Роль и функции СМИ в глобализирующемся мире
Новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней. Речь идет о глобализации массовой информации и демассификации. Эти обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации. Одна, традиционная – через газеты, радио, телевидение, другая – через Интернет и банки данных. В последнем случае появляется возможность получать информацию не массовую, а индивидуализированную. Эта демассификация может, с точки зрения многих, убить СМИ, во всяком случае, фрагментировать и атомизировать использование информации[82]. И в этих условиях возникает проблема будущего СМИ – сохранятся ли они в информационном обществе и как они могут преобразоваться. В связи с этим необходимо действительно обратить внимание на некоторые важные особенности роли средств массовой информации с точки зрения функционирования гражданского и открытого общества. Для гражданского общества необходима среда оценки деятельности правительства, общественных организаций, экономики и прочего, и СМИ являются во многом важнейшим элементом гражданского общества. В Англии Билль о правах, открывший эпоху конституционной монархии, провозгласил свободу слова и сделал ее прерогативой парламента и суда, а не королевской власти. В США первая поправка к Конституции запретила государству вмешиваться в содержание прессы. Во Франции Декларация прав человека и гражданина провозгласила свободу печати драгоценнейшим правом человека. Таким образом, само развитие и становление гражданского общества связано с возникновением журналистики и в Англии, и во Франции, и в США. Как результат важнейшие аспекты процесса развития гражданского общества связаны во многом с развитием СМИ.
Что касается открытого общества, то оно противостоит тоталитарному, строго регламентированному порядку. СМИ как раз и обеспечивают открытость, доступ к информации, включая доступ к официальной информации, и, соответственно, реально являются инструментом этого открытого общества. В условиях развития Интернета и электронных структур и сопутствующего этому сокращения роли традиционных СМИ возникает опасение, что открытым общество будет только для узкой среды[83]. В настоящее время в России существует тенденция укрепления политической роли СМИ. Важнейшей предпосылкой этого стал плохо выстроенный механизм представительства гражданских интересов, который после разрушения партийно-государственного аппарата коммунистов оказался способным транслировать социальные потребности только правящего класса. Складывавшийся политический рынок начал обретать медиаочертания, ибо со второй трети 1990-х годов крупный капитал, постепенно превращавшийся в основного политического игрока, принялся последовательно скупать СМИ в целях усиления своего властного позиционирования[84]. Информационное давление государственной машины на общество в период парламентских выборов 2003 г., по сути обрушившее электоральный рынок, показало, что информационное оружие успешно заменило собой административные ресурсы во всем политическом пространстве. Вместе с тем власть освоила и новейшие способы воздействия на массовое сознание. О том, столь мощными способами регулирования политических процессов располагает сегодня власть, говорит и заявление президента В.В.Путина, заметившего, что и после истечения срока его полномочий «неподконтрольных власти выборов главы государства в стране не будет»[85].
Но успех и эффективность нового политического проекта обусловлены не только и не столько возросшими информационными возможностями власти, сколько состоянием самого общества. Мгновенное – по историческим меркам – обрушение прежних политических порядков и усиление аномии в духовной сфере активизировали российский менталитет, в том числе такие устойчивые его составляющие, как ориентация на власть, готовность подчиняться, недостаток социальной солидарности и т.п. Свою роль в становлении российской медиакратии сыграли и глобальные коммуникации, формирование единого для большей части мира информационного пространства. Поддерживая аналогичные западным формы медиаполитических отношений и способствуя распространению норм жесткой конкуренции, глобальные информационные потоки фактически пропагандировали стандарты и приоритеты деятельности, которые еще больше сегментировали российское общество. Стоит, правда, отметить, что информационно-коммуникативные процессы играют и позитивную роль, способствуя включению российского общества в глобальный мир. СМИ сейчас постепенно становятся главным выражением интересов граждан, вытесняя из области публичной политики традиционные организации, в т.ч. партии и "партийно-журнальные" организации интеллектуалов. Главной причиной такого положения вещей, по-видимому, является постепенное укрепление позиции информационного лоббизма, поставившего под свой контроль основные медиаресурсы[86]. Взаимодействуя на основе прямых и обратных связей с аудиторией, социальными институтами СМИ в современном глобализирующемся мире решают ряд задач, способствующих деятельности этих институтов, включению в общественные процессы аудитории. Это определяет общественное назначение, функции СМИ в обществе. В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные, отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я.Н.Засурского, выделяются следующие функции СМИ[87], представляющие особую важность для обеспечения внутриполитического курса государства:
- информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера; - аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога); - развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения). Особняком авторы ставят формирование повестки дня (addenda setting) – фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны[88]. Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е.П.Прохоров в своей работе «Введение в теорию журналистики»[89]. В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве она действительно выступает, объем ее «полномочий» шире. Как замечает Е. П. Прохоров, прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории. Вторая наиболее важная группа функции, по мнению Прохорова носит непосредственно-организаторский характер – выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействия (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как «четвертая власть»).
В числе наиболее значимых функций СМИ Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории. К идеологической функции примыкает культурно-образовательная – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д. На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная (т.е. развлекательная) функции. Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В. В. Ворошилов в своей книге «Журналистика» (Санкт-Петербург, 2005 г.), начиная от И. Хмары (1969 г.) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет. К примеру, И.Хмара называет следующие функции СМИ:[90] информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая. Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции[91]: I. Информационная: - информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире; - информационное обеспечение инновационных процессов. II. Социальной связи: - комментирование и интерпретация происходящего; - поддержка существующих норм и властных отношений; - социализация; - координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия. III. Обеспечение преемственности: - выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
- поддержание общности социальных ценностей. IV. Рекреативная: - создание возможностей для отдыха и развлечения; - снижение социальной напряженности. V. Мобилизации: - организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере. Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь следующий вид[92]: 1. Информационная функция: - нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом; - удовлетворение общих интересов и любознательности; - обучение и самообразование; - поиск советов, необходимой информации для принятия решений. 2. Функция личностной идентификации: - подкрепление индивидуальных ценностей; - получение сведений о моделях поведения; - идентификация с ценностями других; - достижение понимания самого себя. 3. Функция интеграции и социального общения: - понимание положения другого, переживание; - формирование основы для диалога, социального общения; - помощь в реализации социальных ролей; - возможность общения с семьей, друзьями, обществом. 4. Функция развлечения: - эмоциональная разрядка; - заполнение свободного времени; - эскапизм, уход от проблем; - получение эстетического наслаждения; - сексуальное возбуждение. В упомянутой работе В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни[93]. Осуществленный анализ функций СМИ дает основание сделать три следующих основных вывода: 1) представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции; 2) функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились четыре теории прессы), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны; 3) средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская. Подводя итог, можно сказать, что развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации. Необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Ни в коем случае нельзя недооценивать роль СМИ, тех функций, которые они выполняют, в поддержке внутриполитического курса страны. Современный мир подвержен процессу глобализации, и это придаёт СМИ очень большой вес. Ведь они остаются единственным источником, из которого человек получает новости об окружающем его мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|