Вопрос 8. Семиотический метод
Семиотический анализ опирается на выработанные в семиотике понятия «знак», «текст», «система» («структура»), «виды знаковых систем», «отношения между знаками и знаковыми системами». Начало систематических семиологических исследований было положено на рубеже XIX—XX веков работами американского философа Чарлза Сандерса Пирса (1839—1914) и швейцарского филолога и антрополога Фердинанда де Соссюра (1857—1913). Идеи Ф. де Соссюра, сформулированные им по отношению к языку, дали начало семиотическим исследованиям в области культуры (Чарлз Моррис, Роланд Барт, Юлия Кристева, Цветам Тодоров, Мишель Фуко, Жак Лакан и другие). Семиотический анализ культурных текстов оперирует категориями и понятиями семиотики. Семиотика или семиология (от грен, «знак») изучает строение, значение и функционирование знаков, соответственно представленных такими семиотическими аспектами, как синтактика, семантика и прагматика. Синтактика — отношения знаков друг к другу, семантика — отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями, прагматика — отношения знаков и их интерпретаторов. Семиотика — наука, рассматривающая мир как взаимосвязанную совокупность знаков, коммуникативных ситуаций и семиотических систем. Чарльз Уильям Моррис (1901-—1978) дал следующее определение семиотики: наука, «изучающая вещи и свойства вещей в их функции служить знаками».[4] «Знак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (артефакт, явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения» или «знак — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия), замещающего его».[5] Это определение дается авторами в традиции Чарльза Сандерса Пирса (1839—1914), американского философа, логика, математика, основателя семиотики, который утверждал: «Знак... это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении и объеме». Знак — любой объект, заменяющий любой другой объект: «...знак всегда замена»:' В структурном плане знак состоит из означаемого (сигнификат) и означающего (десигнатор), неразрывно связанных между собой. Означаемое — то, что обозначается, что содержит смысл. Означающее — то, чем обозначают, что имеет конкретную чувственную форму, образность, именование. Иначе он называется денотатом. Отношения означаемого и означающего можно проиллюстрировать на примере стихотворения М. К). Лермонтова «Листок». Сюжет строится как диалог между увядшим «от холода, зноя и горя» дубовым листком, оторвавшимся от ветки родимой, и молодой чинарой, у которой он просит прибежища и оказывается отвергнутым. Чинара и листок — означающие разных жизненных программ, человеческих судеб: с одной стороны, «пришельца», «странника», многое испытавшего, созревшего до срока «отчизне суровой», с другой — благополучной, цветущей и самодостаточной чинары, равнодушной к чужим мольбам.. Следовательно, означаемое в стихотворении М. Ю. Лермонтова — разные человеческие сути, судьбы, типы отношения к жизни. Означающее — суть предметы: дерево, листок.
Артефакты культуры как продукты деятельности человека (вещи, средства и способы действия и т. д., т. е. «тексты») обладают, с одной стороны, объективной (объектной) предметной определенностью, свойствами, с другой — субъективной (субъектной) определенностью, т. е. смыслами, значениями, в которых репрезентируются чувства, желания, стремления человека, его мысли. Семиотический анализ текста ориентирован на выявление смыслового, символического наполнения артефактов и явлений культуры, механизмов и путей превращения знака в символ. В семиотической традиции текст интерпретируется как особым образом организованная знаковая система.
Знаковостью могут обладать любые предметы (веер, мушка, шпага и другое), жесты (движение рук, головы, брови, подмигивание и другое), поведение человека. Семиотический анализ исходит из положений о том,что культура — сложный многоуровневый текст, структурная целостность, результат сложного многоуровневого ссмиозиса. Семиозис — способ функционирования знака. Ч. Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Ю. М. Лотман ввел в семиотическую теорию понятие «семиосфера», которое обозначает семиотическое пространство как условие существования, функционирования и взаимодействия отдельных языков, знаков коммуникации, как условие и результат существования и развития культуры. Структурными признаками семиосферы являются бинарность, неоднородность, асимметричность. Эти положения определяют методологические позиции семиотического анализа культуры. 1. Семиотический метод предполагает рассмотрение а) текст является носителем целостного значения и це- б) текст — базисный первоэлемент культуры. В его ка- в) текст представляет собой структуру, т. е. системно 2. Культура должна рассматриваться как единое пространство, как специфически человеческий способ отношения к жизни, как единственно возможный способ порождения знаков и символов. 3.Семиотический анализ исходит из факта признания множественности текстов разной степени структурной сложности. 4.С точки зрения семиотической методологической позиции культура представляет собой знаки и совокупность знаков, в которых зашифрована социальная информация, вложенные в них людьми содержание, значение, смысл.
5. Семиотический анализ феноменов культуры предполагает выявление определенных культурных кодов как инструментов считывания информации, заключенной в знаке и знаковых системах. Культура (система текстов разной 6. Необходимым условием, при котором предмет, вещь,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|