Блок и народная культура города
Культура начала XX в. была исполнена глубоких внут- ренних противоречий. С одной стороны, никогда за всю предшествующую историю России не провозглашалась так открыто и многократно идея искусства для избранных, не выражалось противопоставление народной массы и культур- ной элиты. Ф. Ницше в "Сумерках кумиров" писал: "Высшая каста - я называю ее крайним меньшинством, - как самая совершенная, пользуется также и привилегиями крайнего меньшинства: быть на земле представителями счастья, красоты, доброты. Только люди наиболее духовно одарен- ные имеют право на красоту, на прекрасное: только в них доброта не есть слабость". Многочисленные вариации этого тезиса в декларациях русских модернистов очень скоро превратились в общее место. Цитировать из можно было бы без конца. С другой стороны, именно в рамках тех литератур- но-культурных течений, которые не считают возможным ог- раничиваться почтенными, но уже застывающими в академи- ческом признании традициями, зарождается и противопо- ложная тенденция - стремление к демократизации эстети- ческого кругозора. На рубеже двух веков происходит рез- кое расширение самого понятия "искусство". Происходит художественное открытие русских икон и всего мира древ- нерусского искусства. Одновременно меняется взгляд на древнерусскую литературу. Ни сторонники восходившей к В. Г. Белинскому концепции, согласно которой художест- венное значение русской литературы является следствием реформ Петра I (в одном варианте историко-литературного построения Белинского русская литература как факт ис- кусства началась с Пушкина, в другом, более позднем, -
с А. Д. Кантемира), ни противники ее типа Погодина не подымали вопроса об эстетической ценности древнерусской литературы для современного читателя. Только Ф. И. Бус- лаев в XIX в. встал на путь слияния историко-академи- ческого и непосредственно-эстетического переживания текстов древнерусской литературы. Конечно, за пределами академической среды и в XIX в. жило непосредственно ху- дожественное воспри-
Ницше Ф. Собр. соч. М., [1901]. Т. 6. С. 262.
ятие созданий древнерусской письменности. С одной сто- роны, о красоте их говорили многие писатели - от Пушки- на до Н. С. Лескова и Л. Толстого, с другой, на протя- жении всего XIX в. жила еще культурная среда, для кото- рой, как для Катерины из "Грозы", это была живая сфера непосредственного духовного переживания. Однако вся школьная традиция, определявшая среднюю норму эстети- ческого кругозора русского культурного человека, строи- лась на признании всей допетровской культуры "незре- лой", находящейся ниже эстетических представлений сов- ременности. Просветительски-позитивистская концепция прогресса, твердо вошедшая в сознание среднего европей- ца середины XIX в., убеждала, что нормой отношения к культуре прошлого является чувство снисходительного превосходства. Поэтому, хотя и в XIX в. было немало це- нителей древнерусского искусства, включение его в об- щепризнанный фонд художественных ценностей означало резкую смену культурной установки. В частности, та поздненародническая ориентация, которая определяла среднеинтеллигентский вкус на рубеже веков, отождест- вляла художественную ценность с наличием "симпатичной (как выражалась критика тех лет) идеи", то есть идеи, легко ассоциируемой с привычными прогрессивными лозун- гами. По тем же соображениям, по которым А. П. Чехов казался "безыдейным писателем", древнерусская живопись
и литература представлялись далекими от общественных запросов и уводящими от современности. В основе успеха Чехова и эстетического признания средневекового искусс- тва лежал общий в своей основе процесс резкого расшире- ния художественных горизонтов, имевший и ряд других последствий. Одним из них явилось изменение подхода к народному творчеству. Характерной чертой фольклоризма XX в. стало расширение поля зрения. С одной стороны, это проявля- лось во включении в круг художественных ценностей на- родного искусства, наряду с традиционно привлекавшими внимание жанрами (былиной, сказкой, обрядовой и лири- ческой песней и другими), значительно менее изученных в ту пору частушек, новых форм городского фольклора. С другой стороны, возникло стремление выйти за пределы чисто словесного понимания фольклора, что было столь характерно для предшествующего этапа, и обратиться к народной живописи (лубку), изделиям народного ремесла (резьбе и керамике), ритуалу народного быта, народному театру. Расширение поля изучения, собирания, моды прив- лекло внимание к народной одежде, вышивкам, народной игрушке и таким формам проявления народного искусства, как вывески, выкрики и прибаутки ярмарочных торговцев. Наконец, сами народные праздники стали рассматриваться как коллективные явления массового народного искусства. Ярмарка, балаган, становясь предметом не только на- учного внимания, но и художественного переживания, вы- зывали сдвиги в мире эстетических норм и меняли соци- альную ориентацию культуры. Происходила демократизация вкусов и норм. На этом фоне такие традиционно не допу- щенные на высокий Парнас зрелища, как цирк, получали права искусства. Новое, зарождавшееся искусство кино на глазах у всех превратилось из ярмарочного аттракциона сначала в массовое зрелище, а затем - в авангардное направление художественной деятельности. Весь этот пестрый и обширный мир неканонических, с точ- ки зрения культурных представлений XIX в., форм народ- ного творчества не просто был допущен на периферию ис- кусства - он начал активно воздействовать на традицион- ные каноны поэзии, театра, живописи. К этому следует добавить расширение этнического кругозора европейской
культуры, начинающей испытывать воздействия фольклора и традиционного искусства Дальнего и Центрального Восто- ка, Южной Азии, Африки и неевропейской Америки. Весь этот напор нового культурного материала, кото- рый предполагал эстетическое освоение столь разнохарак- терных явлений, как глубоко архаические культуры Восто- ка, с одной стороны, и фольклор и массовое искусство современного большого города, с другой, требовал боль- шой художественной гибкости и новых концепций. Иногда возникало парадоксальное положение, когда хранители тех художественных норм, которые в XIX в. выступали как де- мократические, перед лицом новой художественной дейс- твительности выступали как ревнители академизма и эли- тарности. В этом отношении показательны споры, которые вел И. Бунин с А. Ремизовым в Париже в 1940-е гг. "Го- голя Бунин недолюбливал и не только Ремизову, но и мне [Н. В. Кодрянской] не раз говорил, что Гоголь - "лу- бок"". "...Гоголю попало: "лубок"". Показателен здесь не отзыв о Гоголе (отношение Бунина к Гоголю было слож- ным и изменчивым: можно указать и на восторженные отзы- вы), а то, что слово "лубок" остается для Бунина еще в середине XX в. бранным, в то время как для прошедшего школу символизма Ремизова оно могло осмысляться лишь в положительном контексте2. Однако дело не сводится к простому расширению поля зрения на народное творчество. Само это расширение про- текало на фоне внутреннего изменения как фольклора, так и литературы, являвшихся отражением исключительно слож- ных социальных процессов. В фольклоре отмирание старых жанров сопровождалось появлением новых форм городского народного творчества, возникала проблема массового соз- нания - сознания, стоящего между традиционным фольклор- ным мышлением и традиционной письменной культурой. Большую роль начинает играть массовая область искусс- тва: низовой городской романс, издающаяся большими ти- ражами книга для массового
Кодрянская Н. В. Встречи с Буниным // Лит. нас- ледство. М., 1973. Т. 94. Кн. 2. С. 343, 346. 2 Характерно восприятие бытового и литературного об- лика этих писателей М. Цветаевой. Связанный с демокра- тической традицией русской литературы XIX в. наследием Тургенева и Чехова, Бунин подчеркивает в своем личном поведении аристократизм: "холодный, жесткий, самонадеянный барин" (Цветаева М. Письма к А. Тесковой. Прага, 1969. С. 107); ср. с ее оценкой Ремизова: "Здесь, за границами державы Российс- кой, не только самым живым из русских писателей, но жи- вой сокровищницей русской души и речи считаю - за яв- ностью и договаривать стыдно - Алексея Михайловича Ре- мизова. Ремизову я, будь я какой угодно властью российской, немедленно присудила бы звание русского на- родного писателя, как уже давно (в 1921 г.) звание русской народной актрисы - Ермоловой. Для сохранения России, в вечном смысле, им сделано более, чем всеми политиками вместе. Равен труду Ремизова только подвиг солдата на посту" (Морковин В. Марина Цветаева в Чехос- ловакии // Ceskoslovenska rosistika. Praha, 1962. ь 1. С. 51-52).
читателя вроде "Похождений Рокамболя" Понсона дю Тер- райля или "Дракулы" Брэма Стокера, "глубину" которого, "независимо от литературности", понял Блок в 1908 г.1, плакат, вывеска, немой кинематограф, цирк. Отметим ин- тересный парадокс: в то время как литература все чаще обращается к глубинным архаическим моделям культуры, народное творчество осваивает новую аудиторию и находя- щуюся в движении, только еще складывающуюся жизнь. Рождающееся из сложных, противоречивых процессов и противоречивое по своей природе "массовое искусство" встречало противоположные оценки: в нем видели и воплощение агрессивной пошлости, уг- рожающей самому существованию мира духовных ценностей, и новое, свежее художественное слово, таящее в самой своей пошлости истинность и неутонченность подлинного, здорового искусства. В сложной картине взаимодействия народной и письмен- ной культур в начале XX в. была еще одна существенная сторона: в фольклоре и письменной литературе кроме обычно выделяемых различий существует еще одно - разли- чие в природе отношения аудитории к тексту. В нефоль- клорном искусстве, в том виде, в каком оно сложилось в Европе в новое время, существует строгое разграничение автора и аудитории. Автор - создатель текста, ему отво- дится активное начало в системе "писатель - текст - чи- татель". Структура произведения создается автором, и он является источником направленной к читателю информации. Автор, как правило, возвышается над читателем, идет
впереди него и ведет его за собой. Если читатель вносит что-либо "свое" в текст, то это, чаще всего, искажение, порча, узкое и ограниченное понимание, навеянное кон- серватизмом вкуса и литературных привычек. От потреби- теля требуется пассивность: физическая - в театре си- деть и смотреть, а не бегать, кричать и топать, в музее - смотреть, а не трогать, в опере - не подпевать, в ба- лете - не пританцовывать, при чтении книги - не только не кричать и не жестикулировать, но и не шевелить губа- ми, читать - даже стихи - глазами, а не вслух; интел- лектуальная - проникать в чужую мысль, а не заменять ее своей, не фантазировать, выдумывая другие эпизоды и "концы" для текста, не спасать героя там, где автор же- лает его убить, и т. д. Положение фольклорной аудитории отличается в принци- пе. Фольклорная аудитория активна, она непосредственно вмешивается в текст: кричит в балагане, тычет пальцами в картины, притоптывает и подпевает. В кинематографе она криками подбадривает героя2. В таком поведении ре- бенка или носителя фольклорного сознания "цивилизован- ный" человек письменной культуры видит "невоспитан- ность". На самом деле перед нами иной тип культуры и иное отношение между аудиторией и текстом. Сопоставим скульптуру
1 См. письмо к Е. Иванову: "...прочел я "Вампира - графа Дракула". Читал две ночи и боялся отчаянно" (У, 251). Об этой же книге как источнике внелитературного страха см.: 7, 237. 2 Ср.: "Когда я смотрел "Человека-невидимку", рядом со мной сидел мальчик, совсем маленький. В интересных местах он все время вскрикивал: "Ай, едрит твою!"" (За- писные книжки И. Ильфа // Ильф И., Петров Е. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 245.
и игрушку. Скульптура рассчитана на созерцание: она мо- нолог, который должен быть услышан, но не требует отве- та, она - сообщение, которое адресат должен получить. Игрушка, кукла не ставится на постамент - ее надо вер- теть в руках, трогать, сажать или ставить, с ней надо разговаривать и за нее отвечать. Короче, на статую надо смотреть, с куклой следует играть. Игра не подразумева- ет зрителей и монологического отправителя - она знает участников, активно вовлеченных в общее действие. Игра- ющий - соавтор текста. А самый текст не есть нечто из- начально данное, которое следует получить: текст "ра- зыгрывается", то есть возникает в процессе игры. Парал- лель эта не полностью переносима на фольклорное твор- чество, но представляет не лишенную смысла его анало- гию. В фольклоре, в отличие от игры, исходным является не только определенная сумма правил, но и некоторый текст. В этом отношении полезна другая параллель - с исполнительским искусством, где в потенции дан некото- рый текст (музыкальная запись, текст пьесы или сценарий кинофильма), который должен, для того чтобы сделаться текстовой реальностью, быть разыгран исполнителями. Ис- ходный текст составляет некоторый идеальный инвариант, который реализуется в ряде исполнительских вариантов. В фольклорном тексте перед нами нечто совершенно не равное словесной записи сказки, песни или поставленной в экспозицию игрушке, повешенному на стену лубку. Фоль- клорный текст - сложное и многоплановое целое. В него входит как компонент некоторая система канонических правил или содержащихся в памяти исполнителя текс- тов-образцов, на основании которых он создает свой ис- ходный текст. Но этот исходный текст так же не равен фольклорному произведению, как игрушка не адекватна иг- ре. В обоих случаях перед нами некоторый провоцирующий элемент, который должен стимулировать свободную игру всего коллектива с текстом, в ходе которой и возникает то целое, что составляет текст фольклорного типа. Вся- кий, кто наблюдал, как носитель фольклорного сознания рассматривает (именно "рассматривает", а не смотрит) какую-либо картинку, замечал, что изображение превраща- ется при этом в объект игры: его вертят, тыкают пальца- ми, заливаясь при этом хохотом, за изображенных на кар- тинке людей говорят, сочиняя целые диалоги и сюжеты, картинку разыгрывают, она выступает как стимулятор сво- еобразного действа. Именно на это и рассчитана лубочная живопись: она не только произведение изобразительного искусства, но и свернутый сценарий игры. Если посмотреть на искусство XX в. не с точки зрения того или иного отдельного художественного течения или какой-либо отдельной эстетической концепции, а попы- таться охватить общее направление художественных поис- ков в целом, то одной из основных черт его, бесспорно, будет стремление к демократизации. Стремление это будет реализовываться в различных сферах - идеологической, эстетической, в области массовости, связанной с резким
1 См.: Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Народная гравюра и фольклор в Рос- сии XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского) / Гос. музеи изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1976. удешевлением книги, появлением кинематографа, средств механической записи произведении исполнительского мас- терства. Существенной стороной этого процесса будет и тенденция к перенесению в традиционные сферы искусства принципов народного творчества, в том числе и стремле- ние к вовлечению аудитории в непосредственный процесс сотворчества. Процесс этот, так ярко проявившийся в те- атре, захватил, однако, почти все жанры искусства. В этом аспекте демократизации литературы роль Блока была исключительно велика. Народная поэзия неизменно занимала важнейшее место в творческих исканиях Блока. Вопрос этот с большой полно- той освещен в известной работе Э. В. Померанцевой. От- ношение Блока к народному театру2 и таким видам массо- вого искусства, как кинематограф3, также делалось уже предметом исследовательского внимания. Однако в интере- сующем нас аспекте к уже сказанному можно добавить не- которые наблюдения. Символизм пронизывал мышление Блока. Это, в частнос- ти, проявлялось в том, что не только явления искусства, но и события и факты окружающего мира для него имели значение, то есть представляли собой некоторые тексты, из которых должен быть вычитан скрытый смысл - соот- ветствие глубинным истинам. Такой взгляд приобретает особую значимость в тот период, когда "начинается "ан- титеза"" (5, 428). Если на первом этапе эволюции Блока Мировые Символы игнорируют мир житейской обыденности и каждодневной пошлости, то на втором они светят сквозь них. Отрицание "заревой ясности" (5, 428) соловьевской утопии подразумевает, что художник должен пройти через культуру современного города, окунуться в "сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов - у Врубеля) при раздирающем аккомпанементе скрипок и напе- вов, подобных цыганским песням" (5, 428). Скрипки и цы- ганские песни упомянуты здесь не случайно. Для Блока массовая культура современного города имеет смысл, ее пошлость таинственно связана с глубинными смыслами и этим отличается от лишенной значения пошлости "культур- ного" интеллигентского мира. Простодушная и примитивная пошлость мира ресторанной музыки, кафешантана, уличных развлечений есть форма жизни, а жизнь, и именно прими- тивная, первозданная и наивная, имеет таинственный смысл. Культурный же быт внутренне пуст, само отсутс- твие в нем грубости свидетельствует об отсутствии в нем жизни и, следовательно, какого бы то ни было скрытого значения, это - Блок говорит о религиозно-философских собраниях 1907 г. - "словесный кафешантан, которому не я один предпочитаю кафешантан обыкновенный, где сквозь скуку прожигает порою усталую душу печать
1 Померанцева Э. В. Александр Блок и фольклор // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.; Л., 1958. Т. 3. 2 См.: Родина Т. А. Блок и русский театр начала XX века. М., 1972. С. 128; Гаспаро" Б. М., Лотман Ю. М. Игровые мотивы в поэме "Двенадцать" // Тезисы I всесо- юзной (III) конференции "Творчество А. А. Блока и русс- кая культура XX века". Тарту, 1975. 3 Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино: Материалы и документы. М., 1974. Вып. 9.
Буйного веселья, Страстного похмелья.
Я думаю, что человек естественный, не промозглый, но поставленный в неестественные условия городской жизни, и непременно отправится в кафешантан..." (5, 212). О связи поэзии Блока со стихией цыганского романса писалось неоднократно. Можно было бы отметить лишь од- ну особенность обращения Блока к этим упрощенным или вульгаризованный формам художественной жизни. Они, ко- нечно, вливались в тот широкий поток признания городс- кой реальности как поэтического факта, начало которому было положено в русской поэзии XX в. В. Брюсовым и ко- торый окончательно завоевал поэтическое гражданство в стихах В. Маяковского и Б. Пастернака. Однако имелся здесь и специфический "блоковский" поворот. Пастернак принимает элементарные формы жизни "без помпы и парада" потому, что они самоценны и не сопряжены ни с каким извне находящимся значением, его "урбанизмы" - свиде- тельства поэзии, имманентно присущей жизни как таковой. Для Блока "в неестественных условиях городской жизни" именно примитив таит в себе, хоть и искаженные и визг- ливые, звуки скрипок мировой музыки. Более того, чем униженнее, похмельнее, дальше от утонченности, чем гру- бее эта сфера, тем она стихийнее и, следовательно, бли- же к грядущему воскресению. Связь мысли о воскресении через падение с погружением в стихию городской - именно петербургской - жизни роднит Блока с Достоевским2. Такая позиция влекла за собой эстетическую смелость: Блок избегал стихии пошлости городской низовой культу- ры, а превращал ее в материал своей поэзии. Однако, смело используя ее, он наделял ее символической приро- дой, одухотворял связью с миром значений. Это позволяло Блоку создавать поэтику, одновременно обращенную по сложности своей семантической системы к избранному и изощренному читателю и вместе с тем адресующуюся к та- кой широкой массовой аудитории, которая была решитель- ной новостью в истории русской поэзии. Русский читатель представлял в начале XX в. массу, громадную не только с точки зрения пушкинской, но и некрасовской эпохи. То, что читатель этот в эпоху между двумя революциями был в первую очередь читателем стихов, что стихи Блока поль- зовались ни с чем не сравнимой популярностью, подтверж- дается многими источниками. Специфической чертой жизни поэзии в обществе в эти годы были массовые поэтические вечера, выступления поэ- тов в концертах перед широкой аудиторией. История русс- кой поэзии XIX в. знала лишь чтения в дружеском кругу, литературном салоне или в избранном обществе единомыш- ленников. Узкий круг знал поэта в лицо, отождествлял его стихи с голосом и манерой
См.: Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 122; МинцЗ. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1973. Вып. 3: Александр Блок и традиция русской демократической литературы XIX века. С. 36-37; Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л., 1974. С. 29-32. 2 См.: Минц 3. Г. Блок и Достоевский // Достоевский и его время. Л., 1971; Соловьев Б. И. Блок и Достоевский // Достоевский и русские писатели. М., 1971. Блок делает попытку анализа структуры аудитории и на этом анализе строит свою концепцию эстрадного выступле- ния поэта как обоюдного акта. Поэт - посланец и вестник - должен говорить на языке слушателя. Основываясь на своем анализе публики. Блок признает выступления "любо- го из новых поэтов" вредными. Он приводит лишь единс- твенный, по его мнению, случай слияния чтеца и аудито- рии, свидетелем которого он был: "...это - когда Н. А. Морозов читал свои стихи - тоже плохие, конечно еще го- раздо хуже плещеевских. Но, когда он читал их, я слы- шал, что он хотел передать ими слушателям, видел по приему и по лицам аудитории, что ему удалось это, - и готов был сказать (как и теперь готов), что стихи Н. А. Морозова не только можно, а, пожалуй, и нужно читать на литературных вечерах" (5, 308). В стремлении отделить себя от "интеллигентной публи- ки" столыпинских лет Блок был слишком строг к литера- турным концертам, составлявшим интересную страницу в совсем еще не изученной истории поэтической аудитории а России. Поэтические вечера 1900-1910-х гг., конечно, не были лишены культурных издержек. Однако они стали ак- тивной формой поэтического быта этой эпохи и наложили свой отпечаток на историю русской поэзии. Интересно от- метить, что обстановка поэтических чтений, являясь по- рождением культуры XX в. с ее массовостью читательской аудитории, динамизмом развития и тесной связью с об- щественными настроениями, парадоксально вновь вызвала к жизни ряд архаических черт функционирования текстов в обществе. Мы уже говорили о непосредственном соедине- нии, что вообще характерно для устного общения, поэта и слушателей в пределах одного пространственно-временного континуума, а также о том, что свойственная обстановке устного общения непосредственность включала аудиторию в активную атмосферу поэтического сотворчества, напомина- ющую фольклорную ситуацию. Возникавшая атмосфера опре- деленными чертами напоминала напряженность сектантских собраний, создавая обстановку эзотерического общения в архаических коллективах. Так, в словотворчестве Хлебни- кова явно заметны отзвуки глоссолалий (ср. высказывание Р. Якобсона: "Хлебников широко использовал русские за- говоры"). Символистская поэтика, вводя энигматический текст, воскрешала отношение: "загадывающий загадку - отгадывающий ее". Слушатель должен был напрягаться, стараясь проникнуть в тайный смысл "вещаний". Как сред- невековый слушатель священного текста, он втягивался в процесс толкования2. Поскольку он оказывался в "полном соответствий мире" (5, 426), он привыкал искать в поэ- тическом тексте значения во всем. Так вырабатывалось то повышенное внимание ко всем элементам поэтического сло- ва, та культура максимальной насыщенности значениями, которая легла в основу поэтики XX в. Она перекликалась с широким кругом предшествующих явлений в культуре прошлого. Так же строилось отношение к тексту у изощ- ренной аудитории эпохи барокко, в эзотерических сектах, в магической фольклорной поэзии.
Якобсон Р. Новейшая русская поэзия: Набросок пер- вый. Прага, 1921. С. 67. 2 См.: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. М., 1978. С. 27. Блок был тесно связан с этой атмосферой и, одновремен- но, в высшей мере ею тяготился. Вырываясь из нее, он стремился окунуться в "простую" культуру города, в го- родскую массу, в толпу. В 1910-х гг. Блок постоянный посетитель цирка, луна-парка, где он катается на "аме- риканских горах", cinema. Белый назвал кинематограф - "демократический театр будущего, балаган в благородном и высоком смысле этого слова". Этот мир неизощренного веселья влек Блока. В кинематографе Блока, в частности, привлекала атмосфера соединения художественной наивнос- ти с непосредственностью аудитории, активностью ее ре- акции. Показательно свидетельство М. А. Бекетовой: "Александр Александрович не любил нарядных кинематогра- фов с роскошными помещениями и чистой публикой любил забираться на Английском проспекте (вблизи своей квартиры), туда, где толпится разношерстная публика, не нарядная, не сытая и наивно впечатлительная (курсив мой. - Ю. Л.) - и сам предавался игре кинематографа с каким-то особым детским любопытством и радостью"2. Город был для Блока и реальностью, противостоящей мнимости литературного существования, и грандиозным символом, и аудиторией, и огромным театром. Как театр он тоже не был единым: маскараду и "балаганчику" сто- личного центра (город для Блока - всегда Петербург) противопоставлялся народный театр - балаган и романти- ческий театр больших страстей окраин и пригородов. По свидетельству М. А. Бекетовой, Блок не любил блестящий центр столицы - Невский и Морскую, а Е. Иванов вспоми- нал, что у Блока было влечение к городу "и особенно ок- раинам его"3. Это влечение было связано с поисками "Пе- тербурга Достоевского". Но именно у Достоевского Блок, вероятно, нашел идеал "народного театра". В "Записках из мертвого дома" Достоевский описывал "представление" самодеятельного театра каторжников. "Всего заниматель- нее для меня были зрители; тут уж все было нараспашку. Они отдавались своему удовольствию беззаветно. Крики ободрения раздавались все чаще и чаще. Вот один подтал- кивает товарища и наскоро сообщает ему свои впечатле- ния, даже не заботясь и, пожалуй, не видя, кто стоит подле него; другой, при какой-нибудь смешной сцене, вдруг с восторгом оборачивается к толпе, быстро огляды- вает всех, как бы вызывая всех смеяться, машет рукой и тот час же опять жадно обращается к сцене. Третий прос- то прищелкивает языком и пальцами и не может смирно ус- тоять на месте; а так как некуда идти, то только пере- минается с ноги на ногу. К концу пьесы общее веселое настроение дошло до вьюшей степени. Я ничего не преуве- личиваю. Представьте острог, кандалы, неволю, долгие грустные годы впереди, жизнь, однообразную, как водяная капель в хмурый осенний день, - и вдруг всем этим приг- нетенным и заключенным позволили на часок развернуться, повеселиться, забыть тяжелый сон, устроить целый те- атр"4.
1 Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино. Вып. 9. С. 131; Белый А. Арабески: Книга статей. М" 1911. С. 351. 2 Бекетова М. А. Александр Блок: Биографический очерк. [Вып. I]. 1922. С. 261. 3 Воспоминания и записи Евгения Иванова об Александ- ре Блоке // Блоковскии сборник. [Вып. I]. С. 365. 4 Достоенский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972. Т. 4. С. 124. "Забыть тяжелый сон" - эти слова являются, вероятно, ключом к неясной записи Блока: "Кинематограф - забве- ние, искусство - напоминание". Важно отметить, что, окунаясь в жизнь окраинного города. Блок не противопос- тавляет эмоционально свое "я" чужому "они", находя в своей душе те же влечения.
В мурлыкающем нежно треске Мигающего cinema -
сливаются и "их" и своя потребность в забвении. "Не- поправимость, необходимость. Все "уходы" (речь идет об уходе Л. Толстого. - Ю. Л.) и героизмы - только закры- вание глаз, желание "забыться" кроме одного пути, на котором глаза открываются и который я забьш (и он меня)". Последние слова - перефразировка стихов Некра- сова:
Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней.
("Рыцарь на час". 1862)
Окраина была для Блока хранителем традиции народного театра (ср. слова Достоевского об этих традициях: "Ис- кать их надо у солдат, у фабричных, в фабричных городах и даже по некоторым незнакомым бедным городкам у ме- щан")2 и сценой одновременно. При этом народный театр воспринимался как отчетливо новое явление в фольклоре, порождение городской жизни, и оставался вне поля зрения академической науки эпохи Блока. П. Г. Богатырев писал в 1923 г.: "Русский народный театр, ясно обнаруживающий свои недавние книжные источники, чуждый какой бы то ни было документальности... не мог привлекать внимания исследователей"3. И одновременно это - явление глубоко древнее, вернее, вечное. Таково же было и отношение к Городу, который воспринимался и как реальность, и как символ, и во временном, и в вечном освещении. "Матрос и проститутка были, есть и будут неразрывной классической парой, вроде Арлекина и Коломбины, пока существуют на свете флот и проституция; и если смотреть на это как на великое зло - и только, то жизни никогда не поймешь, никогда прямо и честно в ее лицо - всегда полузаплеван- ное, полупрекрасное - не посмотришь. Мы все отлично, в сущности, знаем, что матрос с проституткой нечто совер- шенно иное, чем "буржуй" с той же самой проституткой, что в этой комбинации может не быть тени какой бы то ни было грязи; что в ней может быть нечто даже очень высо- кое, чему не грех бы поучить сонных мужа и жену, доже- вывающих свою послеобеденную жвачку в партере образцо- вого театра" (6, 279). Не случайно, когда после революции перед Блоком воп- рос о будущем театре встал как практический, он прежде всего подумал о сохранении духа единства сцены и зала там, где такое единство имеется, то есть в народных
Блок А. А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965. С. 104. 2 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 119. 3 Богатырев П. Чешский кукольный и русский народный театр. Берлин; Пб., 1923. С. 21. и периферийных театрах, где "между публикой и сценой существует неразрывная, крепкая связь - та связь, кото- рая есть главный секрет всякого театра" (б, 277). То, как Блок описывает реакцию зрителя на игру актеров в Народном доме - один из самых ранних опытов изучения аудитории, - несет на себе прямое влияние соответствую- щих страниц "Записок из мертвого дома"1. Особенно важно для Блока, что происходящее в зрительном зале - лишь часть праздничного гулянья, центр целого пестрого мира. Идея живой органичности этого мира восходит к "Риму" Гоголя и, пройдя через идеи Вяч. Иванова, получит потом завершение в концепциях М. М. Бахтина (ср. также ряд высказываний Горького в 1910-е гг.). "В саду - обыкно- венное исполнение в духе Театра миниатюр - "Маленькой Клодины" (с французского, с пением). Потом любимый и известный по миниатюрам певец поет "Эй, вы, залетные"; потом карлики, подражая детям, поют не совсем приличные куплеты в китайских костюмах. Это особенно нравится. На открытой сцене - жонглеры. Глав- ная масса глазеющих - конечно, как всегда было, бесп- латная, то есть заплатившая только за вход в сад. Со всем этим неразрывно слиты многочисленные легализо- ванные и нелегализованные лотки и прилавки, торговля вразнос шоколадом, семечками, брошюрами, почтовой бума- гой, визитными карточками. Это - целый мир, совершенно установившийся; все это не кажется мне плохим, потому что тут есть настоящая жизнь. С этой жизнью необходимо обращаться крайне бережно, вытравить ее можно одним росчерком пера, и вернуть бу- дет уже не так легко" (6, 277-278). "...Театр, в кото- ром перемешаны сотни лиц, судьба которых - урвать у жизни свой кусок хлеба, то есть дерзить жизни, не спать в жизни, проходить в ней своим - моральным или антимо- ральным - путем, такой театр казался мне всегда празд- ничным, напряженным, сулящим бесчисленные возможности, способным претворять драматургическую воду в театраль- ное вино, что происходило и в Народном Доме" (б, 279). Поэтика "праздничности" и, что особенно существенно, недовоплощен-ности, создание текста, который еще должен в сознании аудитории "превратиться в вино", и, одновре- менно, внесение активной толпы в самый текст, вырабаты- валась не одним Блоком. Из близких к нему деятелей мож- но отметить Белого с его ориентацией на частушку и ба- лаган, "Петрушку" Стравинского, Судейкина, Ларионова, Гончарову в живописи, разнообразные театральные иска- ния. Однако центральным художественным событием в этом ряду представляется поэма Блока "Двенадцать". О "Две- надцати" написано много, и основной смысл поэмы, ее место в творческой эволюции поэта, как кажется, опреде- лены. Однако избранный нами аспект позволяет увидеть в поэме некоторые особые повороты, до сих <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|