Методики выявления детей, подвергающихся или подвергшихся жестокому обращению.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Методики выявления детей, подвергающихся или подвергшихся жестокому обращению. В свете данного документа понятие «методика» понимается как «алгоритм действий», направленных на предупреждение социально-психологической дезадаптации детей, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации. Проблема состоит в том, что дети по разным причинам могут скрывать случаи применения к ним физического насилия, а также не сообщать о своих суицидальных намерениях. Особенно это касается детей, проживающих в приемных семьях и в школах-интернатах. Следует иметь в виду, что источником жестокого обращения с ребенком могут быть не только взрослые, но, что бывает гораздо чаще, и сверстники. Данная методика направлена на раннее выявление именно этой категории несовершеннолетних и предназначена для специалистов по социальной работе и социальных педагогов - людей, находящихся в непосредственном и продолжительном контакте с детьми. При этом, имеется в виду, что педагогу не требуется проводить стандартизированное психодиагностическое исследование, которое является уделом педагога-психолога. Но в случае необходимости педагог может направить ребенка к психологу. Однако, специалисты имеют право на проведение педагогической диагностики. Такая диагностика не выходит за пределы компетенций педагога и не требует специального психодиагностического инструментария. Её преимуществом является простота процедуры и незначительные временные затраты на её проведение с возможностью выявление проблемы на ранних сроках. Первый этап – фронтальная диагностика детского коллектива. На этом этапе предлагается воспользоваться следующими фронтальными методами:
· Метод педагогического наблюдения. · Социометрическое исследование. · Анализ детских рисунков на заданную тему. 1. Метод педагогического наблюдения Наблюдение за ребенком в процессе его деятельности (учебной, досуговой , игровой) - наиболее информативный метод педагогической диагностики, поскольку проводится в различных ситуациях, на протяжении длительного периода времени и в условиях сравнительного наблюдения. Он позволяет сделать вывод о типе темперамента и психотипе ребенка, реакциях на различные жизненные ситуации, степени адаптации и стрессоустойчивости, работоспособности, продуктивности, склонности к демонстративному и агрессивному поведению, привычках, пристрастиях и планах на будущее. Основное внимание специалист должен обращать на проявления новых, необычных, нехарактерных особенностей в поведении ребенка. Именно они – признак его дезадаптации. Какие внешние признаки могут свидетельствовать, например, о жестоком обращении с ребенком? Самый важный признак – кровоподтёки, ссадины, ушибы на теле ребенка. Однако, специалист не имеет возможности полного осмотра ребенка. Но он может фиксировать видимые повреждения на открытых участках тела (лицо, шея, кисти рук). При появлении следов каких-либо травм специалисту следует уточнить их происхождение, поговорив с ребенком. Если выявлено жестокое обращение – зафиксировать факт наличия видимых повреждений, написав соответствующую докладную записку директору учреждения. В школе, с которой необходимо работать совместно, могут быть организованы периодические внешние осмотры детей, результаты которых должны фиксироваться в журнале. Там же должна быть зафиксирована причина повреждений. Это позволит выявить детей, которые систематически получают физические травмы. Косвенным признаком того, что к ребенку применяют физические наказания являются непроизвольные защитные двигательные реакции ребенка в ответ на резкие движения, которые специалист может совершать при жестикуляции. В таких случаях ребенок может непроизвольно наклониться, попытаться прикрыть голову руками, зажмуриться. В этот момент важно спросить ребёнка о причине такого «защитного» поведения.
Повышенная агрессивность ребенка также должна насторожить, поскольку может быть результатом социального научения и косвенно свидетельствовать о том, что к ребенку применяют физические меры воздействия. Надо помнить, что физическое наказание является стрессовым фактором и может провоцировать либо острую стрессовую реакцию, либо вызывать расстройство адаптации. Данные состояния имеют определенную внешнюю картину. Стрессовая реакция может проявляться в первые часы и проходит через 2-3 дня после неожиданного, сильного наказания и проявляться у вполне до этого здорового ребенка. Она характеризуется состоянием некоего «оглушения» с сужением объема внимания, отрешенностью, неадекватными реакциями на внешние стимулы. Состояние может углубиться за счёт нарастания тревоги или страха и смениться возбуждением (реакцией бегства). При этом могут отмечаться вегетативные проявления – покраснение лица, сердцебиение, потливость. Ребенок может замкнуться, перестать общаться. Может плакать. Иногда стрессовое событие вычеркивается из памяти, амнезируется ребенком в результате включения психологической защиты. Поэтому важно сразу попытаться «разговорить» ребенка, дать ему возможность излить то, что его беспокоит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|