4.2. Расчет шатуна. 4.2.1. Расчет стержня и верхней головки шатуна.. 4.2.2. Расчет нижней головки шатуна.
4. 2. Расчет шатуна.
Шатун подвергается действию силы от давления газов и силам инерции поступательно движущихся частей. Принимая во внимание то, что в курсовой работе динамический расчет дизеля не производится, все расчеты деталей шатуна ведем на силу заедания поршня в цилиндре - Ри
Производим проверку стержня шатуна на прочность от суммарного напряжения в среднем сечении (рис. 3) по эмпирической формуле Навьс-Ренкина, используя принятые соотношения в табл. 3
Таблица 3.
| № п. п
| Параметры и расчетное соотношение
| Дизели
|
| тихоходные
| быстроходные
|
| 1.
| Длина стержня шатуна, L
| (2, 8 ÷ 4, 0) D
| (2, 15 ÷ 3, 5) D
|
| 2.
| Диаметр стержня шатуна, dст
| (0, 25 ÷ 0, 37) D
| (0, 25 ÷ 0, 35) D
|
| 3.
| Диаметр внутреннего отверстия стержня, d0
| (0, 25 ÷ 0, 5) dст
| (0, 3 ÷ 0, 7) dст
|
|
4.
| Среднее сечение двутаврового стержня (рис. 3)
|
|
|
| Высота, Н
|
| (0, 16 ÷ 0, 18) L
|
| Расстояние между полками, h
|
| 0, 7 Н
|
| Толщина, b
|
| 0, 15 Н
|
| Ширина, В
|
| 0, 75 Н
|
| 5.
| Внешний диаметр головки, d1
| (1, 6 ÷ 1, 8) d
| (1, 3 ÷ 1, 7) d
|
| 6.
| Длина втулки, l1
| из расчета пальца
|
| 7.
| Толщина втулки, δ
| (0, 08 ÷ 0, 1) d
| (0, 05 ÷ 0, 08) d
|
| 8.
| Длина верхней головки, l3
| (0, 85 ÷ 1, 15) d1
|
| 9.
| Остальные размеры:
S
l2
|
(0, 25 ÷ 0, 30) d
(1, 4 ÷ 1, 6) d
|
|
| D – диаметр цилиндра
d – диаметр поршневого пальца
|
|

рис. 3 Расчет шатуна с деталями.
4. 2. 1. Расчет стержня и верхней головки шатуна.
После определения размеров стержня и верхней головки шатуна, проверяем:
а) стержень шатуна на суммарное напряжение сжатия с учетом изгиба в плоскости качания
, Мпа
где:
fср – средняя площадь поперечного сечения стержня шатуна по середине сечения.

L – длина шатуна, м
i – радиус инерции сечения, м
– для круглого сечения:
i=0, 25
;
– для двухтаврового сечения:
i= 0, 18Н, м
Коэффициент С выбираем из таблицы.
Таблица 4.
| № п. п
| Марка стали
| С
|
| 1.
| Сталь 35
| 0, 00015
|
| 2.
| Сталь 40
| 0, 00016
|
| 3.
| Сталь 45
| 0, 00017
|
| 4.
| Сталь 45ХН
| 0, 00040
|
| 5.
| Сталь 18ХН2НЧВА
| 0, 00043
|
[σ ] = (80 ÷ 120), МПа – для углеродистой стали;
[σ ] = (120 ÷ 180), МПа – для легированной стали.
[σ ]≥ σ – условие прочности.
б) Рассчитываем верхнюю головку шатуна на растяжение в сечении x - x на силу заедания поршня Рв (рис. 3):
, МПа
Где:
Н – сила заедания поршня;
= (1, 5 ÷ 2, 0), МПа – удельное давление от силы заедания для тихоходных дизелей;
= (1, 0 ÷ 1, 5), МПа – удельное давление от силы заедания для быстроходных дизелей;
м2 - площадь поперечного сечения головки в горизонтальной плоскости;
[σ р] = (30 ÷ 40), МПа, причем меньшие значения относятся к углеродистым сталям, большие к легированным.
σ р ≤ [σ р] – условие прочности.
4. 2. 2. Расчет нижней головки шатуна.
Определяем размеры нижней головки шатуна по таблице 5.
Таблица 5.
| № п. п
| Параметр
| Дизели
|
| малооборотные
| высокооборотные
|
| Отъемная нижняя головка
|
| 1.
| Толщина пятки шатуна h1
| (0, 2 ÷ 0, 3) d
| -
|
| 2.
| Высота верхней половинки головки шатуна h2
| (0, 5 ÷ 0, 75) d
| -
|
| 3.
| Высота нижней половинки головки шатуна h3
| (0, 5 ÷ 0, 65) d
| -
|
| 4.
| Высота центрирующего выступа
| (0, 6 ÷ 0, 1) d
| -
|
| 5.
| Диаметр центрирующего выступа
| (0, 3 ÷ 0, 4) d
| -
|
| Неотъемная нижняя головка
|
| 1.
| Высота верхней части (до опорной поверхности гайки)
| -
| (0, 55 ÷ 0, 65) d
|
| 2.
| Высота крышки мотылевого подшипника
| -
| (0, 55 ÷ 0, 65) d
|
| 3.
| Расстояние между шатунными болтами lш и ширина нижней головки l1:
а) при двух болтах:
lш
l1
б) при четырех болтах:
lш
l1
|
(1, 2 ÷ 1, 25) d
(1, 5 ÷ 1, 6) d
(1, 15 ÷ 1, 2) d
(1, 3 ÷ 1, 4) d
|
| 4.
| Толщина компрессионной прокладки δ
| 5 ÷ 15 мм
|
|
| 5.
| Толщина вкладыша
| (0, 06 ÷ 0, 1) d
| 2 ÷ 3 мм
|
| 6.
| Продольный разбег
| 2 ÷ 5 мм
| 1 ÷ 2 мм
|
| 7.
| Диаметр шатунных болтов четырехтактных ДВС:
а) при двух болтах - dш;
б) при четырех болтах - dш;
Диаметр шатунных болтов двухтактных ДВС, dш
|
(0, 18 ÷ 0, 25) d
(1, 3 ÷ 1, 6) d
(0, 13 ÷ 0, 16) d
|
| d – диаметр кривошипной шейки; м
h4 – толщина крышки мотылевого подшипника, определяется из расчета
l2 – длина нижней головки берется из расчета коленчатого вала или прототипа.
|

рис. 4 Нижняя головка шатуна.
Определяем толщину опасного сечения h4 из уравнения прочности (рис. 4), от силы заедания поршня:
[σ из], МПа
, Н м – изгибающий момент в опасном сечении;
=, м3 – момент сопротивления опасного сечения;
[σ из]
65 МПа – для литых стальных крышек;
[σ из]
100 МПа – для стальных кованных крышек.
, м
Расчет шатунных болтов производим на растяжение от силы заедания поршня – Рв с учетом предварительной затяжки болтов, которая составляет 1, 35Рв:
[σ р], МПа
где: Рв - сила заедания поршня;
dш – наименьший диаметр резьбы шатунных болтов, м
[σ р]= (60 ÷ 90) МПа – для углеродистой стали;
[σ р]= (90 ÷ 130) МПа – для легированной стали;
i – число шатунных болтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: