Гипотеза исследования. Методы исследования. База исследования. Практическая значимость. 3.1.2. Основный текст курсовой работы (главы и параграфы)
Гипотеза исследования Гипотеза – это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления (как протекает процесс? ) и т. д. Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое – в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведённого теоретического анализа проблемы. Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза: · не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т. е. не «операционализированы»; · не должна содержать ценностных суждений; · не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений; · должна быть проверяемой. Пример: Неправильная формулировка: «Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положительным влиянием на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера». Правильная формулировка: «В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития эмпатии у индивида и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества». Ниже еще один пример правильно сформулированной гипотезы: «Гипотеза исследования: Процесс выявления и обоснования комплекса организационно–педагогических условий научно–методического обеспечения деятельности педагога-психолога будет эффективным, если:
– выявлены и обоснованы необходимость научно-методического обеспечения педагогов-психологов; – разработан комплекс методик и критериев по научному обеспечению педагогов–психологов; – выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий методического обеспечения деятельности педагогов-психологов». Методы исследования Все исследовательские методы можно условно разделить на три группы: · методы сбора эмпирической информации, к которым относятся наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т. д.; · методы теоретические, среди которых можно выделить анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, формализация и пр.; · методы обработки полученных данных, как качественные, так и количественные, в том числе среди последних – специальные методы математической статистики. Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конкретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методиками») определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования. База исследования База исследования: организация, предприятие, подразделение (дошкольное образовательное учреждение, школа, среднее специальное учебное заведение и др. ), в котором ыы проводите опытно-экспериментальное исследование. Практическая значимость Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов. Примеры его формулировок: «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста».
«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации». 3. 1. 2. Основный текст курсовой работы (главы и параграфы) В основной части курсовой работы дается теоретическая оценка состояния исследуемого вопроса, обосновываются проблемы и направления их решения, высказывается мнение автора и подчеркивается точка зрения специалистов, изучающих эту область науки. Проводится анализ собранных данных, используя соответствующие методы. В структуре основной части должны быть выделены главы (1, 2, З), а в их составе – вопросы (параграфы) (1. 1, 1. 2, 1. 3... 2. 1, 2. 2, 2. 3... ). Названия глав формулируются в соответствии с темой, по возможности кратко, не повторяя ее название, и отражают содержание курсовой работы. Теоретическая глава курсовой работы. Существующие нормы научной деятельности предполагают, что автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литературный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с научной литературой. Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой:
Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлении различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т. п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей эмпирического исследования.
Эмпирическая глава курсовой работы. Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Структура этой главы может содержать 3-4 параграфа, например: 1. Программа эмпирического исследования. 2. Результаты. 3. Обсуждение результатов. 4. Выводы. В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обоснование методик. Экспериментальная часть содержит программу экспериментального исследования, его результаты и их обсуждение. В программе экспериментального исследования необходимо: 1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении. 2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их социально-психологические характеристики (пол, возраст, социальное положение и т. п. ). 3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат. 4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов. Результаты и их обсуждение. Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Описание должно быть предельно строгим, т. е. содержать в себе только факты с их качественными (есть/нет) или количественными характеристиками (сколько, как часто и пр. ). Наиболее удобный вид их представления таблицы, каждая из которых должна иметь свой номер и название.
Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т. п. Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: диаграммы; графики для представления характера функциональной зависимости между величинами (переменными); корреляционные плеяды для отображения корреляционных связей между выделенными параметрами и т. д. Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т. п. ) помещаются внизу, т. е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения (например расшифровку условных обозначений). В разделе, описывающем результаты, помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, приводится собственно анализ полученных данных. В обсуждении результатов следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории, размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе данными подходами. Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении. Следует учесть, что при составлении таблиц или описании каких-то данных исследования не следует указывать фамилии и имена участников эксперимента. Достаточно сделать нумерацию по порядку номеров (№ п/п). Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний. Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т. д. ). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных). Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоминаются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам. Указываются способы обработки первичных данных. Количественная обработка данных предполагает обоснование в выборе математической статистики. Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|