Вопрос 7.Психологические методы
Психоаналитические практики анализа объединили в себе и рациональное, и иррациональное, психологию, философию, историю, этнологию, искусствознание, приблизившись к тому, что современные исследователи называют междисциплинарностью в исследованиях культуры как сверхсложной системы. Стратегической целью психоанализа является исследование культуры, ее артефактов, явлений с точки зрения содержания в них «следов бессознательного», поиски типически превращенных символов и архетипов, открытие потаенных смыслов культуры, обусловленных психическими процессами, сознательными и бессознательными, ее творцов. Психоанализ в качестве методологической установки исследования культуры осуществляется в двух алгоритмах, которые условно можно обозначить как «фрейдистский» и «юнгианский». Исследовательскую логику первого алгоритма определяют теория личного бессознательного, пережитого человеком на раннем этапе его жизни (преимущественно детство) и связанный с ним психологический комплекс, обозначенный 3. Фрейдом как «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры». Основу второго — теория коллективного бессознательного, которое, по мнению К. Юнга, выталкивает на поверхность сознания человека пережитое человечеством на раннем периоде его развития в форме типически превращенных формул — архетипов и символов. В теории психоанализа 3. Фрейда Эдипов комплекс и комплекс Электры трактуются как универсальные культурно-психологические константы духовной жизни чело века и человечества в целом и объясняются нереализованными сексуальным влечением ребенка-мальчика к матери н наоборот, влечением ребенка-девочки к отцу и обусловленной им ненавистью к отцу (матери), в которых он видит соперника (соперницу). Более разработанным в системе психоанализа является Эдипов комплекс. По мнению З. Фрейда, он является основой психического структурирования личности и формирования человеческих желаниии, следовательно, универсальной культурно-психологической константой духовной жизни человечества. «Эдипов комплекс» — универсальная культурно-психологическая константа личностного бессознательного, определяющая
Личное бессознательное, относящееся к ранним (детским преимущественно) ощущениям, впечатлениям и переживаниям, вытесненное из сознательного или замещенное, проявляет себя во снах, фобиях, навязчивых идеях, символах и другом. Вытеснение — универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Вытесненные ил сознательного, не допущенные в систему «Предсознание — Сознание» влечения и желания, преимущественносексуального плана, — второй слой психики человека. Его сущность обусловливается отстранением и удержанием вне сознания ранних переживаний ребенка. В работе «Неудобства культуры» 3. Фрейд утверждал, что целью существования человека является достижение счастья, удовлетворение трех могучих основных инстинктов: либидо, самосохранение и агрессия. Постольку поскольку культура налагает на человека определенные обязательства, подавляя его сексуальное начало, то сублимация — перевод (замещение) сексуальной энергии, полового влечения — есть основная сила, порождающая культурные формы; сублимация либидо — основа творчества. Перевод желания удовольствия под влиянием требований жизни и культуры есть способ удовлетворения иным путем — с помощью фантазии. Удовлетворение в таком случае понимается как наслаждение творческим процессом.
К. Юнг дополнил психоаналитическую теорию личного бессознательного теорией коллективного бессознательного, которую он реализовал в ряде работ, и в частности в «Психологии бессознательного». Психоаналитик утверждал, что бессознательный слой человеческой психики содержит два уровня: личностный и коллективный. Если личностный слой оканчивается самими ранними воспоминаниями детства, при определенных условиях выталкивающимися на поверхность сознания, то «коллективное бессознательное... охватывает период, предшествующий детству, т. е. то, что осталось от жизни предков». Коллективное бессознательное является «осадком первичного опыта коллективной души», имеющим свои истоки в мифах, верованиях древнего человека. Поэтому в каждом человеке на глубинных уровнях психики «есть великие общечеловеческие „изначальные образы"»,' которые он обозначает как «архетипы» — «наиболее древние и наиболее всеобщие формы представлений человечества».' К. Юнг выдвигает несколько положений, детерминирующих теорию архетипа. 1. Архетип — своеобразная матрица сознания: он есть не столько фиксированный образ, сколько психическая возможность определенным образом воспринимать и переживать мир, реагировать на него. Архетипы есть первичные опыты душевного мира, коллективной психики, коллективной души, «архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления».[2] 2. Архетипы — первообразы, типы, свойственные коллективному бессознательному, «они... выявляются... в мифах и сказках... в сновидениях и бредовых фантазиях».[3] 3. Коллективное бессознательное, восходящее к структурным элементам человеческой души, «нижнему слою человеческой психики» и явленное в архетипах, не может быть наследовано, однако человеком наследуются те структурные особенности психики, которые позволяют вновь и вновь репродуцировать архетипы, вносить их на поверхность человеческого сознания. 4. Архетип есть особый способ переживания мира на подсознательном, иррациональном уровне: «...иррациональное... есть психологическая функция... коллективного бессознательного».
5. Архетип есть одновременно способ и понимания, и переживания мира человеком в ситуациях, в которых наблюдается единообразие, регулярность. В обоснование своего тезиса он приводит итоги анализа архетипа солнца, который на глубинных уровнях сознания человека предопределяет осмысление им своего пути, жизни в целом. Это позволило ему прийти к значимому выводу: с точки зрения психоанализа и репрезентации концептуально значимого архетипа как выражения глубинного коллективного бессознательного культура в целом и культурно-исторический процесс могут и должны пониматься как процесс постоянного репродуцирования архетипов, как свернутая модель функционирования культуры человечества. 6. Основным способом «представления архетипов» является символ. К. Юнг утверждает, что все известные человечеству символы заряжены «коллективным бессознательным», и поэтому историю культуры можно (и должно) рассматривать как историю (процесс) репрезентации символов — формы реализации коллективного бессознательного. 7. Архетип обладает определенной энергетикой, поэтому когда психологическая ситуация соответствует тому или иному архетипу, он активизируется на глубинах коллективного подсознательного и прокладывает себе дорогу (подобно силе инстинкта, вопреки разуму человека) в сферу сознательного. Таким образом, исследователь культуры, предпринявший попытку анализа в алгоритме К. Юнга, должен быть ориентирован на выявление архетипического в системе символов, формирующихся в культуре на протяжении всей истории человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|