Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2) Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)




2) Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е. Н., 2008)

Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия [3]. Используется для подтверждения результатов других методик. Карта заполняется взрослым специалистом, находящемся в постоянном контакте с ребенком.

Все утверждения анкеты разделены по шкалам:

▪ «Депрессия и уход в себя»: пп. 4, 5, 6.

▪ «Тревожность по отношению к окружающим»: 7, 8, 9.

▪ «Враждебность по отношению к окружающим»: пп. 10, 11, 12.

▪ «Недостаток социальной нормативности»: пп. 13, 14, 15.

▪ «Невротические симптомы»: пп. 16, 17, 18.

▪ «Неблагоприятные условия среды»: 19, 20, 21.

 

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Карта наблюдений

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка. Ф. И. О. опрашиваемого _________________________________________________

Ф. И. О. ребенка ________________________________________________________ Дата _________________________________________________________________

 

Индикатор Да Нет
Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос    
Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт    
Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых    
Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется    
Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения)    
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям    
Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять    
Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки)    
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя    
Негативно относится к замечаниям    
Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям    
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям    
Не заинтересован в учебе    
Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых    
Непунктуален, нестарателен    
Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики»    
Грызет ногти    
Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово    
Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе    
Выглядит так, как будто очень плохо питается    
Частые вирусные заболевания, головные боли    

 

Обработка результатов:

 

Для количественной интерпретации полученных результатов необходимо подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника в соответствии со следующим ключом:

Наименование шкалы Вопросы Баллы
«Недоверие к новым людям и ситуациям» 1, 2, 3 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»
«Депрессия и уход в себя» 4, 5, 6 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»
«Тревожность по отношению к окружающим» 7, 8, 9 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»
«Враждебность по отношению к окружающим» 10, 11, 12 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»
«Недостаток социальной нормативности» 13, 14, 15 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»
«Невротические симптомы» 16, 17, 18 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»
«Неблагоприятные условия среды» 19, 20, 21 1 балл за каждый ответ «да», 0 баллов за ответ «нет»

 

Интерпретация результатов исследования представляет собой качественный анализ полученных данных. В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, можно более или менее достоверно предполо- жить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

Методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» М. В. Фадеевой, Е. В. Шапошниковой под руководством профессора Е. Н. Волковой и предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений о насилии среди подростков и юношей (ранний юношеский возраст), а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как явлении, с какими эмоциями приходится сталкиваться в повседневной жизни, каковы причины того или иного эмоционального фона; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому дается бланк с предложениями, которые нужно закончить. Время на проведение методики – 15 мин. Для изучения распространенного насилия методика может проводиться анонимно. Инструкция для испытуемых: Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Текст методики:

1. Я весь трясусь, когда _______________________________________

2. Если бы все ребята знали, как я боюсь _________________________

3. Если тебя разозлили, то нужно ________________________________

4. Воспитывать детей нужно с помощью _________________________

5. Ребенок в семье ___________________________________________

6. Мои близкие думают обо мне, что я ___________________________

7. Я боюсь идти домой, когда ___________________________________

8. Я лучше побуду один, чем с _________________________________

9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне ___________________________

10. Бить другого можно, когда___________________________________

11. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что_________

12. Применение физической силы к более слабому__________________

13. Родители кричат на детей, когда_______________________________

14. Когда у меня будут дети, я никогда____________________________

15. Наша семья была бы идеальной, если бы не________________

16. Я хочу побыть один, после____________________________

17. Я убежал бы из дома, если бы___________________________

18. Больше всего я не люблю, когда мои родители___________________

19. Я хочу, чтобы меня___________________________________

20. Приемлемое наказание – это____________________________

СПАСИБО!

Интерпретация данных, полученных в ходе исследования с применением методики «Незаконченные предложения», проводится методом контент-анализа. Ключ Ответы на вопросы № 2, 7, 9, 13, 18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, ответы на вопросы № 3, 4, 11, 20 – когнитивный, а ответы на вопросы № 1, 8, 10, 12, 14, 16 – поведенческий аспект.

 

Возможны следующие варианты использования игровых методов для выявления насилия (прежде всего, сексуального) над ребенком:

1) игра с куклами: для детей от двух до семи лет;

2) рисование: для детей от пяти лет;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...