В русской литературе XIX века
и "цыганская тема" у Блока
Вопрос о связях Блока с русской культурой изучен все еще недостаточно. Традиционным является указание на связь поэзии молодого Блока с творчеством В. Жуковско- го, А. Фета, на влияние, которое оказали на Блока Ап. Григорьев, частично Я. Полонский и Ф. Тютчев. Эти наб- людения, порой весьма интересные и содержательные, при- вычно обобщались в схему: поэзия Блока завершает разви- тие русской дворянской поэзии XIX в., она включается в традицию: романтизм Жуковского - "чистое искусство" Фе- та - символизм. Вопрос о связях Блока с русской демок- ратической культурой XIX в. не ставился, поскольку под- разумевалось, что ответ здесь может быть только отрица- тельный. Между тем появившиеся, главным образом в пос- ледние годы, исследования на тему о связях Блока с русским народным творчеством, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Некрасовым, Л. Толстым2 позволяют
Статья написана совместно с 3. Г. Минц. 2 Померанцева Э. В. Блок и фольклор // Русский фоль- клор. М., 1958. Т. 3; Гроссман Л. Блок и Пушкин // Собр. соч.: В 4 т. М., 1928. Т. 4; Гессен С. Коммента- рии А. Блока к стихотворениям Пушкина // Пушкин: Вре- менник Пушкинской комиссии АН СССР. М.; Л., 1936. Т. 1; Розанов И. Александр Блок и Пушкин // Книга и проле- тарская революция. 1936. № 7; Бонды С. Драматургия Пуш- кина и русская драматургия XIX в. // Пушкин - родона- чальник новой русской литературы. М.; Л., 1941; То- ма-шенский Б. Поэтическое наследие Пушкина (лирика и поэмы) // Там же; Цейтлин А. "Евгении Онегин" и русская литература // Там же; Орлов В. Александр Блок: Очерк творчества. М., 1956; Голицына В. Пушкин и Блок // Пушкинский сборник. Псков, 1962; Шувалов С. В.
Блок и Лермонтов // О Блоке. М., 1929; Максимов Д. Лер- монтов и Блок // Ленинград. 1941. № 13-14; Жак Л. Алек- сандр Блок о Лермонтове // Литературный Саратов. Сара- тов, 1946. Кн. 7; Максимов Д. Лермонтов и Блок // Мак- симов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959; Белый А. Мастерс- тво Гоголя. М.; Л., 1934; Крук И. Ал. Блок и Гоголь // Русская литература. 1961. № 1; Орлов В. Н. Александр Блок и Некрасов // Научный бюллетень ЛГУ. 1947. № 16-17; Левин Ю., Дикман М. Пометки А. А. Блока на собр. стих. Некрасова // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 229. Вып. 30; Минц 3. Г. Ал. Блок и Л. Н. Толстой // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. 1962. Вып. 119.
взглянуть на вопрос с совершенно другой стороны. Однос- торонняя трактовка вопроса отрицательно сказывалась и на построениях общих концепций в области литературы XIX в. Обрыв связей между ней и крупнейшими художественными явлениями XX в. приводил к искажению историко-литера- турной перспективы. При этом следует подчеркнуть, что пересмотр традиционных взглядов не может произойти в порядке смены одной априорной концепции другой: необхо- дим ряд конкретных изучении. Хотелось бы указать на та- кие узловые темы, как "Блок и древняя русская литерату- ра", "Блок и культура русского XVIII века", "Блок и традиции русской литературы XIX века" в ее сложных гра- нях от Достоевского до Чехова. Все эти вопросы ждут своего решения. Настоящий очерк ставит перед собой го- раздо более скромную, но аналогично направленную цель: изучить на конкретном примере "цыганской темы" в твор- честве Блока связь его с глубокой предшествующей куль- турной традицией и посмотреть, не бросит ли это, хотя бы частично, новый свет как на Блока, так и на саму эту традицию. Так называемая цыганская тема в творчестве Блока предоставляет нам удобную возможность проследить некоторые глубинные связи поэта с демократической тра- дицией русской общественной мысли предшествующего пери-
ода. Зарождение "цыганской темы" естественно связано с появлением в литературе образов цыган как особого типа персонажей. А это, в свою очередь, связывалось с тем интересом к местному колориту, национальной характерис- тичности персонажей и живописности образов, которые по- явились в литературе как составная часть романтического стиля. Так воспринимали дело и современники. Пушкин в письме А. Г. Родзянко писал 8 декабря 1824 г. о поэме Баратынского: "Эта чухонка говорят чудо как мила. - А я про Цыганку; каков? подавай же нам скорее свою Чупку - ай да Парнасе! ай да героини! ай да честная компания! Воображаю, Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ве- дете мне не ту? А какую ж тебе надо, проклятый Феб?" (XIII, 128-129). Связь "цыганской темы" с романтическими настроениями столь очевидна, что именно она бросилась в глаза иссле- дователям, заслонив другие, более глубинные связи. Меж- ду тем обращение только к данному историческому матери- алу убеждает, что оба основных аспекта темы: "общество цыган как особый социальный организм" и "цыгане как специфический национально-
(Труды по рус. и слав. филологии. Т. 5); Благой Д. Д. Александр Блок и Аполлон Григорьев // Благой Д. Д. Три века... М., 1933; Розанов И. Блок - редактор поэтов // О Блоке; Асеев Н. Работа над стихом. Л., 1929. В последних из перечисленных работ освещены некоторые ас- пекты "цыганской темы" в творчества Блока; это позволя- ет нам несколько сузить рассматриваемый вопрос, опуская то, что уже привлекало внимание исследователей. 1 См.: Герман А. В. Библиография о цыганах. М., 1930; обширная, хотя и беспорядочно нагроможденная, ли- тература приведена в кн.: Штейнпресс Б. К истории "цы- ганского пения" в России. М., 1934. Пользуемся случаем принести благодарность академику М. П. Алексееву, обра- тившему наше внимание на эту книгу.
психологический тип" - были даны еще в просветительской литературе доромантического периода, и связи эти оказы- ваются более значительными и долгодействующими в общей историко-литературной перспективе, чем сравнительно кратковременная трактовка вопроса. Напомним хотя бы о таком факте. По авторитетному
свидетельству В. П. Гаевского, Пушкин еще в лицее, то есть задолго до периода романтических настроений, напи- сал роман "Цыган". Вполне можно согласиться с Б. В. Томашевским, который дал такую характеристику этому не дошедшему до нас произведению: "Принимая во внимание моду времени, а также литературу, которой напитан был с детства Пушкин, можно предполагать, что так названа бы- ла философская повесть небольшого размера в духе прос- ветительской литературы XVIII в. Вероятно, цыган - герой романа - попадал в чуждую ему среду европейской цивилизации, и в его простодушных суждениях вскрывались противоречия, свойственные "цивилизованному" общест- ву"2. Такое толкование представляется весьма вероятным. 'Однако следует подчеркнуть, что в этом случае образ цыгана рассматривается как равнозначный понятию "ди- карь" в распространенной в XVIII в. литературной ситуа- ции: "естественный человек в цивилизованном обществе". Оснований для выделения "цыганской темы" как специфич- ной и отличающейся от сюжетной ситуации "гурон (или во- обще "дикий" - без какой-либо конкретизации) в Европе" при такой постановке вопроса еще не возникает. Для того чтобы понять специфичность "цыганской темы", следует произвести некоторые дополнительные исследования. Антитеза "дикарь - цивилизованный человек", которой оперирует современный исследователь для уяснения себе круга идей конца XVIII - начала XIX в., слишком упроще- на и совсем не отражает богатства идей той эпохи. Оставляя в стороне ряд весьма существенных отличий в истолковании разными лагерями проблемы "естественного" человека, остановимся на двух возможных трактовках это- го вопроса внутри демократического комплекса идей XVIII в. Следуя первой точке зрения, человек социален по сво- ей природе3, он "рожден для общежития". "Народ есть об- щество людей, соединившихся для снискания своих вы- год"4. Права гражданина не ограничивают свободы челове- ка: "Предписание же закона положительного не иное что
быть должно, как безбедное употребление прав естествен- ных"5. Вторая же точка зрения утверждала мысль о том, что естественное состояние первобытно-свободного
См.: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 // Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991. С. 63, 641. 2 Томашмский Б. В. Пушкин. М.; Л., 1956. Кн. 1: (1813 -1824). С. 33. 3 См. гл. "De la Sociabilite" в кн.: De 1'homme, de ses facultes intellectuelles et son education, ouvrage posthume de М. Helvetius. Liege, MDCCLXXIV. T. 1. (Oeuvres completes. T. 3). P. 160-179 (русский перевод: Гельвецш К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938). * Радищев А. Н. Поли. собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1936. Т. 1. С. 187. 5 Там же. Т. 3. С. 11.
человека - одиночество. Из первой концепции вытекало, что вступающий в общество индивид сохранял всю полноту своей естественной свободы. Согласно второй - становясь гражданином, он переставал быть свободным человеком, так как часть его личной свободы приносилась в жертву требованиям общего блага. Между тем философы типа Гель- веция или Радищева полагали, что до рождения деспотизма интересы человека и общества совпадали безусловно. Обе концепции, с разных сторон, приводили к сходным выводам: первое "гражданское" общество мыслилось как общество оседлое. Особенно на этом настаивал Руссо, ко- торый, прозорливо связывая возникновение государства с появлением собственности, особенно земельной, считал, что оседлость была первым условием превращения дикого человека, номада, в человека, покорного законам, то есть гражданина. При этом и семья для Руссо - не ес- тественная, а договорная, гражданская организация. Для Радищева - первое, "нормальное" общество - всегда об- щество оседлых земледельцев. А с этим связано, как и у Руссо, понятие собственности: "Представим себе мысленно мужей, пришедших в пустыню, для сооружения общества. Помышляя о прокормлении своем, они делят поросшею зла- ком землю"2. Таким образом, справедливое договорное об- щество - это общество, основанное ради охраны счастья и трудовой, эгалитарной собственности всех его членов. Такое общество не может быть обществом кочевников. В этом смысле образ цыгана как положительного героя, идеализация человека именно потому, что он стоит вне собственности, владения клочком земли, оседлости, - в литературе XVIII в. встречались весьма редко. Важен и другой аспект вопроса. В литературе XVIII в. осуждение собственности или даже проповедь имущественного равенс- тва сопровождались, как правило, апологией героического аскетизма. Она свойственна была в высшей мере Мабли, ее
не чуждался Руссо, и с особенной силой она зазвучала в этической концепции якобинцев, пытавшихся противопоста- вить стихийному напору буржуазного эгоизма доктрину са- мопожертвования во имя общего блага и античных доброде- телей. Сторонниками же гармонической личности, страс- тей, бьющих через край, полноты жизненных сил, многог- ранной и эгоистически (в философском понимании XVIII в.) счастливой жизни были, как правило, мыслители, ко- торые, борясь с феодальным ограничением свободы челове- ка, еще не видели беды в свободной игре частных интере- сов. Однако в предреволюционную эпоху различие между эти- кой, которую можно условно определить как этику "разум- ного эгоизма", и этикой, столь же условно определяемой как система "героического аскетизма", проявлялось внут- ри демократического лагеря лишь как потенциально су- ществующая тенденция. На примере Руссо мы видим их ор- ганическое сплетение. Очень
1 Руссо считал, что человек, "становясь существом общежительным, и вместе с тем рабом", "становится сла- бым, болезненным и приниженным, и спокойный, изнеживаю- щий образ жизни надрывает в конце концов его силы и его мужество" (Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства / Под ред. и с предисл. С. Н. Южакова. СПб., 1907. С. 36). 2 Радищев А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 314.
своеобразно сложилось развитие русской общественной мысли XVIII в. В трудах Радищева мы видим сочетание этики счастья, полного развития всех заложенных в при- роде человека возможностей, с теорией общественного до- говора. Этика французских материалистов XVIII в. ока- жется очень важной для Пушкина. И все же определенные тенденции, проявившиеся со всей полнотой в начале XIX в., ощутимы в предшествующую эпоху. Для демократической публицистики XVIII в. был характерен идеал гармонического, прекрасного, стремяще- гося к счастью человека. Этот идеал был противопостав- лен обществу, основанному на насилии и мертвящем бюрок- ратизме, но не отрицал принципа частной собственности. Те же философы, которые отрицали частную собственность (Мабли) или колебались между ее осуждением и утвержде- нием принципа эгалитарности, стремясь защитить трудовую собственность от грабительской нетрудовой, то есть до- пускали ограничение собственности (Руссо), в той или иной степени склонялись к морали аскетизма. После рево- люции положение резко изменилось. Если мы всмотримся в "Цыган" Пушкина - первое произведение, широко, во всей полноте философского звучания поставившее "цыганскую тему" в русской литературе, то мы обнаружим весьма лю- бопытные и принципиально новые, по отношению к XVIII в., аспекты вопроса. Цыгане Пушкина - свободный, вольный народ. В харак- теристике их быта Пушкиным ясно чувствуется влияние просветительского мышления XVIII в. Земфира Пушкина - не романтическая Эсмеральда. Героиня Гюго - искра поэ- зии в море грязи. Ее образ проецируется на цепь роман- тических антитез: жизнь - поэзия, безобразие - красота, грязь земли - чистота неба. Законы окружающего общества не влияют на Эсмеральду, и само это общество менее все- го похоже на картину союза равных и свободных "сынов природы". Между тем читателю, знакомому с проблематикой просветительской социологии XVIII в., бросается в глаза связь поэмы "Цыганы" с кругом идей "философского века". Философское пространство, в котором развивается конф- ликт поэмы, - это антитеза противоестественной "неволи душных городов" и "дикой вольности", естественного и противоестественного. Мир неволи - это одновременно и мир насилия, принуждения, подавления личности, власти Закона, богатства и праздности. Совершенно в духе Руссо "оковы просвещенья" (IV, 188) противопоставлены "воле". Особенно сильно чувствовалось влияние Руссо в исключен- ном Пушкиным монологе Алеко над колыбелью сына:
Пускай цыгана бедный внук Лишен и неги просвещенья И пышной суеты наук... Не меняй простых пороков На образованный разврат (IV, 445).
Но именно здесь начинаются и существенные для нашей темы отличия в позиции Пушкина и Руссо. Пушкин подводит нас к мысли, что общество цыган - это добровольный союз людей, находящихся в "естественном", догражданском сос- тоянии. Цыганский табор противопоставлен городу как об- щество - не-обществу. Алеко не пошлет своего сына в го- род:
От общества быть может я Отъемлю ныне гражданина - Что нужды - я спасаю сына - И я б желал чтоб мать моя Меня родила в чаще леса (IV, 446).
Цыганы - "природы бедные сыны" (IV, 203). Для чита- теля, воспитанного на сочинениях Руссо и просветителей, формулировка: "Мы дики; нет у нас законов" (IV, 201) ассоциировалась с очень определенными публицистическими идеями. Отсутствие законов у цыган подчеркнуто заменой первоначального: Я для него супругой буду Ему по нраву наш закон (IV, 409) -
на:
Его преследует закон, Но я ему подругой буду (IV, 180). Однако, согласно трактату "О причинах неравенства" Руссо, естественный человек живет вне общества, в оди- ночестве. Он не знает общества других людей, нужда в котором появляется лишь одновременно с земледелием и частной собственностью. Его ум неразвит - чувство добра и зла, справедливого и несправедливого ему чуждо. Ему неизвестны страсти. Это тусклое, бесцветное существова- ние. Природа человека в "Цыганах" истолкована иначе: Пуш- кин (как и до него Радищев) находится под очень сильным влиянием этики французских материалистов. Человек рожден для общежития. Общественное существо- вание и есть "естественное". Люди вступают в общество добровольно и для собственной пользы. Отношения между родителями и детьми, с одной стороны, и супругами, с другой, основаны не на долге, а на любви и собственной выгоде каждого. Памятуя это, старый цыган уважает право Мариулы на свободную любовь. Добровольность и договорность этого "естественного" общежития, основанного на личной выгоде каждого, исклю- чает смертную казнь. Об этом писал еще Ф. В. Ушаков, размышляя над Гельвецием. Вступление в общество - акт, основанный на взаимной выгоде всех и каждого. Поэтому он не сопровождается какими-либо клятвами, ограничения- ми или обязательствами:
Я рад. Останься до утра Под сенью нашего шатра Или пробудь у нас и доле, Как ты захочешь... (IV, 180)
Цыгане не предъявляют прав на жизнь Алеко:
...оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою (IV, 202).
Уже сказанное в высшей мере интересно. Своеобразная смесь руссоизма и гельвецианства оказывается весьма ха- рактерной для русской демократической мысли конца XVIII - начала XIX в. Из учения Руссо отвергается мысль о том, что человек, вступая в общество и превращаясь из человека в гражданина, теряет часть естественной свобо- ды, мысль о диктаторских правах социального организма над своими членами. Русский вариант подразумевает про- тивопоставление общества государству. Речь идет не о поисках справедливого государственного строя, а о поис- ках внегосударственной социальной структуры. Вместо ранней антитезы: закон "неволи душных городов" и закон цыган ("Ему по нраву наш закон") - противопоставление: закон - не-закон ("Его преследует закон"). "Внегосударственное" по своей природе общество цыган отличается еще водной существенной чертой: оно не знает феодальных отношений (Пушкину прекрасно было известно, что молдавские цыгане - крепостные', но он оставил этот материал за пределами поэмы), но чуждо и буржуазных от- ношений - номады лишены собственности и собственничес- кого эгоизма. Еще Руссо подчеркивал, что чувство рев- ности порождается не пламенным темпераментом южанина, а психологией гражданина, то есть собственника. "Караибы - народ, менее всех других удалившийся от естественного состояния, - наиболее миролюбиво разрешают возникающие на этой почве столкновения; им почти незнакомо и чувс- тво ревности, хоть они и живут в жарком климате, где страсти эти всегда, по-видимому, бывают более деятель- ны"2. В другом месте Руссо прямо связывает появление ревности с переходом к оседлости: "Люди, скитавшиеся до сих пор в лесах, перейдя к более оседлому образу жизни, понемногу сближаются друг с другом... Кратковременные отношения, вызываемые естественным влечением, ведут за собой, благодаря возможности часто посещать друг друга, отношения, более нежные и прочные". Однако тотчас же "вместе с любовью просыпается ревность. Торжествует раздор, и нежнейшая из страстей получает кровавые жерт- воприношения"3. Любопытно, что и Пушкин в отброшенном позже "руссоистском" монологе Алеко заставил героя наз- вать ревность чувством, чуждым гвободному миру цыган. Предсказывая счастливую будущность своему "дикому" сы- ну, он говорит:
1 Он писал: "Всего замечательнее то, что в Бессара- бии и Молдавии крепостное ястояние есть только меж- ду сих смиренных приверженцев первобытной свободы":Х1, 22). 2 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 62. 3 Там же. С. 75. Нет не преклонит он [колен] Пред идолом какой-то чести Не будет вымышлять измен Трепеща тайно жаждой мести (IV, 446).
Однако для Радищева и Руссо (поскольку возврат к до- общественному состоянию невозможен) альтернативой любой форме несправедливого общества был идеал свободного со- юза земледельцев, работающих на своей земле. В основу идеального строя положена эгалитарная собственность. Это был тот, крестьянский по существу, идеал, который широко прозвучал в русской литературе XVIII - начала XIX в., определив специфическую трактовку знаменитого второго эпода Горация "Beatus ille". Человек "златого века" - "плугом отчески поля орющий"2.
...Подобно смертным первородным Орет отеческий удел Не откупным трудом, свободным, На собственных своих волах". ...В отеческих полях работает один4.
Этот уже традиционный для русской поэзии идеал в по- эме Пушкина резко модифицируется: цыгане - народ, не знающий собственности. Идеалом становится кочевник, а не трудолюбивый земледелец, владелец равной и трудовой собственности. Чрезвычайно существен и этический поворот. Пушкин близок к Руссо и другим мыслителям демократического крыла XVIII в. (например, Мабли), связывая свободу и бедность. Цыгане свободны, ибо бедны:
...привыкни к нашей доле Бродящей бедности и воле (IV, 180).
...Ты любишь нас, хоть и рожден Среди богатого народа. Но не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен (IV, 186).
А в примечании к "Цыганам" Пушкин писал о "дикой вольности, обеспеченной бедностию" (XI, 22). Однако здесь начинается существенное расхождение, говорящее о принадлежности Пушкина к той струе русской общественной мысли (к ней принадлежал и Радищев), кото- рая испытала глубокое влияние гельвецианского материа- лизма. "Бедность" для Руссо, и особенно для Мабли, - средство
1 Ср. у Руссо: создание общества влечет "возникнове- ние вредных и диких правил условной части" (Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 103). 2 Тредиаковский В. К. Стихотворения. Л., 1935. С. 205. 3 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 229. 4 Поэты 1790-1810-х годов. Л., 1971. С. 522.
преодоления страстей - губительного, антиобщественного начала в человеке. Поэтому несправедливое, социально порочное общество, раздираемое конфликтом нищеты и бо- гатства, - одновременно и царство ярких, губительных страстей, которые неизвестны "естественному" человеку. Руссо говорит о контрасте "между косностью первобытного состояния и возбужденной деятельностью, на которую тол- кает нас наше самолюбие" в цивилизованном обществе. У Пушкина, в отличие от этих представлений, проводится мысль о жизненной полноте, яркости, самобытности народа и каждой единицы, составляющей народный коллектив. Это- му противопоставлена мертвенность, [однообразие, стан- дартность рабской жизни в городах. Не случайно воля не- изменно окрашена в эпитеты веселья, а рабство - скуки:
Как вольность, весел их ночлег... Все живо посреди степей... (IV, 179) Крик, шум, цыганские припевы, Медведя рев, его цепей Нетерпеливое бряцанье, Лохмотьев ярких пестрота, Детей и старцев нагота, Собак и лай и завыванье, Волынки говор, скрыл телег, Все скудно, дико, все нестройно, Но все так живо-неспокойно, Так чуждо мертвых наших нег, Так чуждо этой жизни праздной, Как песнь рабов однообразной! (IV, 182).
С этим связано и другое представление: наибольший расцвет человеческой личности - это жизнь творца, ху- дожника. И цыгане ведут жизнь, погруженную в искусство. Музыка становится для них бытом, искусство - каждоднев- ным занятием, источником существования:
Старик лениво в бубны бьет, Алеко с пеньем зверя водит... (IV, 188)
Музыка и неволя - антонимы. В мире цыган искусство и труд стоят в одном ряду ("железо куй - иль песни пой"). Свободное искусство вознаграждается:
Земфира поселян обходит И дань их вольную берет (IV, 188).
(В черновиках было: "И плату бедную берет", но Пуш- кин подчеркнул мысль: "И добровольцу дань берет", а затем уже нашел и окончательный вариант.) В городах же - человек раб, он зависит от других людей:
I Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. С. 77.
Там вольность покупают златом, Балуя прихоть суеты, Торгуют вольностью - развратом И кровью бледной нищеты (IV, 440).
Следует подчеркнуть, что высказанные здесь Пушкиным представления весьма далеки от идей романтизма. При всем различии в оттенках, романтизм неизменно противо- поставлял активную личность толпе. Именно яркость, ге- ниальность, внутреннее богатство или даже колоссальное преступление выделяли романтического героя, делая его непохожим на "людей", "толпу", "народ", "чернь". У Пуш- кина уже с "Кавказского пленника" намечается принципи- ально иное противопоставление: герой, преждевременно состарившийся духом, и яркий, активный народ. Народ в "Цыганах" - не безликая масса, а общество людей, испол- ненных жизни, погруженных в искусство, великодушных, пламенно любящих, далеких от мертвенной упорядоченности бюрократического общества. Яркость индивидуальности не противополагается народу, - это свойство каждой из сос- тавляющих его единиц. При таком наполнении самого поня- тия "народ" цыгане становятся не этнографической экзо- тикой, а наиболее полным выражением самой сущности на- рода. Не случайно народность воспринимается Пушкиным в эти годы, в частности, как страстность, способность к полноте сердечной жизни. (Ср. "Черную шаль", явно тяго- теющую в своем замысле к "Братьям-разбойникам", перво- начально задуманным в том же романсно-балладном ключе, - ср. набросок "Молдавской песни":
Нас было два брата - мы вместе росли - И жалкую младость в нужде провели... (IV, 373)
И то, что ключ к народности ищется в "цыганской" или "молдавской" теме, - не случайно. Дело и в том, что об- раз русского крестьянина влек за собой совершенно иной круг идей - тему крепостничества ("но мысль ужасная здесь душу омрачает..."), а не идеальной жизни, народа в чистой субстанции этого понятия. Но и в другом: еще со времени Державина установилось противопоставление бурного, страстного, темпераментного "цыганского" типа и "чинного" облика русской крестьянки.
Возьми, египтянка, гитару, Ударь по струнам, восклицай; Исполнясь сладострастна жару, Твоей всех пляской восхищай. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Неистово, роскошно чувство, Нерв трепет, мление любви, Волшебное зараз искусство Бакханок древних оживи. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица. Как ночь, - с ланит сверкай зарями, Как вихорь, - прах плащом сметай, Как птица, - подлетай крылами, И в длани с визгом ударяй. Жги души, огнь бросай в сердца От смуглого лица... Нет, стой, прелестница довольно, Муз скромных больше не страши; Но плавно, важно, благородно, Как русска дева, пропляши...
("Цыганская пляска". 1805)
Здесь уже находим и существенный для "цыганской" те- мы образ яркой, жгущей душу страсти, и не менее сущест- венное для нее сочетание любви и смерти - не имеющее и тени мистицизма свидетельство силы земного чувства:
Топоча по доскам гробовым Буди сон мертвой тишины. Страсть, которая не удерживается в пределах умерен- ной гармонии, а пожирает человека, страсть - дисгармо- ния ("в длани с визгом ударяй") - вместе с тем и полное проявление человека, вызывающее воспоминание об антич- ной полноте жизни, то есть о "нормальном" человеке:
Волшебное зараз искусство Вакханок древних оживи.
Мысль о том, что только страсть, выводящая человека за пределы привычного, в "ненормальном" обществе возв- ращает человека к человеческой норме, родилась в XVIII в., но, пройдя сквозь века, прозвучала и в "Сказках об Италии" Горького ("Тарантелла" и другие), и в известных словах Блока:
...только влюбленный Имеет право на звание человека.
Показательно, что еще для И. Дмитриева "цыганская" тема оказалась за пределами искусства: в стихотворение "К Г. Р. Державину" (1805) он ввел образ условно-поэти- ческой буйной толпы:
Рдяных Сатиров и Вакховых жриц -
и лишь в примечаниях пояснил: "Здесь описаны цыгане и цыганки, которые во все лето промышляют в Марьиной роще песнями и пляскою". Итак, не только яркость, при- поднятость над обыденностью героя-цыгана привлекают на- ше внимание при рассмотрении темы настоящего исследова- ния. Для того
1 Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 2. С. 289. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы.
чтобы отличить, к романтической или неромантической, идущей из глубин демократической мысли XVIII в. тради- ции следует отнести тот или иной образ, существенно другое: отношение героя к народу, понимание природы че- ловека и природы народа. В этом смысле очень характерна поэма Е. Баратынского "Цыганка" ("Наложница"), позволя- ющая проследить различие между Земфирой Пушкина и Сарой Баратынского. Поэма Баратынского написана в период сближения поэта с пушкинскими требованиями психологи- ческого реализма (это очень сильно отразилось в предис- ловии, вызвавшем одобрение Белинского), однако принцип структуры характера у Баратынского романтический. Это тем более заметно, что влияние пушкинской традиции, вплоть до прямых цитат', ощущается очень явно. Свобод- ный, основанный лишь на любви, а не на долге и тем бо- лее не на юридических обязательствах, союз героя и Сары определен словами, почти точно заимствованными из пуш- кинской поэмы. И все же сказанное лишь ярче подчеркива- ет разницу в структуре образов. Два женских персонажа поэмы Баратынского противопоставлены, в духе романти- ческих поэм, по принципу темперамента, напоминая анти- тезу Зарема - Мария в "Бахчисарайском фонтане". То, что героиня - цыганка, в данной связи должно подчеркнуть темперамент как основу характера. Иной смысл имеет про- тивопоставление Сары герою. Их характеры приравнивают- ся. За покрывалом бытового повествования вырисовываются романтические контуры сильных, страстных, одиноких на- тур. Оба героя находятся в одинаковых отношениях к лю- дям, народу. "Люди" - это сила, которая не принимает своеобразия, самобытности яркой личности, стремится ни- велировать ее под общий уровень и тем губит. Для героя это "свет", который осудил его разгульную жизнь и властно навязывает ему требования "приличий", безжа- лостно казня за их нарушение. И то, что дело здесь не только в сатире на "свет", а в романтическом осуждении "толпы" (то есть народа), ясно, поскольку по отношению к Саре ту же роль играет хор. Хор в поэме Баратынского - совсем не свободный союз ярких, полных жизни людей, в среде которых и личность человека получает полное раз- витие: хор нивелирует, он не терпит своеволия. Порыв Сары к счастью он наказывает убийством ее возлюбленного и властно возвращает героиню к общему существованию. С этим связан трагический конец: герой-отщепенец погибает под двойным ударом общества и хора, а героини влачат свое существование, подчинившись власти коллектива. Ве- ра становится холодной и приличной женщиной света, а Сара - подчиненной хору и утратившей власть над своей судьбой цыганкой. Общество казнит "беззаконную комету". Все это бесконечно далеко от соотношения человека и на- рода в мире пушкинских цыган. Само появление "цыганской" темы было связано с воз- никновением интереса к народу, литературному изображе- нию народного характера, с тем специфическим пониманием природы человека и народа, которое зародилось в XVIII в. Однако оформиться эта тема смогла лишь в начале XIX в., когда стало возникать представление о мире собс- твенности как не меньшем носителе
Ср. стихи: "И от людей благоразумных...", "Своим пенатам возвращенный..." с "Евгением Онегиным". Есть совпадения и с другими поэмами Пушкина.
зла, чем мир бюрократического гнета. Именно тогда воз- ник герой-номад, цыган, бродяга, погруженный, вместо имущественных забот, в поэзию, музыку, искусство. Под- линный народ в своих высших потенциях - "племя, поющее и пляшущее". Не случайно рядом с "цыганской темой" воз- никает образ народа, живущего в краю песен - "стране искусства". Так возникает сначала гоголевская Украина, затем гоголевская Италия, а позже - тема Италии в русс- кой литературе, которая дойдет до Горького и Блока как своеобразный двойник "цыганской темы". По сути дела, и казаки в "Тарасе Бульбе" - номады, которые отреклись от мира семейственного, имущественного и предались "това- рийству", войне и веселью. Это (что чрезвычайно сущест- венно) воспринимается автором как приобщение личности к стихии, коллективу и коллективным страстям. Но, принци- пиально отличаясь от романтиков, Гоголь считает, что такое приобщение человека к чему-то большему, чем он сам (дружбе, народу, истории, в конечном счете - сти- хии), не означает потери себя. Вместо романтической ан- титезы: яркая личность, отделенная от народа, - смирен- ная безличность, приобщенная к целому (народу, семье, обычаю, обряду, религии, фольклору), здесь бедность и раздробленность, вплоть до полной призрачности личнос- ти, взятой в отдельности, - и яркость, индивидуальная полнота человека, отдавшего себя стихии. Такова стихия боя - веселая, поглощающая и обогащаю- щая личность. Это тоже - погружение в искусство, в му- зыку: "Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заран<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|