Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 понятие, функции и содержание бизнес-плана




1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Бизнес-план - это перспективный план фирмы, связанный с оценкой перспектив бизнеса и/или привлечением финансовых средств. Бизнес-план составляется при создании новых предприятий, смене направления деятельности, вхождении в новый этап развития, а также просто для того, чтобы хорошо представлять себе перспективу развития. Таким образом, бизнес-план выполняет четыре функции:

1) первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса;

2) вторая – функция планирования. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития фирмы;

3) третья функция позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты);

4) четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов фирмы потенциальных партнеров.

При выполнении курсовой работы следует придерживаться следующего плана:

1. РЕЗЮМЕ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА

3. СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

5. ПЛАН МАРКЕТИНГА

6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

8. ОЦЕНКА РИСКА

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

10. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ


2 ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

2. 1 РЕЗЮМЕ

 

Пишется, как правило, после составления плана. Должно быть кратким и вызывать интерес у потенциального инвестора. В резюме необходимо осветить следующие моменты:

1) основные цели фирмы, стратегию и мероприятия по достижению целей, в том числе предлагаемые в данном бизнес-плане;

2) данные о создании и регистрации фирмы (для вновь создаваемых предприятий), контактные телефоны руководства фирмы;

3) характерные условия работы фирмы (сложившийся рынок сбыта, особенности производственной и коммерческой деятельности);

4) конкурентные преимущества, в том числе приобретаемые в рамках осуществления данного бизнес-плана;

5) прогноз объема продаж;

6) ожидаемая выручка от продаж;

7) планируемые затраты на производство и осуществление проекта;

8) ожидаемая чистая прибыль;

9) необходимый объем средств и источники финансирования, соотношение собственных и заемных средств, объем кредита, процентная ставка, график возврата кредита;

10) уровень прибыльности инвестиций (для инвестиционных проектов);

11) срок окупаемости инвестиций (для инвестиционных проектов).

Объем раздела 1-3 страницы.

 

2. 2  ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА

 

Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте состояния дел в отрасли. При этом необходимо определить рынки, на которых предполагается работать (география рынков). Нужно также определить главный для предприятия сегмент рынка (по продукции и потребителям) и его местонахождение. Примерный перечень вопросов:

1) динамика продаж по отрасли за последние несколько лет;

2) ожидаемые темпы прироста продаж по отрасли;

3) количество новых фирм, новых видов продукции в отрасли за последние годы;

4) потенциальные конкуренты, динамика продаж, сильные и слабые стороны;

5) конкурентные преимущества фирмы;

6) потенциальные потребители, отличия потенциальных потребителей от потребителей конкурентов фирмы;

7) факторы, влияющие на спрос на каждом сегменте рынка;

8) перспективы изменения потребностей, реакция рынка на новый товар.

Предложения, излагаемые в бизнес-плане, особенно требующие долгосрочных капитальных вложений, должны быть увязаны с перспективами развития отрасли. Если отрасль, в которой функционирует предприятие, находится в стадии кризиса, спада производства и спроса, то вкладывать средства на длительный период в такие проекты нецелесообразно. В этом случае, как правило, рассматривается вариант открытия нового вида бизнеса и обосновывается перспективность выбранной новой отрасли.

Динамику продаж по отрасли, темпы её развития можно определить по статистическим данным и публикациям в периодической печати, при этом по тексту следует сделать ссылку на источник информации. Количество новых фирм и новых товаров также выявляется с помощью статистики, данных периодической печати, составляемых фирмой отчетов по анализу конкурентов, рекламной информации.

При анализе конкурентного окружения следует отметить примерное общее число конкурентов, модель рынка, на котором действует фирма (монополия, олигополия, совершенная или монополистическая конкуренция), а также привести характеристику наиболее сильных конкурентов.

Результаты анализа сводятся в таблицу.

 

Таблица 2 - Сравнительная характеристика товаров конкурентов

Характеристики товара

Наименования конкурентов

     
Цена      
Дизайн      
Качество      
Формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники и др. )      
Интенсивность и привлекательность рекламы и т. п.      

 

По данным проведенного анализа формулируется вывод о сильных и слабых сторонах конкурентов и определяются преимущества фирмы.

Далее необходимо определить потенциальных потребителей товара, их количество и предъявляемые требования. Здесь оценивается емкость рынка данного товара и предполагаемая доля рынка фирмы.

Емкость рынка – это потенциальный или реальный объем продаж определенного товара на определенной территории (город, район, область) в течение определенного периода времени (месяц, год).

Методы оценки емкости рынка:

1) на основе структурных характеристик рынка:

Е = П – Э + И + ( Он – Ок ) + ( Зн – Зк ),                       (1)

где П – объем производства продукции на данной территории;

Э – экспорт за пределы территории;

И – импорт;

Он, Ок – остатки продукции на начало и конец периода;

Зн, Зк – государственные запасы на начало и конец периода.

2) на основе норм потребления:

Е = Н * Ч,                                                                (2)

где Н – норма потребления товара на одного жителя;

Ч – численность населения данной территории.

В качестве нормы потребления в данном расчете могут быть приняты:

- рациональные нормы потребления;

- минимальные нормы потребления, установленные законом «О минимальном продовольственном наборе»;

- фактически сложившиеся нормы потребления по данным статистики (см. приложение А).

3) на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товара (применяется для товаров, расходуемых постепенно: зубная паста, стиральный порошок и т. п. ):

Е = Р * Т * Ч,                                                          (3)

где Р – стандартная разовая норма потребления товара;

Т – частота потребления за период;

Ч – численность потребителей.

4) на основе коэффициентов приведения объемов продаж (применяется, если известна емкость другого географического рынка данного товара):

Е = Еи * К1 * К2 * К3,                                                     (4)

где Еи – емкость известного рынка;

К – коэффициенты приведения.

Наиболее часто используются коэффициенты приведения по численности населения, по доходам и коэффициент урбанизации. В этом случае формула выглядит следующим образом:

Е = Еи * ( Ч / Чи ) * ( Д / Ди ) * Ку,                                 (5)

где Ч – численность населения нового рынка;

Чи – численность населения известного рынка;

Д – среднедушевые доходы населения нового рынка;

Ди – среднедушевые доходы населения известного рынка;

Ку – коэффициент урбанизации, равный отношению числа крупных городов (с населением более 300 тыс. чел. ) в регионе к общему числу городов в регионе.

Емкость рынка является верхним пределом объема продаж товара, который может быть запланирован в бизнес-проекте. При этом нужно учитывать, что фирма, как правило, не может претендовать на весь рынок в связи с наличием конкурентов. Поэтому для оценки возможного объема продаж необходимо определить долю рынка фирмы. Это может быть:

- фактически достигнутый фирмой показатель;

- доля, рассчитанная исходя из объема неудовлетворенного спроса покупателей, который можно выявить с помощью рыночных исследований (опросов экспертов или потребителей);

- доля, рассчитанная делением емкости рынка на общее число равных по силе конкурентов.

Оценив потенциальную емкость и долю рынка фирмы, можно спрогнозировать объем продаж на период составления бизнес-проекта. При этом необходимо кроме рыночных показателей учитывать производственные возможности фирмы (производственные мощности и степень их использования, возможность приобретения необходимого количества сырья и т. п. ).

Методы прогнозирования величины продаж:

а) методы экспертных оценок, основанные на мнении специалистов предприятия;

б) методы экстраполяции, то есть выявление зависимости объема продаж фирмы от фактора времени. При этом необходимо помнить, что данный метод применим только при краткосрочном прогнозировании;

в) методы корреляционно-регрессионного анализа, основанные на выявлении зависимости объема продаж от уровня цен, изменения доходов потребителей, совершенствования обслуживания покупателей и т. п.;

г) по доле рынка предприятия:

ОП = Еф * ИР * Д / 100,                                         (6)

где ОП – прогнозный объем продаж фирмы;

Еф – фактическая емкость рынка в отчетном году;

ИР – среднегодовой индекс роста емкости рынка;

Д – планируемая доля рынка фирмы, в %.

д) на основе конечного использования продукта. Предприятия, производящие сырье и продукцию производственного назначения, могут оценить потенциальный объем продаж на основе динамики спроса на конечную продукцию, изготавливаемую из их сырья. При росте спроса на конечную продукцию растет спрос и на сырье для её производства.

 

2. 3  СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА

 

Излагается суть предлагаемого проекта. На основе данных анализа отрасли и выявленных при этом проблем предлагается возможный вариант их решения, выгодный для предприятия.

Описывается планируемая к производству продукция. Выбор конкурентоспособных видов продукции может производиться:

- с использованием кривых жизненного цикла товара;

- портфельного анализа (матрица Бостонской консалтинговой группы);

- экспертных оценок конкурентоспособности.

Основные вопросы:

1) товар и его описание, включая сведения о патентной защите;

2) потребности, которые удовлетворяет товар;

3) регулярность покупок (товар повседневного спроса, товар длительного пользования);

4) насколько изменчив спрос на товар, жизненный цикл товара;

5) насколько товар отвечает требованиям закона, ГОСТов;

6) на каких рынках будет продаваться товар;

7) почему потребители отдают предпочтение данному товару;

8) основные преимущества и недостатки товара с точки зрения потребителя.

 

2. 4  ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

 

Основные вопросы:

1) описание производственного процесса (представить в виде схемы);

2) необходимое оборудование;

3) необходимое сырье, материалы;

4) поставщики;

5) потребность в персонале;

6) себестоимость производимого продукта;

7) система охраны окружающей среды и утилизации отходов.

Целью данного раздела является обоснование затрат, связанных с осуществлением проекта и производством продукции. Для того чтобы обосновать величину расходов, необходимо определить потребность в оборудовании, сырье, персонале, которая вытекает из описания технологического процесса. Таким образом, начинать данный раздел следует с изложения этапов производственного цикла. При этом нужно описывать не всю технологию подробно, а только основные её элементы, необходимые для обоснования потребности (или её отсутствия) в приобретении дополнительных производственных ресурсов.

Источником информации для описания технологического процесса может служить учебная литература, публикации в научных журналах, данные предприятия. Потребность в основных средствах можно отразить в следующей таблице.

Таблица 3 - Потребность в основных фондах

Виды основных средств

Потребность в основных фондах по годам реализации проекта, руб.

n

действующие общая потребность прирост основных фондов
1. Здания, сооружения производственного назначения            
2. Рабочие машины и оборудование            
3. Транспортные средства            
4. Прочие            
ИТОГО            

 

При приобретении оборудования следует изучить его совместимость с имеющимся оборудованием (техникой).

Рассмотрев технологию, предлагаемые изменения и дополнительные потребности в оборудовании и сырье, можно привести обоснование выбора поставщиков по следующей схеме (см. таблицу 4).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...