4.3. Расчет втулки цилиндра.. 4.4. Расчет коленчатого вала
4. 3. Расчет втулки цилиндра. Втулка испытывает напряжение от максимального давления газов Pz (рис. 6), нормальной силы Pн, а так же тепловые напряжения. Фланец (бурт) втулки испытывает дополнительные напряжения от затяжки крышки цилиндра. Определяем предварительные размеры втулки по таблице 6. Таблица 6.
рис. 5 Расчет втулки рабочего цилиндра. После определения конструктивных размеров, рассчитываем опасное сечение x - x, для этого изобразим расчетную схему втулки в масштабе (рис. 5) Толщину стенки проверяем на суммарное напряжение от растяжения МПа; где: – напряжение от растяжения по направлению радиуса, МПа – напряжение от тепловой нагрузки (растяжение внешней стенки), МПа МПа; где: Рz – максимальное давление сгорания, МПа D – диаметр цилиндра, м S – толщина втулки, м МПа; где: q – удельная тепловая нагрузка, Дж/м2с ; n – частота вращения коленчатого вала, 115 об/мин; Pi – среднее индикаторное давление, Па; a – коэффициент пропорциональности, для чугуна а=0, 00835, для стали а=0, 02:
S – толщина стенки втулки, м. [σ ] = 100 ÷ 150 МПа – для чугунных втулок; [σ ] = 250 МПа – для стальных втулок. Фланец втулки проверяем на напряжение изгиба, растяжения и скалывания, возникающие от силы затяжки шпилек (приложение, рис. 5) Рf в сечении х- х: , Мн где: 1, 25 – коэффициент затяжки шпилек; Pz – максимальное давление сгорания, МПа; Df – средний диаметр уплотнительной канавки, м. Напряжение изгиба от действия пары сил Рf, a1: , МПа где: W= - момент сопротивления сечения х - х, м; - напряжение растяжения от нормальной силы Рн ; МПа – нормальная сила, МН где: а1 – определяется из масштаба чертежа, м; D0 – из масштаба чертежа, м; h = 0. 0526 м – из масштаба чертежа. – площадь сечения х - х, м2; Напряжение скалывания от касательной силы Рs: , МПа где: – касательная сила, Мн Суммарное напряжение в сечении x - x: [σ ], МПа [σ ] = 30 ÷ 50 МПа – для чугунных втулок; [σ ] = 60 ÷ 80 МПа – для стальных втулок. Уплотнительную канавку, шириной b мм, проверяем на удельное давление: 40 ÷ 80, МПа где: Pf – сила затяжки шпилек, Мн; D1 – наибольший диаметр бурта, м; b – ширина канавки, 0, 037 м Опорный бурт, шириной С проверяем на смятие: [σ см], МПа [σ см] = 80 ÷ 100, МПа – для чугунных втулок. В основном, втулки изготавливаются из чугуна марок СЧ 25 при диаметре 450 мм, иногда из чугуна марки СЧ 28. В редких случаях втулки изготавливают из стали 35ХМЮА, в основном, для высокооборотных и форсированных дизелей. 4. 4. Расчет коленчатого вала Коленчатые валы изготавливают из следующих материалов: 1. Низкооборотные дизели – сталь 35, 40, 45 и 50Г; 2. Высокооборотные дизели – сталь 40Х, 40ХН, 20 НВА. Расчеты коленчатых валов показывают, что наиболее напряжены галтели сопряжения щек с шейками. Запасы прочности в этих местах имеют обычно минимальное значение. Однако, указанные напряжения не могут быть уменьшены только за счет увеличения радиуса галтелей.
На величину коэффициента концентрации напряжений в галтелях влияют также другие конструктивные параметры вала, например, величина перекрытия шеек, диаметр и смещение облегчающего отверстия, бочкообразность отверстия и крутильные колебания, возникающие в судовом валопроводе. Произведем поверочный расчет коленчатого вала дизеля с однорядным расположением цилиндров по формулам Российского Морского Регистра. Эскиз коленчатого вала, рисунок 6. рис. 6 Расчет коленчатого вала. Таблица 7.
Диаметр шеек коленчатого вала, согласно формул Регистра должен быть не менее: , мм где: К – коэффициент: , а – коэффициент; а = 0, 9 – с упрочнением поверхности коленчатого вала; а = 0, 95 – для кованных коленчатых валов; а = 1, 0 – коленчатый вал не подвергался упрочнению. Rm – временное сопротивление материала при растяжении, 780 МПа D – диаметр цилиндра, м А – коэффициент для однорядных ДВС, А = 1; В – коэффициент для однорядных ДВС, В = 1; Рz – давление сгорания, МПа; L – расстояние между серединами коренных шеек, м; φ – коэффициент (по таблице); t – коэффициент, t = 0, 85 + Рi – для двухтактных ДВС: t =0, 85 + 0, 75 Рi – для четырехтактных ДВС; Pi – среднее индикаторное давление, МПа; S - ход поршня, м;
Значение коэффициента φ табл 8
Толщина щеки кривошипа вала должна быть не менее: h = 0, 105 К D , мм: где: К – коэффициент учитывающий влияние материала вала и рассчитывается аналогично, как при определении диаметра шеек – d; – коэффициенты определяются по табл. 8 и 9 (при определении коэффициента учитывается радиус галтели – r); С – расстояние от середины рамового подшипника до средней плоскости щеки, мм; b – ширина щеки, мм (размеры b и h берутся между кривошипной и рамовой шейками в плоскости, касательной к кривошипной шейке); табл. 9 значение коэффициента
табл. 10 значение коэффициента
Диаметры шеек коленчатого вала, полученные по формуле Регистра, проверяем на максимально допустимое удельное давление (на 1м2 проекции шейки) по формулам: 1. Для кривошипных шеек МПа; 2. Для рамовых шеек , МПа; где: Рz – максимальная сила давления газов, МПа; dk – диаметр шейки кривошипа, м; dp – диаметр рамовой шейки, м; l1 – длина шейки кривошипа, м; l – длина рамовой шейки, м; m – коэффициент, учитывающий влияние наиболее нагруженного соседнего кривошипа, m=1, 25. Kmax 18 ÷ 12 МПа – для низкооборотных ДВС, заливка Б83; Kmax 12 ÷ 18 МПа – для среднеоборотных ДВС, заливка Б83; Kmax 35 МПа – для высокооборотных ДВС, заливка Бр. С30. (Баббит Б83 используют при толщине заливки (0, 03 ÷ 0, 4) d, свинцовистую бронзу Бр. С30 используют в тонкостенных вкладышах с толщиной заливки 0, 4 ÷ 0, 6 мм).
5. ПРИМЕРЫ РАСЧЁТА РАБОЧЕГО ЦИКЛА И ПОСТРОЕНИЯ ИНДИКАТОРНЫХ ДИАГРАММ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|