распространение массовой информации через национально-государственные границы. Кроме того, журналисты обладают независимостью внутри организации системы массовой коммуникации. Вторая, советская, модель хорошо нам известна: СМИ находятся в государственном ведении и не могут принадлежать частным владельцам, их деятельность направляется партийно-государственными органами в соответствии с заранее намеченными задачами. Третья модель - социальной ответственности – заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и баланса. Их деятельность регулируется посредством правовых норм и существующих институтов. СМИ должны быть плюралистичными, отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы деятельность СМИ прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, нанесению оскорбления различным меньшинствам. Возможно вмешательство общества в деятельность СМИ, если оно оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности.
Авторитарная модель базируется на том, что функционирование СМИ не может привести к подрыву господствующей власти или нарушению установленного порядка. Их деятельность достаточно жестко подчинена властям, поэтому они избегают критики доминирующих политических и моральных ценностей. Установление цензуры оправдано необходимостью реализации перечисленных выше принципов. Модель «развития», применяемая в развивающихся странах, направлена на то, чтобы СМИ способствовали целям осуществляемой национальной политики. Их свобода может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностями развития общества. В материалах СМИ приоритет отдается национальной культуре и языку. В информационных сообщениях акценты делаются на развивающиеся страны, которые близки географически, политически, по уровню культуры. Государство может обосновать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в деятельности СМИ. И наконец, шестая модель - демократического представительства - предполагает, что отдельные граждане и меньшинства должны иметь право на использование СМИ в собственных интересах. Организация и содержание материалов не должны быть подчинены централизованному политическому или государственному бюрократическому контролю. СМИ существуют, прежде всего, для своей аудитории, группы, организации, местные общины должны иметь свои собственные СМИ. Коммуникации слишком важны, чтобы оставаться уделом исключительно профессионалов. По мнению автора, в настоящее время российские СМИ не вписываются полностью ни в одну из вышеназванных моделей. Наоборот, в их деятельности можно увидеть отдельные черты разных моделей[80]. Так, многие демократические СМИ пытаются следовать модели независимой прессы. Они провозглашают свободу слова для всех граждан, выступают против цензурных ограничений, критикуют правительство, официальных лиц, политические партии.
Социалистическая модель просматривается в партийной печати. Газеты отдельных партий и движений живут, как и прежде, по строгой партийной дисциплине, их деятельность строится на основе принципа партийности, подчиненности решениям партийного руководства или лидера (издания КПРФ, ЛДПР). Отдельные черты модели социальной ответственности тоже в себе несут некоторые российские издания («КоммерсантЪ», «Независимая газета», «Журналист», «Среда»). Однако этих СМИ слишком мало в море социально безответственных газет и журналов, попирающих и законы, и сложившиеся нравственные нормы нашего народа. Авторитарная модель тоже проглядывает в определенных ситуациях. Несмотря на неоднократные заверения властей о господстве демократических свобод в нашем обществе, за годы правления демократов неоднократно закрывались газеты, приостанавливался выход изданий, остро критиковавших правительство и президента. Модель «развития», предназначенная западными теоретиками для стран «третьего мира», представлена в газетах и журналах, стоящих на патриотических позициях, которые отдают приоритет национальным интересам, стараются найти выход из системного кризиса, в который попала страна. Вся их информационная политика строится на возрождении в русском человеке гордости за свою державу, веры в собственные силы, которые способны восстановить былую мощь России. В деятельности СМИ частично представлена и модель демократического представительства. Отдельные граждане и меньшинства имеют свои СМИ и используют их в собственных интересах. Территориальные общности применяют для этого кабельное ТВ. Издаются газеты и журналы для локальных аудиторий со своими конкретными запросами и интересами. В настоящее время нет никаких препятствий для журналистской и издательской деятельности любых малых групп, если она не противоречит действующему законодательству. Как видим, в российских СМИ существуют все концептуальные подходы к их функционированию, но нет преобладающего, который бы мог удовлетворить большинство журналистских коллективов и аудиторных групп, нет объединяющей идеологии, ясной концепции будущего развития России[81].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|