Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7.Психологические методы




Психоаналитические практики анализа объединили в себе и рациональное, и иррациональное, психологию, филосо­фию, историю, этнологию, искусствознание, приблизив­шись к тому, что современные исследователи называют междисциплинарностью в исследованиях культуры как сверхсложной системы.

Стратегической целью психоанализа является исследо­вание культуры, ее артефактов, явлений с точки зрения содержания в них «следов бессознательного», поиски типи­чески превращенных символов и архетипов, открытие потаенных смыслов культуры, обусловленных психическими процессами, сознательными и бессознательными, ее творцов.

Психоанализ в качестве методологической установки исследования культуры осуществляется в двух алгорит­мах, которые условно можно обозначить как «фрейдист­ский» и «юнгианский».

Исследовательскую логику первого алгоритма опреде­ляют теория личного бессознательного, пережитого чело­веком на раннем этапе его жизни (преимущественно детство) и связанный с ним психологический комплекс, обозначенный 3. Фрейдом как «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры». Основу второго — теория коллек­тивного бессознательного, которое, по мнению К. Юнга, выталкивает на поверхность сознания человека пережитое человечеством на раннем периоде его развития в форме типически превращенных формул — архетипов и сим­волов.

В теории психоанализа 3. Фрейда Эдипов комплекс и комплекс Электры трактуются как универсальные куль­турно-психологические константы духовной жизни чело века и человечества в целом и объясняются нереализованными сексуальным влечением ребенка-мальчика к матери н наоборот, влечением ребенка-девочки к отцу и обуслов­ленной им ненавистью к отцу (матери), в которых он видит соперника (соперницу). Более разработанным в системе психоанализа является Эдипов комплекс. По мнению З. Фрейда, он является основой психического структурирования личности и формирования человеческих желаниии, следовательно, универсальной культурно-психологической константой духовной жизни человечества. «Эдипов комплекс» — универсальная культурно-психологическая константа личностного бессознательного, определяющая
духовную и культурную жизнь человека и человечества

Личное бессознательное, относящееся к ранним (дет­ским преимущественно) ощущениям, впечатлениям и переживаниям, вытесненное из сознательного или замещен­ное, проявляет себя во снах, фобиях, навязчивых идеях, символах и другом. Вытеснение — универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Вытесненные ил сознательного, не допущенные в систему «Предсознание — Сознание» влечения и желания, преимущественносексуального плана, — второй слой психики человека. Его сущность обусловливается отстранением и удержанием вне сознания ранних переживаний ребенка.

В работе «Неудобства культуры» 3. Фрейд утверждал, что целью существования человека является достижение счастья, удовлетворение трех могучих основных инстинк­тов: либидо, самосохранение и агрессия. Постольку по­скольку культура налагает на человека определенные обязательства, подавляя его сексуальное начало, то субли­мация — перевод (замещение) сексуальной энергии, поло­вого влечения — есть основная сила, порождающая куль­турные формы; сублимация либидо — основа творчества. Перевод желания удовольствия под влиянием требований жизни и культуры есть способ удовлетворения иным пу­тем — с помощью фантазии. Удовлетворение в таком слу­чае понимается как наслаждение творческим процессом.

К. Юнг дополнил психоаналитическую теорию личного бессознательного теорией коллективного бессознательно­го, которую он реализовал в ряде работ, и в частности в «Психологии бессознательного». Психоаналитик утвер­ждал, что бессознательный слой человеческой психики со­держит два уровня: личностный и коллективный. Если личностный слой оканчивается самими ранними воспоми­наниями детства, при определенных условиях выталки­вающимися на поверхность сознания, то «коллективное бессознательное... охватывает период, предшествующий детству, т. е. то, что осталось от жизни предков». Коллек­тивное бессознательное является «осадком первичного опыта коллективной души», имеющим свои истоки в ми­фах, верованиях древнего человека. Поэтому в каждом че­ловеке на глубинных уровнях психики «есть великие общечеловеческие „изначальные образы"»,' которые он обозначает как «архетипы» — «наиболее древние и наибо­лее всеобщие формы представлений человечества».'

К. Юнг выдвигает несколько положений, детермини­рующих теорию архетипа.

1. Архетип — своеобразная матрица сознания: он есть не столько фиксированный образ, сколько психическая возможность определенным образом воспринимать и пере­живать мир, реагировать на него. Архетипы есть первич­ные опыты душевного мира, коллективной психики, кол­лективной души, «архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления».[2]

2. Архетипы — первообразы, типы, свойственные кол­лективному бессознательному, «они... выявляются... в ми­фах и сказках... в сновидениях и бредовых фантазиях».[3]

3. Коллективное бессознательное, восходящее к струк­турным элементам человеческой души, «нижнему слою человеческой психики» и явленное в архетипах, не может быть наследовано, однако человеком наследуются те структурные особенности психики, которые позволяют вновь и вновь репродуцировать архетипы, вносить их на поверхность человеческого сознания.

4. Архетип есть особый способ переживания мира на подсознательном, иррациональном уровне: «...иррацио­нальное... есть психологическая функция... коллективного бессознательного».

5. Архетип есть одновременно способ и понимания, и переживания мира человеком в ситуациях, в которых на­блюдается единообразие, регулярность. В обоснование своего тезиса он приводит итоги анализа архетипа солнца, который на глубинных уровнях сознания человека пред­определяет осмысление им своего пути, жизни в целом. Это позволило ему прийти к значимому выводу: с точки зрения психоанализа и репрезентации концептуально зна­чимого архетипа как выражения глубинного коллективно­го бессознательного культура в целом и культурно-исто­рический процесс могут и должны пониматься как

процесс постоянного репродуцирования архетипов, как свернутая модель функционирования культуры человече­ства.

6. Основным способом «представления архетипов» яв­ляется символ. К. Юнг утверждает, что все известные че­ловечеству символы заряжены «коллективным бессозна­тельным», и поэтому историю культуры можно (и должно) рассматривать как историю (процесс) репрезентации сим­волов — формы реализации коллективного бессознатель­ного.

7. Архетип обладает определенной энергетикой, поэто­му когда психологическая ситуация соответствует тому или иному архетипу, он активизируется на глубинах кол­лективного подсознательного и прокладывает себе дорогу (подобно силе инстинкта, вопреки разуму человека) в сфе­ру сознательного.

Таким образом, исследователь культуры, предприняв­ший попытку анализа в алгоритме К. Юнга, должен быть ориентирован на выявление архетипического в системе символов, формирующихся в культуре на протяжении всей истории человечества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...