Вопрос 1. Понятия «метод» и «методология»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫм Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА» (ГБОУВОРК «КУКИиТ») Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
Лекция по учебной дисциплине Философия культуры и искусства ТЕМА 3: «Методология осмысления культуры»
Симферополь 2016 Тема №3: Методология осмысления культуры Учебная цель: раскрыть особенности основных методов осмысления культуры Время: 6:00.
Учебные вопросы: 1. Понятие метода и методологии 2. Кросс-культурные, сравнительно-исторические и историко-генетические методы 3. Историко-типологический метод 4. Функциональный метод в исследовании общества и культуры 5. Структурно-функциональный метод 6. Структурный метод 7. Психологические методы 8. Семиотический метод 9. Информационный подход 10. Системный метод в анализе текстов культур 11. Синергетический метод 12. Феноменологический подход 13. Герменевтический подход 12.Постмодернистские практики анализа текстов культуры
Основные понятия: антропология, типология, функционализм, структурность, системность, семиотика, психология, синергетика, феноменология, герменевтика Литература 1. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философиикультуры. – М.: Университетская книга, 2012. 2. Берестовская Д.С. История формирования и развития культуры. – Симферополь, 2006. 3. Быховская И.М., Розин В.М. Личность в социокультурном измерении: история и современность, – М., 2007. 4. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Notabene, 2000. 5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991.
6. Каган М.С. Философия культуры. Учебноепособие. – Спб., 1996. 7. Пивоев В.М. Философия культуры: Учебное пособие для вуза. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. 8. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. – М.: Российскаяполитическаяэнциклопедия, 1997.
9. Философиякультуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. – Спб.: Издательство «Лань», 1998.
Введение Философия культуры возникла в результате осознания нескольких факторов, определивших социокультурное развитие мира и ставших очевидными уже в середине века. Среди них — признание разнообразия культур и преодоление европоцентризма, исходившего в оценке культур из признания превосходства ценностей европейской культуры. В качестве одного из факторов В. П.Кожевников отмечает кризис ценностно-мотивационных установок «фаустовского человека», ориентированного на технологическое отношение к миру и руководствующегося идеологией «воли» и моралью «успеха». На философском «основании» культурологии принципиально настаивал Марк Борисович Туровский (1922— 1994), занимавшийся разработкой научных проблем философии культуры. Идею философского начала, философской обусловленности культурологии он реализовывал в статьях, опубликованных в сборниках серии «Постижение культуры. Концепции, дискуссии, диалоги: Ежегодник», и работе «Философские основания культурологии». На философской основе культурологии настаивает С. Ю. Решетников. В статье «Теория культуры (Логико-методологические подходы)» он вычленяет следующие проблемно-тематические поля культурологии как науки: культура как тотальность человеческого существования, качественнаяхарактеристика человеческого существования, особая организация содержания человеческой жизнедеятельностиопределяет три основные модальности ее организации (предметно-технологическая, смысловая, функционально-институциональная), с необходимостью требующие в своем изучении метаязыка философской онтологии «как системы описания человеческого знания о мире».
В статье «Наука о культуре в эпоху постмодерна» Г. В. Драч излагает некоторые «правила», которым должна следовать культурология в качестве постмодернистского проекта, в частности, правило «смещения культурологии в сторону философии, вернее, к их соединению». Следующая задача в последовательном конструировании предмета философии культуры определяется выявлением типов познавательных ориентации или парадигм в исследовании человека как субъекта культуры и объекта саморефлексии. Можно предположить три познавательные парадигмы: философско-теоретическую, теоретико-методологическую и культурно-историческую. Вслед за этим можно определить основные исследовательские сферы культурологической области знания, или особые «категориальные пространства», или проблемные поля, позволяющие обеспечить системность в изучении культуры: — антропосоциокультурогенез,выявляющий уникальные способности человека к рефлексии, саморефлексии, целесообразной деятельности и социальной жизни; — культура как способ жизнедеятельности человека; — культура как способ коммуникации; — культура как образ жизни; — культура как семиотическое пространство человека и общества; — культура как система ценностей; — духовно-творческий потенциал человека, его креативное начало, формы культурной деятельности; — нормы, традиции, новации, социокультурная стратификация, формы и способы социокультурной идентификации человека общества, культуры; — культурные механизмы взаимодействия человека и общества; — ментальность культур и менталитет носителей той или иной культуры; - картина мира, смена культурных парадигм и динамика культурно-исторических типов человека; — пространство и время человека разных исторических эпох. В конечном итоге философия культуры должна выйти на объяснение и пение условий, смысла, способа, закономерностей осуществления культуры в человеке и человека вкультуре, т.е. на постижение культурных феноменов, универсалий, явлений, выявления закономерностей функционирования и развитиякультуры.
Анализ культуры предполагает несколько исследовательских актов, обусловливающих применение различных методологических приемов и процедур (методов) и подходов: - дифференциацию феноменов культуры, которая починяет выявить их историческую и социальную значимое ж символическую ценность и которая может быть осуществлена с помощью семиотического, информационно семиотического методов, исторического и ценностного, культурно-антропологического подходов; — сравнение и сопоставление феноменов культуры, диктующих обращение к сравнительно-историческому, историко-типологическому, системному и другим методам; — интеграцию, осмысление и интерпретацию изучаемых культурных артефактов и явлений, которые могут быть достигнуты с помощью приемов структурно-функционального, структурно-семиотического, феноменологического, герменевтического и других методов, культурно-антропологического, социального, исторического, психологического подходов; — выявление динамики культурных феноменов, явлений и процессов, предполагающее применение системного (системно-синергетического) и других методов, исторического подхода.
При этом следует иметь в виду, что только в человеке репрезентируются социокультурные смыслы исторических эпох, и только через человека они могут быть поняты и осмыслены.
Вопрос 1. Понятия «метод» и «методология» В. В. Селиванов, автор главы «Методология и методы исследования культуры» учебного пособия «Теория культуры» определяет метод как «совокупность объединенных единым общим принципом исследовательских технологий, которые используются для решения конкретных исследовательских задач». Мы будем рассматривать в качестве объекта знания определенную объективную реальность, а в качестве его предмета — те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением. Начало всякого исследования составляет сбор того или иного исследовательского материала, который затем требует следующих операций:
— систематики; — нахождения критериев выделения значимых явлений культуры; — отнесенности феноменов, явлений и процессов культуры к тем или иным родовым структурам; — выделения сущностных признаков артефактов, явлений,процессов; — формирования исследовательского метаязыка, который позволил бы адекватно и полно описывать явления культуры и культуру как системное многоуровневое целое. Этот и другие исследовательские алгоритмы закономерно предполагают применение ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных методов анализа: сравнительно-исторического, историко-типологического, структурно-функционального, системного (или системно-синергетичесго), семиотического (структурно-семиотического), феноменологического и других. Выбор метода в идеальной ситуации зависит от условий: 1. Предметного поля исследования, его содержания и культурно-исторических границ. Предметное поле может определяться задачами изучения: -артефактов культуры как в историческом аспекс так и на современном этапе ее развития; -явлений, универсалий культуры, определяющих сущностные и ментальные ее основания; — процессов, их механизмов и закономерностей динамики культуры. 2. Временного интервала: синхронического или диахронического. 3. Междисциплинарного видения предмета исследования. 4. Цели, которую ставит перед собой исследователь. 5. Гипотезы исследования, которая должна в процессе анализа или найти свое научное обоснование, подтверждение, или, что бывает крайне редко, — опровержение. Исследование современного состояния культуры, анализ артефактов культурной жизни диктуют обращение к процедурам опроса, факторного анализа, контент-анализа, компонентного анализа, наблюдения, классификации, систематизации и другим. А.С. Ахиезер в статье «Философские основы социокультурной теории и методологии» выделяет две взаимообусловленные процедуры в процессе осмысления (анализа) предмета социокультурного исследования: экстраполяцию и интеграцию. Под экстраполяцией он понимает перенос накопленного опыта, смыслов на те или иные осмысляемые артефакты, явления, т. е. осмысление неизвестного через известное или кажущее таковым. Экстраполяция с неизбежностью переходит в интерпретацию (истолкование, объяснение), возникающую в результате понимания внутренних противоречий, неоднозначности смыслов исследуемого культурного объект В связи с этим автор обозначает экстраполяцию как осмысление, а интерпретацию — как переосмысление того или иного исследовательского предмета в социокультурных исследованиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|