2. Социометрическое исследование
Расстройство адаптации (дистресс) возникает при длительном воздействии стрессора (например, при систематических серьезных физических наказаниях ребенка). Оно проявляется тревогой, беспокойством, пониженным настроением. Ребенок не может справляться с проблемами, которые раньше разрешал сам. Не строит планов на будущее. При этом не желает оставаться в создавшейся ситуации. У него ухудшается успеваемость. Отмечается тревога и сниженное настроение. Иногда нарушается поведение (особенно у подростков), отмечаются напряжённость, агрессия, гнев. Такие дети могут отличаться особой жестокостью. У некоторых детей появляются регрессивные состояния: сосание пальцев, энурез. Был случай появления дневного недержания кала у ребенка, систематически избиваемого отцом за плохую успеваемость в школе. В другом случае систематически избиваемый ребенок «срывал зло» на однокласснике, заставляя его совершать с ним гомосексуальные акты. Состояние дистресса может продолжаться до 6 месяцев. Затем провоцируется развитие психосоматических заболеваний (астматические состояния, вегетососудистые дистонии, нейродермиты, гастриты, колиты). Дети переходят в разряд часто и длительно болеющих. Систематические физические наказания могут сопровождаться угрозами, шантажом и требованиями родителей (или сверстников) умалчивать о том, что произошло. В этом случае ребенок будет избегать контакта с педагогами и иными специалистами, уходить от обсуждения данной темы в присутствии родителей (или сверстников). При этом в беседе один на один может рассказать о насилии. Надо иметь в виду, что если источником жестокого обращения с ребенком являются сверстники, то они могут прибегать к использованию современных средств связи, Интернета как инструмента дополнительного (психологического) насилия. Так наблюдался случай, когда о подростке в сети были распространены порочащие его сведения что, привело к суицидальной попытке с его стороны. В данном случае важен родительский контроль за средствами коммуникации ребенка.
Какие признаки могут помочь заподозрить наличие у ребенка депрессивного состояния? Эмоциональные расстройства в детском возрасте проявляются в виде тревог и страхов и могут проходить совершенно бесследно. Некоторые ученые полагают, что они – вариант нормального развития ребенка. Если говорить о настроении, то следует отметить, что для детского возраста характерно состояние некой «гипомании» - состоянии с легким подъемом настроения, оптимистичностью, повышенной энергичностью и активностью, разговорчивостью, физической и психической продуктивностью. На этом фоне достаточно легко заметить «депрессивного» ребенка. Для этого эмоционального состояния характерны три основных и несколько дополнительных признаков, которые сохраняются у ребенка более 2-х недель. Основные обязательные признаки депрессивного состояния: 1. Пониженное настроение (особенно по утрам). 2. Падение психической активности (утрата интереса, удовольствия). 3. Падение физической активности (утомляемость, усталость, «лень»). Дополнительные (не обязательные) признаки: 4. Рассеянное внимание («Я не успеваю»). 5. Снижение самооценки и уверенности в себе («Я не смогу»). 6. Идеи виновности, самоуничижения («Я хуже других»). 7. Унылое видение будущего («Я не знаю, что будет»). 8. Наличие мыслей о причинении вреда себе («Хорошо бы заболеть»). 9. Нарушенный сон с ранним пробуждением («Я хочу спать»). 10. Сниженный аппетит и падение массы тела («Всё невкусно»).
Для подростков характерны атипичные проявления депрессивных состояний, при которых изменения настроения маскируются раздражительностью, истерическими реакциями, началом употребления алкоголя или ПАВ, ипохондрическими или фобическими переживаниями.
2. Социометрическое исследование Выше было сказано, что жестокое обращение с ребенком может приводить к депрессии, депрессия – к суициду. Ранним признаком психоэмоционального неблагополучия является ломка социальных связей ребенка и появление социальной дезадаптации. Один из главных методов по выявлению детей, находящихся в таком состоянии - социометрическое исследование. Проведение классической социометрии – трудоемкое занятие. Предлагается вариант экспресс-социометрии, который ответит на поставленные в данной методике задачи и занимает около 5-10 минут. Специалист раздает чистые тетрадные листы, которые дети подписывают. Им поясняется, что будет проводиться исследование структуры класса (семьи). Желающие могут принять участие в исследовании. Оно будет состоять из графической части, которая располагается на одной стороне листа, и текстовой части, расположенной на другой стороне листа. Сначала детям предлагается провести в левой части листа вертикальную линию длиной примерно 10 см. Педагог сообщает, что это «линия успеха». Предлагает «для проверки глазомера» отметить горизонтальной черточкой середину линии. Сверху, над вертикальной линией предлагается написать фамилию самого успешного в плане учебы человека в классе. Внизу – самого неуспешного. Затем предлагается крестиком отметить своё положение на линии (ближе к успешному или неуспешному). После этого проводиться вторая вертикальная линия – «линия спокойствия». Сверху ребенок пишет фамилию самого спокойного, внизу – самого беспокойного человека. Потом крестиком отмечает своё местоположение. Следующая линия – «линия желания». На ней просто ребенок отмечает своё положение – ближе к тем, кто хочет учиться (верх линии) или ближе к тем, кто не хочет учиться (низ линии). После это предлагается перевернуть листок и ответить на два вопроса. С кем бы ты хотел поехать отдыхать летом на море? Напиши фамилии ребят из класса (одного, двоих или троих, но не больше). Если никого не хочешь брать – напиши: «Никого».
На следующий год в школе будет организовано два шестых класса. Кого из вашего класса ты отправил бы в новый класс? Напиши одну, две или три фамилии. Если не хочешь никого отправлять в другой класс, напиши: «Никого». Если сам хочешь перейти в другой класс, напиши: «Я». Обработка результатов. Социометрические показатели – ценная информация по каждому ребенку, поскольку создается его «стереоскопический» образ, составленный из взглядов разных сверстников на него. Также имеется возможность сделать представление о самооценке каждого ребенка. В результате ребенок может быть охарактеризован как успешный-неуспешный, спокойный-беспокойный, а также определяется его отношение к учебе по результатам его самооценки. Он может находиться в одной из 4-х позиций: 1)Могу учиться (успешный по самооценке) и хочу учиться (по линии желания - находится сверху). 2) Могу учится (успешный по самооценке), но не хочу учиться (по линии желания – находится внизу). 3) Не могу, но хочу учиться. 4) Не могу и не хочу учиться. Последняя позиция – позиция депрессивного ребенка. В данную позицию могут ставить себя подростки с протестными тенденциями. Также опасна в плане формирующейся депрессии позиция «могу, но не хочу учиться». По результатам выборов ребенок может быть отнесен к группе «притягивающих» или «отталкиваемых». Если ребенок оказывается в группе «отталкиваемых», можно предположить, что у него нарушена адаптация в данном коллективе. О степени дезадаптации свидетельствует его расположение также и в группах «их не выбирают», «они не выбирают», «уход». Если ребенок также находится в группе «беспокойных», то причиной его дезадаптации может быть его поведение, в том числе и агрессивное. Если в группе «неуспешных» - низкие когнитивные способности. Для депрессивных детей характерно нахождение в группах «неуспешных», «спокойных», «их не выбирают», «они не выбирают», «уход». Полученные результаты могут стать предметом индивидуального обсуждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|