Новые издания поэтов XVIII века
⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46
Выход в свет ряда изданий произведений поэтов XVIII в. - событие, привлекающее внимание и специалистов-ли- тературоведов, и рядовых читателей. В данном случае ин- терес этот усугубляется тем, что на титульных листах рецензируемых сборников2 стоят имена поэтов, чьи произ- ведения или вообще впервые предстают перед современным читателем, или предстают в значительно более полном, чем в предыдущих изданиях, виде. Характер сборников определен типом издания. "Библио- тека поэта" была задумана А. М. Горьким как полный свод произведений исторически значительных русских поэтов, включающий наряду с проверенными критическими изданиями текстов справочный аппарат, научный комментарий и всту- питель-
1 Лермонтов М. Ю. Соч.: В 6 т. М.; Л., 1954. Т. 1. С. 73. 2 Кантемир А. Собр. стихотворении / Вступ. ст. Ф. Я. Приймы, подгот. текста и примеч. 3. И. Гершковича. Л., 1956 (Библиотека поэта. Большая серия); Сумароков А. П. Избр. произведения / Вступ. ст., подгот. текста и при- меч. П. Н. Беркова. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая серия); Богданович И. Ф. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. И. 3. Сермана. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая серия). В дальнейшем ссылки на эти издания даются в тексте.
ные статьи, содержащие историко-литературный анализ из- даваемых произведений. Издание рассчитано на широкий круг любителей русской литературы, имеющих уже элемен- тарные сведения о ее развитии и желающих расширить и углубить свои представления в этой области: литерато- ров, студентов, учителей-словесников. Рецензируемые сборники имеют бесспорное значение для ознакомления читателя с богатым наследием русской поэ-
зии XVIII в. Читатель получает возможность ознакомиться в полном объеме с поэтическим наследием Кантемира - литератора, который, по характеристике В. Г. Белинско- го, "первый на Руси свел поэзию с жизнью", - и рядом трагедий Сумарокова. Творчество Богдановича вообще впервые после длительного перерыва становится доступным широкому кругу читателей. Комментарий, давая необходи- мые справки элементарного характера, в ряде случаев представляет самостоятельный научный интерес. Предпосланные сборникам вступительные статьи, помимо общих сведений о жизни и творчестве Кантемира, Сумаро- кова и Богдановича, содержат ряд новых положений, одна часть которых бесспорно войдет в исследовательскую ли- тературу как доказанная, другая, видимо, сделается предметом научных обсуждений. Обширная статья Ф. Я. Приймы "Антиох Дмитриевич Кан- темир" дает широкую картину творческого пути первого русского поэта-сатирика. Интересно проанализирован творческий метод писателя. Свежи и убедительны сообра- жения о том, что в парижский период жизни произошло не "понижение уровня" "политической мысли" Кантемира, как это принято было считать, а дальнейшее ее идейное соз- ревание. Вместе с тем некоторые положения автора не мо- гут быть приняты безоговорочно. Наиболее спорным представляется вопрос об общем оп- ределении природы мировоззрения Кантемира. Почти через всю статью исследователь настойчиво проводит определе- ние Кантемира как русского просветителя XVIII в. По мнению автора статьи, Кантемир "критикует "благородс- тво" происхождения с точки зрения просветительской тео- рии "естественного права"" (с. 13). Задачи литературы он понимает "в духе просветительской идеологии XVIII века" (с. 17). "Писателем-просветителем" назван Канте- мир на с. 31 и в ряде других мест статьи. Тезис этот,
однако, совсем не столь бесспорен. Необходимо отметить, что в исследовательской литера- туре последних лет наметилась тенденция весьма расшири- тельно пользоваться этим термином. Его применяют к дея- телям, верившим в разум и отрицательно относившимся к церковной догматике, к сторонникам распространения гра- мотности в народе, к людям, осуждавшим жестокие дейс- твия помещиков, и т. д. и т. п. Создается угроза утраты этим термином его исторически конкретного содержания. Остановимся на том, какое содержание вкладывали в этот термин классики марксизма. Многократно обращаясь к истории общественного сознания
Издание 1867-1868 гг. под ред. П. А. Ефремова дав- но уже стало библиографической редкостью и массовому читателю практически недоступно.
XVIII в., К. Маркс и Ф. Энгельс неизменно пользовались термином "просветительство" для определения той боевой, буржуазной по своему классовому содержанию идеологии, которая, возникнув в предреволюционную эпоху, являлась непосредственной теоретической основой следующего, уже революционного этапа общественного развития. Просвети- тели могли не быть (и часто не были) революционными де- ятелями, но теоретически их воззрения подразумевали осуждение феодального порядка и идеологически подготав- ливали революцию. В письме Ф. Энгельсу от 25 марта 1868 г. К. Маркс писал о реакции "на французскую революцию и связанное с нею Просвещение (курсив мой. - Ю../7.)". Ф. Энгельс в "Развитии социализма от утопии к науке" назвал просветителей "великими людьми", "которые во Франции просвещали головы для приближавшейся револю- ции"2. Просветители - философы, "подготовлявшие револю- цию"3. В. И. Ленин, говоря о "просветителях", также имел в виду идеологов боевых антифеодальных классов, а в России - "с соответственным преломлением через призму русских условий" - крепостного крестьянства. Ввиду особой важности этой ленинской формулировки при- ведем ее полностью. В. И. Ленин писал: "По характеру воззрений Скалдина можно назвать буржуа-просветителем. Его взгляды чрезвычайно напоминают взгляды экономистов XVIII века (разумеется, с соответственным преломлением
их через призму русских условий), и общий "просвети- тельный" характер "наследства" 60-х годов выражен им достаточно ярко. Как и просветители западноевропейские, как и большинство литературных представителей 60-х го- дов, Скалдин одушевлен горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социаль- ной и юридической области. Это первая характерная черта "просветителя". Вторая характерная черта, общая всем русским просветителям, - горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вооб- ще всесторонней европеизации России. Наконец, третья характерная черта "просветителя" это - отстаивание ин- тересов народных масс, главным образом крестьян (кото- рые еще не были вполне освобождены или только освобож- дались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с со- бой общее благосостояние, и искреннее желание содейс- твовать этому"4. Просветительская идеология могла возникнуть лишь в определенных исторических условиях, в период кризиса феодально-крепостнического строя (для России - не ранее второй половины XVIII в.). Просветительская идеология обладала рядом присущих ей характерных черт: верой в природное равенство людей, в право людей на земное, ма- териальное счастье, верой в благородство "естественных" склонностей человека. "Просветители" считали, что мо- раль должна строиться на основе личной пользы; утверж- дая, что среда воспитывает человека, они вплотную под- ходили к идее справедливого переустройства общества. Угнетение человека казалось им противоестественным,
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1964. Т. 32. С. 44. 2 Там же. Т. 19. С. 189. 3 Там же. С. 192. 4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. М., 1958. Т. 2. С. 519.
При всем обилии философских оттенков - от прямого ате- изма до деизма - философски они стояли на почве матери- ализма. Их гносеологии были обычно свойственны сенсуалисти- ческие черты. Вера "просветителя" в господство разума
означала совсем не мысль о том, что просвещение разума людей само по себе решит все социальные вопросы. Даже мирный, мыслящий не революционно "просветитель" пола- гал, что устранение ложных понятий в голове человека - лишь первый шаг к уничтожению ложных социальных инсти- тутов. В качестве же этих "ложных" институтов мыслилось все, что связано с политическим, сословным неравенс- твом, крепостным правом и его порождениями. Энгельс, цитируя слова Гегеля о том, что в эпоху "просвещения" "мир был поставлен на голову", показывает, что это по- нятие неотъемлемо включало и то, что "человеческая го- лова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованием, чтоб их приз- нали основой всех человеческих действий и общественных отношений", и то, что "действительность, противоречив- шая этим положениям, была фактически перевернута сверху донизу". "Просветители" были рационалистами, однако наличие одной рационалистической веры в познающую мощь разума недостаточно для возникновения качества "просве- тительства". Даже беглого ознакомления с мировоззрением великих представителей русской общественной мысли начала и пер- вой половины XVIII в. - Посошкова, Прокоповича, Татище- ва, Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского - достаточно, чтобы убедиться в том, что в их позиции еще не созрели (а исторически и не могли созреть!) основные принципы "просветительной" идеологии. Не рассматривая, по сооб- ражениям места, этот вопрос во всей полноте, остановим- ся на аргументах, приводимых Ф. Приймой в пользу "прос- ветительства" Кантемира. Ф. Прийма совершенно прав, когда указывает, что Кан- темир был "противником клерикализма и религиозного дог- матизма" и отрицательно относился к монахам, которых "весьма гнушался" (с. 36). Однако необходимо иметь в виду, что на такой же позиции стояли многие обществен- ные деятели тех лет, говорить о которых как о "просве- тителях" (не в житейском, а в научно-терминологическом смысле этого слова) нет оснований. Таковы, например, Татищев и Петр I, который монахов именовал "долгими бо- родами, кои по тунеядству своему ныне не в авантаже об- ретаются", а к их смертным грехам считал необходимым прибавить еще один - "лицемерие и ханжество". Даже Ф. Прокопович, сам видный церковный деятель, был свободен от средневекового преклонения перед догматикой. В связи с изуверской кампанией, развернутой Стефаном Яворским вокруг дела Тверитинова и его единомышленников, Проко-
пович, отражая официальную правительственную линию, в специальном "Слове" требовал, "дабы тщалися пастырие учити народ правильному святых икон почитанию и отво- дить его всячески от боготворения"2.
1 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 190. 2 Прокопович Ф. Слова и речи. СПб., 1870. Ч. 1. С. 93.
Приводимые Ф. Приймой аргументы в пользу наличия "мате- риалистических элементов в философском сознании А. Кан- темира" (с. 36-37) требуют подкрепления - в таком виде они не обладают безоговорочной убедительностью. Факт прямых выступлений Кантемира против Эпикура не может быть снят лишь тем, что в библиотеке поэта имелось три издания Лукреция, а в одном из его писем содержится беглое упоминание о том, что критика философии Лукреция представляет для него такой же интерес, как и сама эта философия (с. 36). Ни "пропаганда гелиоцентрической системы Коперника", ни стремление "к исследованию "причин действий и ве- щей"" не говорят еще о связи Кантемира с той специфи- ческой формой материализма, которая составляла элемент просветительской идеологии и характеризовалась сенсуа- лизмом в гносеологии и этике. Да и сам автор на с. 35 совершенно верно связывает Кантемира с картезианским рационализмом. Развитие этого тезиса, видимо, было бы более плодотворным, чем искусственное сближение Канте- мира с тем историческим этапом, для возникновения кото- рого в России еще не было оснований. Ссылка на упоминание Кантемиром "оснований права ес- тественного", "естественного закона" и Пуффендорфа так- же не обладает достаточной убедительностью. Просветите- ли были сторонниками теории "естественного права" и до- говорного происхождения государства, однако сами по се- бе эти теории возникли задолго до XVIII в. и имели ши- рокое хождение в политических доктринах допросветитель- ского периода. Теории "светской", "земной" природы го- сударства широко использовались и идеологами дворянско- го абсолютизма. В России мысль о политической, а не церковной природе государства встречается уже у И. Пе- ресветова и Ермолая-Еразма, позже у С. Полоцкого и старца Авраамия. Именно в теории естественного права видел Ф. Прокопович обоснование идеи сильной самодер- жавной власти: "Зри же, аще не в числе естественных за- конов есть и сие, еже быти властем предержащим в наро- дех?" ("Слово о власти и чести царской")'. Следует не забывать, что пропаганда сочинений Пуффендорфа и Гуго Гроция была официально санкционирована правительством Петра I и воспринималась как защита идей абсолютизма. Для решения вопроса о природе воззрений Кантемира особое значение имеет отношение его к положению русско- го крестьянина. Собранные здесь Ф. Приймой факты свежи и интересны, однако их недостаточно для того, чтобы увидеть в позиции Кантемира "отстаивание интересов на- родных масс" и "вражду к крепостному праву" (Ленин). Жалоба крестьянина в V сатире действительно написана сильно и выразительно. Можно согласиться с Ф. Приймой, что Кантемир "открывает крестьянскую тему в русской ли- тературе" (с. 18). Однако нельзя забывать того, что не- довольство крестьянина поэт объясняет его "неразумием", тем, что люди никогда не бывают довольны своим положе- нием: люди - "бессчетных страстей рабы". Кстати, вслед за стихами 699-712 V сатиры, содержащими жалобу кресть- янина и приведен-
1 Прокопович Ф. Слова и речи. Ч. 1.
ными во вступительной статье, в тексте сатиры идет из- вестное место, рисующее жизнь крестьянина совершенно иначе, в духе "златой посредственности" Горация:
Заплачу подушное, оброк - господину А там, о чем бы тужить, не знаю причину: Щей горшок, да сам большой, хозяин я дома, Хлеба у меня чрез год, а скотам - солома.
Рационалистическое мировоззрение, возникшее в пери- од, когда дворянский абсолютизм боролся в России со средневековыми формами общественной жизни и обществен- ного сознания, предшествовало "просветительству". Оно имело с ним общие черты - веру в разум, отрицание суе- верия, догматизма, оно расчищало дорогу "просветите- лям", но представляло собой явление, качественно сво- еобразное и наполненное иным социальным содержанием. Напомним, что К. Маркс настойчиво отделял рационалистов XVII в. от "просветителей". Он указывал, что, "поражен- ная французским просвещением, и в особенности французс- ким материализмом, метафизика XVII столетия праздновала свою победоносную, полную содержания реставрацию в лице немецкой философии"1. Все основные черты мировоззрения Кантемира вытекают, как это указывает и Ф. Прийма (см. с. 5), из идеологии и политики Петровской эпохи. Но станет ли кто-нибудь утверждать, что петровская государственность осущест- вляла социально-политическую программу "просветителей"? Интересная статья Ф. Приймы поднимает широкий круг вопросов и весьма плодотворна для изучения и обсуждения творчества А. Кантемира. В эпоху, когда развертывалась литературная деятельность Кантемира, верность принци- пам, декларировавшимся в эпоху петровских преобразова- ний, уже сама по себе означала определенное движение вперед. Создание "регулярного" государства, отвечая в первую очередь интересам русского дворянства, не могло быть осуществлено руками одних дворян - оно требовало привлечения к историческому созиданию гораздо более ши- роких общественных кругов. Иллюзия общенародного харак- тера программы правительства Петра I поддерживалась у современников еще и тем, что реформы начала XVIII в. действительно одновременно решали и ряд задач общенаци- онального характера, отвечавших не только классово-ко- рыстным интересам дворянства, но и имевшим действитель- но прогрессивный смысл. В этих условиях пафос общесос- ловного, национального дела, идеи патриотического труда всех граждан на благо России соответствовали правитель- ственному идеологическому курсу. Они были предельно четко сформулированы, например, в таких программных до- кументах, как приказ Петра перед Полтавским боем и речь Ф. Прокоповича по случаю мира со Швецией. Реальный ис- торический смысл собственных действий был порой скрыт от передовой части деятелей начала XVIII в. Люди, кото- рые ценой невероятных усилий и жертв на полях Полтавы, в морских сражениях, на строительстве новых заводов создавали новую
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 154.
Россию, искренне верили, что "стал вдруг народ уже но- вый" (Кантемир), что великие жертвы нужны для торжества над невежеством и стариной, во имя разума, науки и об- щего блага. Цель нового государства - всенародная поль- за. Но когда, ценой великих общенародных усилий, Рос- сия, по словам Пушкина, "въехала в Европу как боевой корабль - при стуке топора и громе пушек", когда новое государство было построено, перед глазами самих его творцов открылось не здание просвещенной России "для всех", а фасад дворянской монархии, крепостнического и бюрократического государства, разъедаемого коррупцией и возглавляемого быстро сменяющимися невежественными, но полновластными временщиками. В этих условиях верность вчерашним лозунгам "народного блага", патриотизма, мысль о том, что любой гражданин, независимо от сослов- ной принадлежности, - сын отечества, и мечта о ца- ре-труженике приобретали новый смысл. Не только для Кантемира, но и для писателей типа Ломоносова действи- тельность, с которой они сталкивались на каждом шагу, мыслилась еще как большое количество случайностей, за- висящих от злой воли отдельных лиц, повинных в наруше- нии заветов Петра. В этих условиях идеализация Петра I могла выступать как первый шаг к критике современности. Теоретики этого типа не могли еще противопоставить идее сословного дворянского строя мысль о народной республи- ке без дворян, но их утопический идеал общесословного государства - огромной мастерской, в которой люди раз- личаются родом занятий, но едины в патриотическом рве- нии, содержал уже в зародыше возможность отрицания принципа сословности. Путь Кантемира к V сатире, содер- жащей горькое сомнение в преобразовательной силе отвле- ченного разума, Ломоносова - к последним одам, в кото- рых Петр является гневным судьей современных царей, Тредиаковского - к "Тилемахиде" подготавливал те исход- ные позиции, из которых в дальнейшем развилось русское "просветительство". Вступительная статья П. Н. Беркова "Жизненный и ли- тературный путь А. П. Сумарокова", по существу, предс- тавляет собой исследование творческого пути одного из виднейших деятелей русского классицизма. Основы истол- кования творчества Сумарокова в отечественной истори- ко-литературной науке были заложены Г. А. Гуковским, неоднократно возвращавшимся в своей исследовательской работе к творчеству этого писателя. Данный Г. Гуковским анализ художественного метода Сумарокова широко вошел в исследовательскую литературу и в основном сохраняет на- учный кредит и в настоящее время. Статья П. Беркова не ограничивается, однако, суммированием уже вошедших в научный оборот фактов и мнений - она дает во многом но- вую концепцию творчества поэта. Целый ряд ее положений, бесспорно, будет учитываться теми, кто в дальнейшем об- ратится к изучению русского классицизма. Если до сих пор в научной литературе при объяснении политической и эстетической позиций Сумарокова указыва- лось на рационалистическую - в картезианском духе - природу его мировоззрения, то, по мнению П. Беркова, "по своим философским воззрениям Сумароков был очень близок к сенсуалистам. В статье "О разумении человечес- ком по мнению Локка" он сочувственно излагает доводы английского философа против учения о врожденных идеях" (с. 11). Далее П. Берков считает, что "на основе эклек- тического соединения во взглядах Сумарокова элементов сенсуализма и рационализма формулировались его полити- ческие и социальные убеждения" (с. 13). Мысль эта представляется весьма плодотворной. Хотелось бы, одна- ко, найти в статье ее развитие применительно к эстети- ческой позиции Сумарокова. Интересно было найти в статье и объяснение таких философских статей Сумароко- ва, как "К худу или к добру человек родится". Творчест- во Сумарокова подробно раскрыто в статье П. Беркова. Во многих отношениях писатель предстает перед нами в новом свете. Известные возражения может вызвать лишь определение в статье смысла идейной эволюции Сумарокова. Справедли- во отметив, что в творчестве Сумарокова быстро "растут черты критицизма по отношению к придворному дворянскому кругу, к заносчивому и наглому "вельможеству"" (с. 20), П. Берков делает вывод, что Сумароков сначала "был поэ- тическим выразителем всего "дворянского корпуса" в це- лом, был литературным идеологом всего правящего класса" (с. 19), а "кончает Сумароков как поэт хотя и дворянс- кий, но при всех внешних выражениях своей верноподдан- ности явно враждебно настроенный по отношению к Екате- рине II" (с. 20). Вопрос этот, как нам кажется, нуждается в уточнении. Середина XVIII в. в России дает необычайно яркую карти- ну переплетения различных группировок господствующего класса, отражавшего и столкновение политических тече- ний, и просто беспринципную борьбу за власть. Успешно роль дворянской идеологии могла выполнить лишь такая система теоретических представлений, которая бы наибо- лее последовательно, гибко и умело могла представить господство дворянства как класса в "очищенном", облаго- роженном облике. Такая система идей, хотя и возникала в среде одной группы - передового, либерального дворянс- тва, являлась идеологией класса в целом, ибо только она могла теоретически оправдать практическое господство помещиков. Однако такое соотношение теории и практики отнюдь не означало безоговорочного оправдания послед- ней. Для того чтобы оправдать господство дворянства, теоретик должен был осудить, подвергнуть критике все протекавшие перед его глазами насилия и беззакония, объявить их не следствием принципов, лежащих в основе самого строя, а лишь результатом случайностей, злой во- ли людей. Сама действительность воспринималась идеоло- гом дворянства лишь как частичное, изуродованное, "заг- рязненное" воплощение дорогих его сердцу принципов. Быть выразителем дворянства как класса, конечно, не значило стоять на уровне - нравственном и культурном - этого класса, и Сумароков, резко критиковавший совре- менного ему дворянина, вельможу, чиновника и даже дес- пота-царя, стремился "возвысить" реальный порядок кре- постнической монархии до уровня идеально-разумного сос- ловного государства. Для Сумарокова действительность, уже в силу своего грубо-материального характера, не могла полностью выразить теоретические идеалы и подле- жала критике. Необходимо отметить, что эта субъективно направлен- ная на укрепление дворянского господства критика исто- рически сыграла двойственную роль: создавая традицию обличения действительности, она способствовала и идейному воспитанию демократической интеллигенции. Сатирики второй половины XVIII в. охотно подчеркивали свою связь с сумароковской традицией. Статья И. 3. Сермана "И. Ф. Богданович" является но- вым словом в изучении этого интересного и значительного поэта, которому советское литературоведение до сих пор уделяло минимальное внимание. В статье убедительно раскрыта как несостоятельность карамзинской легенды о Богдановиче, так и исторические предпосылки возникнове- ния этой легенды. Тонко и интересно выполнен анализ "Душеньки" - автор раскрывает отличие поэмы и от тра- вестийной поэмы классицизма, и от того пути преодоления классицизма, на который встал В. Майков в "Елисее". И. 3. Серман считает, что "в основном Богданович должен был действовать самостоятельно, не опираясь ни на какую традицию" (с. 36). Убедительно раскрыто в статье отли- чие творческого метода Богдановича от Лафонтена1. И. 3. Серман приходит к выводу о том, что "Душенька" "стала одним из первых явлений русской предромантической поэ- зии" (с. 41). В целом статьи Ф. Приймы, П. Беркова и И. Сермана представляют бесспорный вклад в изучение литературы XVIII в. Рецензируемые сборники отличаются удачным под- бором и высоким качеством подготовки текстов, а также полнотой и точностью комментариев. "Библиотека поэта" призвана дать полную картину истории русской поэзии - читатель ждет новых выпусков, в том числе посвященных и поэтам XVIII в.
Книга о поэзии Лермонтова
Появление книги о творчестве Лермонтова2 представля- ет интерес не только для профессионалов-литературове- дов, но также для широкого круга читателей - любителей русской поэзии. Несмотря на очевидные успехи советской науки о Лермонтове, творчество поэта все еще остается значительно менее исследованным, чем, например, насле- дие Пушкина, Гоголя или Толстого. Все еще возможен спор не по частным вопросам истолкования того или иного про- изведения Лермонтова, а по самым коренным проблемам его мировоззрения, идейной эволюции, творческого метода. Если к этому прибавить то бесспорное обстоятельство, что даже на фоне неоскудевающего интереса современного советского читателя к вечно живой традиции русской и мировой классической литературы Лермонтов выделяется особенной "мо-
1 Хотелось бы лишь, чтобы вопрос о традиции не толь- ко русской, но и западноевропейской литературы был пос- тавлен в статье более широко. Любопытно было бы сопос- тавить "Душеньку" не только с "Любовью Амура и Психеи" Лафонтена - сравнение напрашивается в силу сюжетной близости поэм, - но и, например, с "Обероном" Виланда. 2 Максимов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959.
лодостью" (факт, хорошо знакомый каждому, кто наблюдал за читательскими интересами молодежи), станет понятно, с каким вниманием встречается каждая новая книга о творчестве писателя. Книга Д. Максимова называется "Поэзия Лермонтова". Однако фактически она значительно шире своего заглавия. Строя свое исследование как серию научных очерков, час- тично посвященных общим вопросам художественного разви- тия поэта ("Поэзия Лермонтова"), частично освещающих некоторые важные аспекты его творчества ("Тема простого человека в лирике Лермонтова"), вопросы лермонтовской традиции ("Лермонтов и Блок") или представляющих моног- рафический анализ отдельного произведения ("Мцыри"), автор не ставит перед собой задачи исчерпывающего изу- чения всех сторон многогранного наследия Лермонтова-по- эта. Но круг рассматриваемых им вопросов настолько ши- рок и настолько связан с самыми существенными проблема- ми творчества писателя, что у читателя остается в памя- ти не ряд частных разысканий, объединенных лишь общ- ностью имени изучаемого писателя, а единый, многогран- ный и в значительной степени по-новому увиденный образ великого поэта. Это единство книге придает стремление автора раскрыть в творчестве Лермонтова самое основное - его идейно-художественное своеобразие. Исключение здесь, пожалуй, составляет лишь заключительный очерк "Лермонтов и Блок", который стоит несколько особняком, лишь намечая, но не исчерпывая собой темы о Лермонтове и последующей традиции русской поэзии. В результате отказа автора от монографического расс- мотрения всего поэтического наследия Лермонтова книга приобрела, на первый взгляд, известную неполноту. Одна- ко та же особенность построения имеет бесспорные поло- жительные стороны: она позволила автору не повторять того, что сделано его предшественниками, а сосредото- чить свое внимание на малоизученных, спорных, а часто и совершенно новых, еще не поднимавшихся в исследователь- ской литературе вопросах. Этим определяется и общее впечатление новизны, свежести аналитической мысли, ко- торое оставляет книга. Ощущение это поддерживается ши- роким и свободным привлечением богатого историко-лите- ратурного материала. Центральное место в работе занимает обширный обзор поэтического наследия Лермонтова. Анализируя стихотвор- ные циклы, поэмы, широко привлекая материал драматургии и прозы Лермонтова, Д. Максимов раскрывает природу осо- бого "лермонтовского" взгляда на жизнь. В книге цент- ральное место занимает "лермонтовский человек" - тот гневный, протестующий, героический и трагический образ, который возникает из лирики поэта. Исследователь вскры- вает неразрывную связь и единство разрушительных и со- зидательных тенденций в поэзии Лермонтова, ее лиризма и обличения. "Грозная сила стиха и затаенная в нем горя- чая и трепетная интонация неотделимы здесь друг от дру- га. Сочетание этих двух лирических начал является одной из самых примечательных особенностей Лермонтова, выде- ляющей его на фоне русской поэзии" (с. 19). Бесспорное сочувствие вызывает стремление автора ре- абилитировать значение романтизма как прогрессивного художественного метода, во многом определившего своеоб- разие поэтического сознания Лермонтова. "Пора отказать- ся, - пишет он, - от недооценки романтизма, от нежела- ния видеть в нем - в первую очередь в творчестве левых романтиков - великое прогрессивное явление литературы" (с. 13). Эволюция Лермонтова в сторону реализма не дает права рассматривать его романтическую поэзию как худо- жественно неполноценную, своеобразный "грех юности", избавление от которого составляет смысл творческого развития поэта. Как показывает Д. Максимов, сам переход Лермонтова к реализму (в отличие, например, от Пушкина) не означал отказа от коренных принципов романтизма. "Особенностью этого процесса является то, что он не снимает романти- ческого лиризма Лермонтова и вполне уживается с поэти- зацией мятежного духа лермонтовских героев, а - в из- вестной мере - объективирует эту романтическую стихию" (с. 65). Совершенно новую, не замеченную другими исследовате- лями сторону творчества Лермонтова освещает глава "Тема простого человека в лирике Лермонтова". Вопрос этот имеет особо важное значение для понимания всего твор- чества Лермонтова. Образ "простого человека", сопровож- дающий Лермонтова на всех этапах его поэтической жизни, имеет сложную судьбу, не учитывая которой нельзя понять взаимоотношений романтического героя и народа в произ- ведениях поэта. Глава раскрывает конкретно-историческое содержание народности поэзии Лермонтова. Свежо и инте- ресно написаны страницы, посвященные рассмотрению связи мотивов "дружбы" и "товарищества" с организационными формами развития русского освободительного движения после восстания декабристов. Хотелось бы лишь, чтобы само понятие "простого человека" было определено более четко, чтобы автор отграничил его содержание от возник- ших позже в литературе 40-60-х гг. XIX в. понятий "ма- ленький человек" и "человек из народа". С большим интересом читается глава о "Мцыри", в ко- торой исследователь свежо и убедительно раскрывает фи- лософскую и художественную природу поэмы. Вместе с тем не все в этой содержательной, богатой мыслями книге представляется бесспорным. Присоединяясь к часто высказываемому мнению, автор делит зрелые поэмы Лермонтова на романтические и реа- листические. Критерием является то, что поэмы первой группы объединены "образами высоких героев", а в реа- листических поэмах герои "снижены или психологизирова- ны, смыкаются с бытом или даже растворяются в нем" (с. 71-72). Подобное деление не лишено научных оснований и не вызвало бы возражений, если бы одинаковое определение поэм "Мцыри" и "Демон" как романтических не скрадывало глубокого различия в художественном методе этих произ- ведений. Выдающаяся личность, как она представлена в "Демоне", - это фигура не только протестующая, но и эгоистическая. Формула юношеского стихотворения Лермон- това: "Собранье зол его стихия" - остается действитель- ной для образа Демона на всех этапах создания поэмы. Как справедливо отмечает Д. Максимов, "Демон переносит свое презрение на весь человеческий род" (с. 79). Ему чужда и природа, которую он окидывает "презрительным оком". Иначе строится образ Мцыри: в основе его лежит вера в прекрасную, гармоническую, рожденную для счастья человеческую личность. Причем счастье ее состоит не в индивидуалистическом погружении в сокровенные тайны своего духа, не в забвении реального мира (к чему при- зывает Демон Тамару), а в приобщении к этому миру, ко всей полноте существования, которую он может дать чело- веческой личности, - в счастье любви, борьбе и единстве с природой. Природа, этот антипод созданной людьми "тюрьмы" - общественному порядку, - предстает как царс- тво безусловного добра. Трудно согласиться с утверждением автора, что "силы природы" в<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|