Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипотеза исследования. Методы исследования. База исследования. Практическая значимость. 3.1.2. Основный текст курсовой работы (главы и параграфы)




Гипотеза исследования

Гипотеза – это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономер­ностях динамики явления (как протекает процесс? ) и т. д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а раз­вернутое – в описании проблемы и программы исследования, кото­рая должна логически вытекать из  проведённого теоретического ана­лиза проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

· не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т. е. не «операционализированы»;

· не должна содержать ценностных суждений;

· не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;

· должна быть проверяемой.

Пример:

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положи­тельным влиянием на обучение навыкам конструктивного разреше­ния конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулировка:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития эмпатии у индивида и изби­раемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

Ниже еще один пример правильно сформулированной гипотезы:

«Гипотеза исследования:

Процесс выявления и обоснования комплекса организационно–пе­дагогических условий научно–методического обеспечения деятельно­сти педагога-психолога будет эффективным, если:

– выявлены и обоснованы необходимость научно-методичес­кого обеспечения педагогов-психологов;

– разработан комплекс методик и критериев по научному обес­печению педагогов–психологов;

– выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий методического обеспечения деятельности педагогов-психологов».

Методы исследования

Все исследовательские методы можно условно разделить на три группы:

· методы сбора эмпирической информации, к которым относятся наблюдение, опрос, анализ продуктов че­ловеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т. д.;

· методы теоретические, среди которых можно выделить анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, формализация и пр.;

· методы обработки полученных данных, как качественные, так и коли­чественные, в том числе среди последних – специальные методы математичес­кой статистики.

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на пони­мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конк­ретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методи­ками») определяются поставленными задачами и условиями проведе­ния исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

База исследования

База исследования: организация, предприятие, подразделение (дошкольное образовательное учреждение, школа, среднее специальное учебное заведение и др. ), в котором ыы проводите опытно-экспериментальное исследование.

Практическая значимость

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладно­го исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, кото­рую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практи­ческой деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Примеры его формулировок:

«Апробированный в работе комплекс психодиагностических ме­тодик может быть использован при изучении особенностей личност­ного самоопределения лиц пожилого возраста».

«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной деза­даптации».

3. 1. 2. Основный текст курсовой работы (главы и параграфы)

В основной части курсовой работы дается теоретическая оценка состояния исследуемого вопроса, обосновываются проблемы и направления их решения, высказывается мнение автора и подчеркивается точка зрения специалистов, изучающих эту область науки. Проводится анализ собранных данных, используя соответствующие методы.

В структуре основной части должны быть выделены главы (1, 2, З), а в их составе – вопросы (параграфы) (1. 1, 1. 2, 1. 3... 2. 1, 2. 2, 2. 3... ). Названия глав формулируются в соответствии с темой, по возможности кратко, не повторяя ее название, и отражают содержание курсовой работы.

Теоретическая глава курсовой работы. Существующие нормы научной деятельности предполагают, что автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литера­турный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а так­же в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серь­езной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с науч­ной литературой.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое постро­ение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой:

  1. Феноменологическое описание предмета изучения: область про­явлений, их частота, временные параметры или признаки интенсив­ности и другие качественные характеристики.
  2. Место изучаемого явления среди других, т. е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.
  3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.
  4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определе­ния данного явления; разнообразие в его понимании.
  5. Закономерности, которым подчиняется явление.
  6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопро­сы, противоречивость теоретических представлении различных авто­ров, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т. п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обосно­вания целей эмпирического исследования.

Эмпирическая глава курсовой работы. Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Струк­тура этой главы может содержать 3-4 параграфа, например:

1. Программа эмпирического исследования.

2. Результаты.

3. Обсуждение результатов.

4. Выводы.

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обо­снование методик.

Экспериментальная часть содержит программу экспериментального исследования, его результаты и их обсуждение.

В программе экспериментального исследования необходимо:

1. Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или в Приложении.

2. Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их социально-психологические характеристики (пол, возраст, социальное положение и т. п. ).

3. Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.

4. Указать способы обработки первичных данных (включая методы статистической обработки результатов), обосновать выбор этих способов.

Результаты и их обсуждение. Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Опи­сание должно быть предельно строгим, т. е. содержать в себе только факты с их качественными (есть/нет) или количественными харак­теристиками (сколько, как часто и пр. ). Наиболее удобный вид их представления таблицы, каждая из которых должна иметь свой но­мер и название.

Частные данные, а также промежуточные расчеты при­водятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т. п.

Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: диаграммы; графики для пред­ставления характера функциональной зависимости между величина­ми (переменными); корреляционные плеяды для отображения корре­ляционных связей между выделенными параметрами и т. д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схе­мы и т. п. ) помещаются внизу, т. е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения (например расшифровку ус­ловных обозначений).

В разделе, описывающем результаты, помещаются все варианты анализа до тео­ретической их интерпретации, приводится собственно анализ полу­ченных данных. В обсуждении результатов следует раскрытие значе­ния полученных фактов с точки зрения теории, размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения постав­ленной проблемы, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленны­ми в литературе данными подходами.

Результаты включают изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснениями под каждым из рисунков. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении. Следует учесть, что при составлении таблиц или описании каких-то данных исследования не следует указывать фамилии и имена участников эксперимента. Достаточно сделать нумерацию по порядку номеров (№ п/п).

Обсуждение результатов посвящено интерпретации смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия прове­дения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т. д. ). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоми­наются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количествен­ная обработка данных предполагает обоснование в выборе математи­ческой статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежу­точные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...