Вопрос 2. Кросс-культурные, сравнительно-исторические и историко-генетические методы
Компаративистика (от лат. «сравнительный») — об-обозначение сравнительно-культурных исследований. Кросс-культурные исследования чаще всего рассматриваются как аналог компаративистики. Основой компаративистской методологии является сравнительный (сравнительно-сопоставительный) анализ культурныхформ, явлений, процессов «с целью выявленияи идентификации подобного (общего, инвариантно-н специфического (различного) в культуре». Два темпоральных уровнясравнительно-сопоставительных процедур в изучении культурных артефактов и явлений: а) сегментарно-профильный, прслагающий анализ в рамках одного временного интервал синхронного; б) межвременной, динамический — диадонный, «имеющий целью сопоставление показателей и характеристик в их темпоральном измерении, в динамике». В зависимости от объекта исследования и масштаба анализа «различают несколько основных типов сравни тельных исследований: сравнения между странами (cross-national)... межсоциетальные (cross-societal), собственно межкультурные (cross-cultural), а также макросоциальные или глобальные сравнения». Кросс-культурным исследованиям свойственен транс-национальный характер сравнений, при котором «культуры рассматриваются как элементы Всеобъемлющей системы. Они отличаются высоким уровнем обобщенности критериев и параметров сравнения и одновременно вые» кой степенью обобщенности результатов. К такому типу исследований можно отнести работу американского антрополога Джорджа Питера Мёрдока (1897—1985) «Фундаментальные характеристики культуры», в которой он, полагая, что «все человеческие культуры, несмотря на то многообразие, имеют в основе много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научному анализу», определяет семь основных признаков любой культуры (вневремени и пространства):
1. Культура передается посредством научения. 2. Культура прививается воспитанием. 3. Культура социальна. 4. Культура идеационна. 5. Культура обеспечивает удовлетворение потребностей человечества. 6. Культура адаптивна. 7. Культура интегративна.
Кросс-культурные наблюдения определяют специфику работы «Культура и мир детства» американского этнолога, культуролога Маргарет Мид (1901—1979), в которой на основании анализа типов отношений «родители -дети», «старшее поколение — младшее поколение репрезентирующих специфику передачи и усвоения социокультурного опыта, ею были выделены три типа культур: постфигуративный тип, в пространстве которого детипрежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративный, где и дети, и взрослые учатся у сверстников, префигуративныйтип, где взрослые учатся также у своих детей. В своей основе они предполагают следующие исследовательские шаги: 1.Нахождение оснований для сопоставления исследовательского материала. Ими могут быть культурные формы (предание, легенда, сказание, религия и т. д.), присущие разным культурам на том или ином этапе исторического развития; явления (анимизм, фетишизм, табу и т. д.). 2. Определение эквивалентности единиц сравнения: а) является ли количество сходных признаков культурныхфактов достаточным для их сравнения; б) случайное или закономерное совпадение, соответствиемежду сравниваемыми исследователем объектами. в)являются ли выявленные свойства исследуемых объектов обязательными, специфическими характеристиками 3. Классификация или систематика исследователь материала. 4. Выявление на основе систематизации материла и его первичного осмысления признаков сходства и различий, следовательно, доминанты общего или специфического.
5. Выявление причин сходства (следует выяснить природу сходства): морфологических, генетических, типологических признаков. 6.Выявление повторяемости культурных явлений 7. Выявление причин различия. Сравнительный метод дал основания Э. Тайлору и Дж. Фрэзеру акцентировать в исследовании тех или иных явлений в культуре их универсальное, всеобщее для культур человечества начало или схожее во всех первобытных и древних культурах. Сравнительно-исторический метод в трудах эволюциоонистов, по мнению Ф. Боаса, обладает существенными недостатками:
1.Часто отождествляет совершенно разные явления по признаку внешнего сходства; 2.При констатации общего, схожего зачастую не отвечаетна вопрос о причинах сходства: закономерность ли это или влияние других культур; не отвечает на вопрос, почему «разные психологические мотивы ведут к развитию внешне схожих форм и, наоборот, почему внешне схожие формы обусловлены разными психологическими мотивами»;4 3.Преувеличивает значение расовых, географических и исторических условий в развитии культур, в определении их своеобразия.
Результатом применения исторического метода будет: — выявление внешней среды, сформировавшей или видоизменившей элементы культуры; — раскрытие психологических факторов, определивших ее облик; —определение влияния исторических связей. Таким образом, сравнительно-исторический метод, опирающийся на сравнительно-сопоставительные процедуры в анализе фактов на достаточно протяженном отрезке исторического времени либо на синхронистическом уровне, ориентирован на выявление и обоснование общности тех или иных артефактов, явлений, культурных характеристик в разных культурах, например мифов, табу, анимизма, фетишизма и других.
Историко-генетический метод, основанный также на сравнительно-сопоставительных процедурах, объясняет сходство выявленных артефактов, явлений и процессов их родством по происхождению. Он позволяет рассмотреть тот или иной феномен культуры с точки зрения его возникновения и развития. Анализ генетических корней сказочных мотивов позволил В. Я. Проппу сделать вывод о том, что «композиционное единство сказки кроется не... в особенностях человеческой психики, не в особенности художественного творчества, оно кроется в исторической реальности прошлого»,в частности в обрядах и мифах, с ними связанными генетически.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|