Планирование величины амортизационных отчислений
Планирование величины амортизационных отчислений Для того чтобы спланировать величину амортизационных отчислений, нужно знать первоначальную стоимость амортизируемого имущества и срок хозяйственного использования. Эту информацию можно получить в бухгалтерии предприятия или определить самостоятельно по нормативным документам (нормы амортизации) и прайс-листам поставщиков (стоимость вновь приобретаемого оборудования). Расчет величины амортизационных отчислений можно привести в таблице 7. При планировании величины амортизационных отчислений данные в таблице 7 должны быть увязаны с информацией о вводимых в действие основных фондах (см. таблицу 3). Таблица 7 - Расчет величины амортизационных отчислений
При этом следует учесть, что амортизацию по имеющемуся оборудованию, участвующему в реализации проекта следует перераспределить, в т. ч. на новую продукцию. Планирование прочих расходов К прочим расходам относятся арендные платежи, расходы на командировки, расходы на оплату услуг связи, банковских, аудиторских, юридических услуг, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы обслуживающих производств и хозяйств, суммы налогов и сборов, относимых на себестоимость (транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, местные налоги). Если перечисленные виды расходов занимают небольшой удельный вес в структуре себестоимости, их величину можно спланировать по данным прошлых лет или аналогичных предприятий в процентах от известных расходов. Возможно также детальное планирование всех перечисленных видов расходов по данным заключенных договоров на обслуживание и данным бухгалтерии предприятия.
Выполнив все перечисленные расчеты, можно спланировать общую величину производственной себестоимости продукции (см. таблицу 8). Таблица 8 - Калькуляция себестоимости единицы продукции, руб.
В некоторых случаях для удобства расчета целесообразнее использовать классификацию затрат по статьям (см. Приложение Б). Если предприятие производит или собирается производить несколько видов продукции, то необходимо распределить косвенные затраты, которые не могут быть включены непосредственно в себестоимость каждого вида продукции. Следовательно, подлежат распределению в соответствии с тем или иным принципом. Состав косвенных затрат определяется применяемой технологией и организацией процесса производства. Коммерческие затраты планируется по данным раздела «План маркетинга» с учетом выбранных каналов сбыта, стоимости предлагаемой рекламной кампании и т. д.
2. 5 ПЛАН МАРКЕТИНГА
Содержит информацию о ценах, каналах распределения, кампании по стимулированию сбыта, об организации послепродажного обслуживания. А) Возможная цена может определяться исходя из: -себестоимости продукции; -цены конкурентов;
-уникальных достоинств товара; -цены, определяемой спросом на данный товар. Методы ценообразования: 1) «средние издержки + прибыль» Ц = С + С * УР / 100, (8) где С – себестоимость единицы продукции, руб; УР – уровень рентабельности, %. 2) «на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли» Ц = ИП + (ЦП + П)/ОП, (9) где ИП – переменные издержки на единицу продукции, руб; ЦП – целевая прибыль за период, руб; П – постоянные затраты за период, руб; ОП – объем продаж за период, единиц. 3) «на уровне текущих рыночных цен» Ц = Цк * Пн/Пк, (10) где Цк – цена товара конкурента, руб; Пн – характеристика параметров нового товара; Пк – характеристика параметров товара конкурента.
В данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы: 1) основные подходы фирмы к ценообразованию; 2) насколько цена отражает издержки, спрос, конкурентоспособность товара; 3) может ли фирма при таких ценах контролировать рынок; 4) соответствие цены имиджу фирмы; 5) отношение покупателей и посредников к цене; 6) эластичность спроса по цене. Б) Анализ схемы распространения товаров включает следующие вопросы: 1) каналы реализации; 2) оптимальная схема транспортировки товара; 3) оптимальное расположение склада и магазина; 4) оптимальный запас товара на складе. В) Планирование кампании по стимулированию сбыта включает следующие вопросы: 1) использование фирменного стиля, товарного знака; 2) зависимость оплаты труда работников службы сбыта от объемов продаж; 3) цели рекламы, бюджет рекламы; 4) используемые средства массовой информации (учитывается охват аудитории и стоимость рекламы); 5) оценка эффективности рекламы. Г) Оценивая систему организации послепродажного обслуживания клиентов, необходимо осветить следующие вопросы: 1) условия гарантийного и послегарантийного обслуживания; 2) предоставляемый круг услуг в каждом из видов послепродажного обслуживания; 3) структура и месторасположение сервисных подразделений.
2. 6 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Этот раздел особенно важен для новых предприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП). Предпринимателю необходимо обратить внимание на правовое обоснование той организационно-правовой формы, в которой он предполагает вести бизнес. Основные вопросы: 1) дата создания и регистрации предприятия, ИП; 2) учредительные документы; 3) форма собственности; 4) наиболее значимые пайщики (акционеры) предприятия; 5) законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, ИП. 6) Для организации бизнеса предпринимателю следует получить необходимые разрешения и лицензии, что связано с определенными затратами (см. таблицу 9). Таблица 9 – Затраты, связанные с регистрацией предприятия, ИП и получением лицензий и разрешений
Следует указать общую сумму затрат, связанную с регистрацией предприятия и получением лицензий и разрешений.
2. 7 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, сведения о персонале, а также этапы реализации проекта. Все данные можно разбить на следующие группы: А) Организационная структура фирмы: · состав подразделений и их функции; · организация, координирование и взаимодействие служб и подразделений фирмы; · структура управления и др. Б) Работники, не связанные с управлением: · потребность в кадрах по профессиям; · квалификационные требования; · форма привлечения к труду; · размер заработной платы по профессиям; · дополнительные материальные льготы для сотрудников (страхование за счет фирмы, дотации на питание и т. п. ); · режим труда на предприятии. Эту информацию можно представить в таблице: Таблица 10 - Квалификационные требования к сотрудникам
Данные таблицы 10 должны быть увязаны с информацией, приведенной в таблице 6. В) Управленческий персонал. При описании управленческих кадров помимо части вопросов из предыдущей группы необходимо дополнительно указать: · общие сведения об управленческом персонале (возраст, образование, опыт работы, владение акциями фирмы, права, обязанности); · систему стимулирования труда управленческих работников. Г) Кадровая политика фирмы: · принципы отбора сотрудников; · принципы найма; · выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников. Д) Этапы реализации проекта. График реализации проекта может быть представлен в следующей форме (таблица 11, приложение Г). Таблица 11 – График реализации проекта
Следует указать даты начала и окончания этапов.
2. 8 ОЦЕНКА РИСКА
Очень важно уметь предвидеть трудности и заранее разработать стратегию их преодоления. В данном разделе рассматриваются вопросы: 1) перечень возможных рисков с указанием вероятности возникновения и ожидаемого ущерба (см. Приложение Д); 2) меры по профилактике и нейтрализации рисков; 3) программа страхования рисков. Под риском понимается «возможность наступления события». В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой и положительный. В экономической литературе выделяются следующие виды потерь. 1) Материальные. Проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях имущества, продукции, сырья, материалов. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь используются свои единицы измерения. Наиболее естественно определять материальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов. Однако свести воедино потери, измеряемые в разных единицах, не представляется возможным, поэтому необходимо материальные потери в физическом измерении перевести в стоимостное выражение путем умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса. 2) Трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа.
3) Финансовые – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов и т. п. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денежных средств из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые товары и услуги. Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменением валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предприятий в государственный бюджет. Наряду с безвозвратными могут быть и временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов. 4) Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем планировалось. Прямая оценка таких потерь осуществляется в днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Для того чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное выражение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени. 5) Специальные виды потерь проявляются в нанесении ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, имиджу предпринимателя и т. п. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более в стоимостном выражении. Для каждого из видов потерь исходную оценку возможности их возникновения и величины производят за определенное время, охватывающее месяц, год, определенный срок существования бизнеса. Величина риска или степень риска измеряется двумя критериями: 1) среднее ожидаемое значение – средневзвешенное для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения; 2) колеблемость (изменчивость) возможного результата – степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для этого на практике обычно применяют два близко связанных критерия: дисперсию и среднее квадратическое отклонение, которые характеризуют абсолютную колеблемость. Для сравнительной оценки наиболее пригодны показатели относительной колеблемости: коэффициент вариации и бета-коэффициент. Для выявления наиболее опасных рисков, связанных с осуществлением бизнес-проекта, применяется ранжирование. Для построения матрицы рангов необходимо оценить вероятность наступления рисковых событий и возможный ущерб.
Вероятность наступления
Основные способы управления рисками следующие: 1) страхование – форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков; 2) резервирование – установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев; 3) хеджирование – форма страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки и проведения забалансовых операций с производными финансовыми инструментами (фьючерсами, опционами); 4) распределение – распределение риска между участниками проекта (индексирование стоимости продукции, предоставление гарантий, залог имущества); 5) диверсификация – размещение финансовых средств в более чем один вид активов, цены или доходности которых слабо коррелированы (производство не связанных между собой видов продукции); 6) избежание (отказ от связанного с риском проекта) или минимизация (консервативное управление активами и пассивами). По результатам анализа рисков формируется план мероприятий по управлению рисками (см. таблицу 12). Таблица 12 - Примерный план мероприятий по управлению рисками
Для учета фактора риска в бизнес-планировании применяются следующие модели: а) имитационная модель. Подход связан с корректировкой денежного потока и последующим расчетом ЧДД (чистого дисконтированного дохода) для всех вариантов. Методика анализа в этом случае такова: · по каждому проекту строят три его возможных варианта развития: пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический; · по каждому из вариантов рассчитывается соответствующий ЧДД; · для каждого проекта рассчитывается размах вариации ЧДД по формуле: ∆ ЧДД = ЧДДо – ЧДДп, (11) где ∆ ЧДД – размах вариации; ЧДДо – чистый дисконтированный доход при оптимистическом варианте развития; ЧДДп - чистый дисконтированный доход при пессимистическом варианте развития. · из двух сравниваемых проектов тот считается более рисковым, у которого размах вариации ЧДД больше. б) методика поправки на риск коэффициента дисконтирования. Эта методика не предполагает корректировки элементов денежного потока – вводится поправка к коэффициенту дисконтирования. Безрисковая норма дисконта в основном соответствует государственным ценным бумагам. Затем определяется, например экспертным путем (см. Приложение Д), премия за риск, связанный с данным проектом, и рассчитывается ЧДД с нормой дисконта Р: Р = е + r, (12) где е – безрисковая норма дисконта; r – премия за риск. в) анализ чувствительности бизнес-проекта к ухудшению условий хозяйствования. В данном случае определяется изменение финансовых результатов от реализации проекта при наступлении рисковых событий, выражающихся в снижении выручки предприятия или росте издержек. Рассчитывается изменение прибыли предприятия при снижении выручки или росте издержек на 5-10% (незначительные колебания), на 50% и более (значительные колебания). Если названные изменения приводят к получению убытка, нужно оценить вероятность наступления таких событий. При высокой вероятности проект признается рискованным. г) расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности. Критический (безубыточный) объем продаж определяется по формуле: Qс = FC/( P – VC), (13) где Qс – критический объем продаж, единиц; FC – постоянные издержки по проекту, руб; P – цена реализации единицы продукции, руб; VC – переменные издержки на единицу продукции, руб. Запас финансовой прочности характеризует тот объем продаж, который позволяет обеспечить безубыточность работы в случае сокращения масштабов деятельности, и определяется по формуле:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|