2) Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)
2) Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е. Н., 2008) Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия [3]. Используется для подтверждения результатов других методик. Карта заполняется взрослым специалистом, находящемся в постоянном контакте с ребенком. Все утверждения анкеты разделены по шкалам: ▪ «Депрессия и уход в себя»: пп. 4, 5, 6. ▪ «Тревожность по отношению к окружающим»: 7, 8, 9. ▪ «Враждебность по отношению к окружающим»: пп. 10, 11, 12. ▪ «Недостаток социальной нормативности»: пп. 13, 14, 15. ▪ «Невротические симптомы»: пп. 16, 17, 18. ▪ «Неблагоприятные условия среды»: 19, 20, 21.
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка. Карта наблюдений Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка. Ф. И. О. опрашиваемого _________________________________________________ Ф. И. О. ребенка ________________________________________________________ Дата _________________________________________________________________
Обработка результатов:
Для количественной интерпретации полученных результатов необходимо подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника в соответствии со следующим ключом:
Интерпретация результатов исследования представляет собой качественный анализ полученных данных. В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, можно более или менее достоверно предполо- жить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» Методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» М. В. Фадеевой, Е. В. Шапошниковой под руководством профессора Е. Н. Волковой и предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений о насилии среди подростков и юношей (ранний юношеский возраст), а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как явлении, с какими эмоциями приходится сталкиваться в повседневной жизни, каковы причины того или иного эмоционального фона; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому дается бланк с предложениями, которые нужно закончить. Время на проведение методики – 15 мин. Для изучения распространенного насилия методика может проводиться анонимно. Инструкция для испытуемых: Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов. Текст методики: 1. Я весь трясусь, когда _______________________________________ 2. Если бы все ребята знали, как я боюсь _________________________ 3. Если тебя разозлили, то нужно ________________________________ 4. Воспитывать детей нужно с помощью _________________________ 5. Ребенок в семье ___________________________________________ 6. Мои близкие думают обо мне, что я ___________________________ 7. Я боюсь идти домой, когда ___________________________________ 8. Я лучше побуду один, чем с _________________________________ 9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне ___________________________ 10. Бить другого можно, когда___________________________________ 11. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что_________
12. Применение физической силы к более слабому__________________ 13. Родители кричат на детей, когда_______________________________ 14. Когда у меня будут дети, я никогда____________________________ 15. Наша семья была бы идеальной, если бы не________________ 16. Я хочу побыть один, после____________________________ 17. Я убежал бы из дома, если бы___________________________ 18. Больше всего я не люблю, когда мои родители___________________ 19. Я хочу, чтобы меня___________________________________ 20. Приемлемое наказание – это____________________________ СПАСИБО! Интерпретация данных, полученных в ходе исследования с применением методики «Незаконченные предложения», проводится методом контент-анализа. Ключ Ответы на вопросы № 2, 7, 9, 13, 18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, ответы на вопросы № 3, 4, 11, 20 – когнитивный, а ответы на вопросы № 1, 8, 10, 12, 14, 16 – поведенческий аспект.
Возможны следующие варианты использования игровых методов для выявления насилия (прежде всего, сексуального) над ребенком: 1) игра с куклами: для детей от двух до семи лет; 2) рисование: для детей от пяти лет;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|