3. Анализ детских рисунков. Второй этап. Индивидуальная беседа с ребенком. Третий этап. Анкетирование родителей
3. Анализ детских рисунков. С помощью рисунка можно выйти на страхи, которые могут угнетать ребенка. Темы можно предложить такие: «Мой страх», «Моё обычное настроение», «Радость и горе». Для лучшего понимания внутрисемейных взаимоотношений ребенка можно предложить следующие сюжеты для рисунков: «Моя семья», «Дом для моей семьи», «Моя семья на отдыхе», «Моя семья через 10 лет». Для выявления скрытых агрессивных или депрессивных тенденций можно попросить детей нарисовать серию из 3-х картин. Это рисунок «Злого человека», рисунок «Счастливого человека» и рисунок «Несчастного человека». Первый рисунок дает представление о реакции ребёнка на угрозу. Второй – о его ценностях и стремлениях. Третий – о насущных проблемах ребенка. Можно разрешать детям давать короткие пояснения, в том числе и письменные, к рисункам. Либо можно в ходе рисования уточнять, что подразумевал ребенок, изображая тот или иной образ. Следует иметь в виду, что агрессивно настроенный человек может рисовать острые, колющие предметы (ножи, копья, стрелы, шипы, иголки), оскаленный рот, зубы, большие кулаки, оружие и пр.. Тревожный, испытывающий страхи ребенок в своем рисунке использует штриховую линию, множественные линии, часто стирает, исправляет нарисованное, затеняет глаза или рисует их большими и пустыми. Его изображения большие по размеру. Рисунок ребенка, находящегося в депрессии, отличается маленьким размером изображения, которое располагается в углу листа. Часто оно может быть полностью заштрихованным. При сниженной самооценке изображение располагается внизу листа. Ребёнок с негативизмом рисует человека со спины или в профиль.
Указанные фронтальные методы педагогической диагностики (а это может быть и только один метод, который специалисту больше подходит) следует завершать анализом полученных результатов. Если появляется какая-либо настороженность в плане формирования у ребенка эмоционального снижения, стоит переходить ко второму этапу. Второй этап Индивидуальная беседа с ребенком Выявив или заподозрив предполагаемые проблемы, специалисту целесообразно обсудить их с ребенком. Для этого необходимо выбрать место и время, чтобы можно было поговорить с глазу на глаз. Беседу стоит начинать с нейтральной темы. Например, обсудить условия жизни ребенка, поговорить о его планах на будущее, увлечениях. Можно уточнить формальные данные (адрес, состав семьи, номер телефона). Выяснить его отношение к учебе. Узнать о взаимоотношениях со сверстниками, о его «делах сердечных». Возможно, что в ходе такой беседы ребенок сам затронет больную для него тему. Если нет - стоит сказать ему, что вас беспокоит его угнетенное состояние или снижение успеваемости, или другие вещи, которые вы «нащупали» в ходе педагогической диагностики. Чаще дети начинают рассказывать о «наболевшем». Стоит потенцировать свободный рассказ, выражая своё внимание, не обсуждая и не критикуя ребенка. Можно только задавать наводящие вопросы, чтобы не уходить от темы разговора. Делать записи стоит после беседы, а не в ходе её. Т. к. протоколирование может насторожить ребенка. Если проблема раскрыта, стоит показать ребенку возможные пути для её разрешения и предложить ему выбрать наиболее подходящий. Если выявлена угроза для жизни и здоровья ребенка стоит сообщить о ситуации администрации учреждения для принятия неотложных мер. О наличии проблемы должны быть извещены и родители. Если ребенок закрыт, не идёт на контакт, можно предложить встретиться в следующий раз. Необходимо поделиться вашей настороженностью с родителями и предложить им проконсультировать ребенка у психолога.
Очень важно! Необходимо учитывать возможность оговора ребенком взрослого. Это касается детей с высоким уровнем демонстративности, повышенной склонностью к фантазированию вне зависимости от уровня интеллекта. Так в одной из школ подросток заявил в правоохранительные органы о том, что учитель применяла к нему физические наказания. Судебно-психологическое исследование подтвердило факт оговора. Третий этап Анкетирование родителей Ценной диагностической информацией о личности и переживаниях ребенка располагают его родители (законные представители). Однако часто они затрудняются дать ему объективную характеристику. Специалист может помочь родителям в этом, используя различные способы. Специалист сам может составить текст опросника, заострив внимание родителей на особенностях эмоциональной сферы детей. Можно провести анкетирование родителей на предмет наличия у детей признаков депрессии. Общение с родителями можно продолжить, изучив стиль воспитания, который они реализуют в отношении своих детей. Предлагаю использовать опросник «Анализ семейных взаимоотношений» или методика АСВ (авторы Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. ). Методика позволяет диагностировать стиль родительских отношений, в том числе и негативные способы воспитания: гипопротекцию, игнорирование родителями потребностей ребенка, чрезмерность требований, чрезмерность запретов, чрезмерность санкций. Полученные результаты необходимо обсудить с родителями. Представленная методика позволяет провести педагогическую диагностику в целях раннего выявления депрессивных состояний у детей, в том числе подвергшихся насилию. При выявлении признаков депрессии необходимо организовать обследование ребёнка у психолога или психиатра. При выявлении признаков жестокого обращения специалист должен поставить в известность администрацию учреждения, а также, учреждения и ведомств а системы профилактики, защищающие права ребёнка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|