Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8. Семиотический метод




Семиотический анализ опирается на выработанные в семиотике понятия «знак», «текст», «система» («струк­тура»), «виды знаковых систем», «отношения между зна­ками и знаковыми системами». Начало систематических семиологических исследований было положено на рубеже XIX—XX веков работами американского философа Чарлза Сандерса Пирса (1839—1914) и швейцарского филолога и антрополога Фердинанда де Соссюра (1857—1913). Идеи Ф. де Соссюра, сформулированные им по отношению к языку, дали начало семиотическим исследованиям в области культуры (Чарлз Моррис, Роланд Барт, Юлия Кристева, Цветам Тодоров, Мишель Фуко, Жак Лакан и другие).

Семиотический анализ культурных текстов оперирует категориями и понятиями семиотики. Семиотика или се­миология (от грен, «знак») изучает строение, значение и функционирование знаков, соответственно представлен­ных такими семиотическими аспектами, как синтактика, семантика и прагматика. Синтактика — отношения знаков друг к другу, семантика — отношения знаков с обозначае­мыми ими предметами и явлениями, прагматика — отно­шения знаков и их интерпретаторов. Семиотика — наука, рассматривающая мир как взаимосвязанную совокупность знаков, коммуникативных ситуаций и семиотических сис­тем. Чарльз Уильям Моррис (1901-—1978) дал следующее определение семиотики: наука, «изучающая вещи и свой­ства вещей в их функции служить знаками».[4]

 

«Знак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (артефакт, явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отно­шения» или «знак — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия), замещающего его».[5] Это определение дается авторами в традиции Чарльза Сандерса Пирса (1839—1914), американского философа, логика, математи­ка, основателя семиотики, который утверждал: «Знак... это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в опреде­ленном отношении и объеме». Знак — любой объект, за­меняющий любой другой объект: «...знак всегда замена»:' В структурном плане знак состоит из означаемого (сиг­нификат) и означающего (десигнатор), неразрывно связан­ных между собой. Означаемое — то, что обозначается, что содержит смысл. Означающее — то, чем обозначают, что имеет конкретную чувственную форму, образность, име­нование. Иначе он называется денотатом. Отношения оз­начаемого и означающего можно проиллюстрировать на примере стихотворения М. К). Лермонтова «Листок». Сю­жет строится как диалог между увядшим «от холода, зноя и горя» дубовым листком, оторвавшимся от ветки роди­мой, и молодой чинарой, у которой он просит прибежища и оказывается отвергнутым. Чинара и листок — означаю­щие разных жизненных программ, человеческих судеб: с одной стороны, «пришельца», «странника», многое испы­тавшего, созревшего до срока «отчизне суровой», с дру­гой — благополучной, цветущей и самодостаточной чи­нары, равнодушной к чужим мольбам.. Следовательно, означаемое в стихотворении М. Ю. Лермонтова — разные человеческие сути, судьбы, типы отношения к жизни. Оз­начающее — суть предметы: дерево, листок.

Артефакты культуры как продукты деятельности че­ловека (вещи, средства и способы действия и т. д., т. е. «тексты») обладают, с одной стороны, объективной (объ­ектной) предметной определенностью, свойствами, с дру­гой — субъективной (субъектной) определенностью, т. е. смыслами, значениями, в которых репрезентируются чув­ства, желания, стремления человека, его мысли. Семиоти­ческий анализ текста ориентирован на выявление смы­слового, символического наполнения артефактов и явлений культуры, механизмов и путей превращения зна­ка в символ. В семиотической традиции текст интерпре­тируется как особым образом организованная знаковая система.

Знаковостью могут обладать любые предметы (веер, мушка, шпага и другое), жесты (движение рук, головы, брови, подмигивание и другое), поведение человека.

Семиотический анализ исходит из положений о том,что культура — сложный многоуровневый текст, струк­турная целостность, результат сложного многоуровневого ссмиозиса. Семиозис — способ функционирования знака. Ч. Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Ю. М. Лотман ввел в се­миотическую теорию понятие «семиосфера», которое обо­значает семиотическое пространство как условие сущест­вования, функционирования и взаимодействия отдельных языков, знаков коммуникации, как условие и результат су­ществования и развития культуры. Структурными призна­ками семиосферы являются бинарность, неоднородность, асимметричность.

Эти положения определяют методологические позиции

семиотического анализа культуры.

1. Семиотический метод предполагает рассмотрение
культуры, любого ее артефакта, явления как текста, представляющего собой целостную систему упорядоченных и взаимозависимых знаков и символов, через которую осуществляется накопление, организация и передача культур-
ного опыта.

а) текст является носителем целостного значения и це-
лостной функции;

б) текст — базисный первоэлемент культуры. В его ка-
честве выступает любой носитель целостного значения:
ритуал, символ, молитва, закон, роман, полотно, музы-
кальная пьеса, поведенческие модели и другое;

в) текст представляет собой структуру, т. е. системно
упорядоченное целое.

2. Культура должна рассматриваться как единое про­странство, как специфически человеческий способ отно­шения к жизни, как единственно возможный способ поро­ждения знаков и символов.

3.Семиотический анализ исходит из факта признания множественности текстов разной степени структурной сложности.

4.С точки зрения семиотической методологической по­зиции культура представляет собой знаки и совокупность знаков, в которых зашифрована социальная информация, вложенные в них людьми содержание, значение, смысл.

5. Семиотический анализ феноменов культуры предполагает выявление определенных культурных кодов как инструментов считывания информации, заключенной в знаке и знаковых системах. Культура (система текстов разной
сложности) содержит в себе разные системы кодов. «Код — это способ, которым один субъект культуры дает значение, а другой его считывает... Свое значение знак приобретает только в конкретном коде, и это значение различается в зависимости от кода»

6. Необходимым условием, при котором предмет, вещь,
жест и другое могут стать знаками, является наличие ком-
муникативного процесса, в котором они несут особую
информацию. Следовательно, любая знаковая ситуация
должна рассматриваться как коммуникативная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...