Вопрос 9. Информационный подход
Информация (от лат. «изобретать», «составлять», «осведомлять») — понимается как сведения, передаваемые человеком посредством сигналов, в качестве которых могут выступать собственно сигналы (радиосигналы, волновые сигналы), речь, жест, артефакт (текст). Начало формированию теории информации положил американский ученый, инженер и математик, Клод Шеннон (1916—2001), во время Второй мировой войны разработавший математическую теорию, позволяющую изучать информационные потоки и измерять количество информации, условия ее шифрования и дешифрования, вероятность искажения при передаче («Математическая теория связи», 1948). Основные понятия, которые он ввел научный оборот (канал связи, код, сообщение, искажение, де-кодировка и другие), оказались необходимыми и для информационно-семиотического анализа культуры, решения семиотических проблем в исследовании информационных потоков. В 1960-е годы Маршалл Мак-Люэн (1911—1980), канадский социолог, в ряде своих книг («Галактика Гутенберга», 1962, «Понимание средств святи», 1964; и другие) обосновал мысль о том, что в современной культуре ре тающую роль играют коммуникационные связи. С точки зрения информационного процесса (информация и способ ее распрос гранения) он сформулировал принципиально значимый для исследования культурных систем тезис культурно-историческая динамика определяется изменениями в характере средств массовой коммуникации, способах (технологиях) передачи информации и, следовательно, в способах получения знаний. В аспекте изменений, связанных с получением и передачей информации, он вы- страивает историческую типологию культуры: 1. Эпоха дописьменного варварства (устная форма общения) — «культура уха». Устное слово поддерживает коллективную форму накопления и передачи опыта — ин формации о мире, обусловливает формирование «человека коллективных ценностей».
2. Эпоха фонетического письма, которая выработала письменную форму общения и передачи опыта, способствовала формированию личностного начала. Однако фонетический алфавит, отмечает автор Послесловия к книге М. Мак-Люэна А. Юдин, «приводит к разрыву между глазом и ухом, между семантическим значением и визуальным кодом (т. е. раскалывает аудиотактильное единство сознания племенного человека)», и только сложение фонетического письма, как полагал сам автор книги, «создает условия для перехода человека из племенного мира в цивилизованный и дарит ему глаз вместо уха». 3. Эпоха Гутенберга — эпоха печатного станка как основного механизма сохранения и передачи информации. Она открыла путь новым технологиям, вызвала рост индивидуализации сознания человека, однако она одновременно обусловила и «значительное возрастание власти... централистических тенденций», обеспечила однородность нации. 4. Аудиовизуальная эпоха, которая характеризуется тем, что обеспечивает возможность целостного восприятия мира человеком, делает его непосредственным участником информационного события. В связи с этим изменяются ритм жизни общества и человека, принципы отношения между людьми разных стран, обусловленные скоростью передачи информации. Мир превращается в одну «большую деревню», унифицируется, нации отказываются от уникальности, формируется массовый человек. ЭлвинТоффлер (р. 1928), американский футуролог («Футурошок», 1970; «Третья волна», 1980), провозгласил наступление новой — постиндустриальной и по своей сущности информационной — эпохи, в которой информация обусловливает перспективы развития экономики, новое качество жизни социума, изменения в социальной структуре, в психическом строе человека.
Любая знаковая ситуация осуществляется (становится таковой) только в коммуникационном, потоке, и по своей природе она является информационной. И обратно: одним из условий функционирования коммуникативной системы является знак, система знаков как необходимое средство кодирования, хранения, передачи и декодирования информации. Ученые, занимающиеся проблемами специфики получения, хранения и передачи информации, закономерно настаивают на том, что информационный подход к анализу текстов культуры возможен только в единстве с системным и семиотическим анализом. В статье «Феномен культуры» КЗ. М. Лотман отмечает три принципиально важных условия исторического существования человека в культурном пространстве: а) человек как мыслящий объект хранит и передает информацию, так как «имеет механизмы коммуникации и памяти, обладает языком и может образовывать новые сообщения»; б) он способен преобразовывать информацию, т.е. осу- в) он способен создавать новые сообщения, новые тек- С учетом сказанного мы можем и должны рассматривать культуру в информационно-семиотической парадигме как гибкий и сложноорганизованный механизм познания, накапливания информации и ее передачи: «Культура... это чрезвычайно сложно устроенный механизм, который хранит информацию, постоянно вырабатывая для этого наиболее выгодные и компактные способы, получает новую, зашифровывает и дешифровывает сообщения, переводит их из одной системы знаков в другую». В понимании алгоритма информационного подхода к изучению культуры следует исходить из нескольких моментов: 1. Культура в ключе информационно-семиотической интерпретации рассматривается как знаки и совокупность знаков (текстов), в которой зашифрована информация (духовная, социальная, историческая). 2. Артефакты культуры выступают как носители зла ния. так как в отличие от природных предметов ониимеют и объективную, и субъективную значимость, определенность. В них заключен «человеческий смысл», пред ставления, желания и стремления человечества. Следовательно, «текст выполняет функцию коллективной культу] ной памяти».
3. Основным способом получения информации является декодирование «смыслов», заложенных в артефактах культуры (текстах): табу, ритуал, тотем, символ и другие. Механизмом декодирования смыслов текстов являются «культурные коды» исторических эпох, заключающие в себе культурный опыт человека, его культурную память. 4. Код понимается исследователями, занимающимися проблемой знакового способа информационной связи, в частности Л. Ф. Чертовым, следующим образом: «В широком смысле код можно рассматривать, в первом приближении, как набор правил, норм, ставящих в соответствие определенным сигналам или знакам некоторые фиксированные „значения", под которыми, опять же в первом приближении, могут пониматься какие-либо состояния источника информации, канала связи (например, другие сигналы и знаки) или приемника информации, в частности определенные психические образы: понятия, представления и т п.». Культурные коды (культурно установленные коды), как отмечает исследователь, могут «предписывать соответствующую реакцию с разной степенью жесткости».В пространстве культуры (особенно искусства) в качестве кода наиболее эффективно выступает символ, аккумулирующий в себе культурную информацию. Исследователями выделены две модели информационно-коммуникативных систем, которые могут быть определеныкак коммуникативно-активный, нерефлексивный, межличностный («Я — ОН») и автокоммуникативный, рефлексивный («Я — Я»). 1. В рамках передачи информации в традиционной коммуникативной межличностной системе значимы следующие ее составляющие: «я»: адресант (источник, говорящий, отправитель) — контекст/сообщение, являющееся переменной величиной, — «он»: приемник (адресат). Модель автокоммуникационной системы передачи информации представляет М. К). Лотман в статье «О двух моделях коммуникации в системе культуры». В этой сисіемс информация передается в алгоритме от «Я» к «Я»: •«...это все случаи, когда человек обращается к самому сенс, в частности, те дневниковые записи, которые делаются не с целью запоминания определенных сведений, а имеют целью, например, выяснение внутреннего состояния пишущего, которое без записи не происходит. Обращение с текстами, речами, рассуждениями к самому себе — существенный факт не только психологии, но и истории культуры», — полагает исследователь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|