Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательство о профилактике экстремистской




ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика.

Термин " профилактика " в переводе с греческого означает " предохранительный ".

Профилактикой экстремистской деятельности называется система определенных мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

статья 5 Федерального закона 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности". К ней относятся профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры. Особенностью указанных мер является то, что они направлены на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т. д. ).

Целью профилактики экстремистской деятельности является противодействие указанной деятельности.

Необходимо отметить, что профилактика экстремистской деятельности является приоритетным направлением в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Противодействие экстремистской деятельности (в том числе деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ), преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. И это верно, так как одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами экстремизм искоренить нельзя. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений должно стать одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.

Вместе с тем недопустимо сводить противодействие экстремизму только к карательно-запретительным мерам со стороны органов власти. Помимо них, противодействовать экстремизму могут и должны быть любые заинтересованные граждане и организации.  

  ч. 2 ст. 45 Конституции РФ: " Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Например, вполне очевидным представляется право любого гражданина сорвать листовку экстремистской направленности, сделать замечание лицу, допускающему националистические реплики в общественном месте, дать адекватный ответ на подобные высказывания в сети Интернет.

Большинство преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними, " сознание которых отравлено националистической пропагандой", поэтому в целях пресечения роста экстремистской преступности в Российской Федерации и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера уже со школьной скамьи. Именно в образовательных учреждениях закладываются основы отношения человека к окружающему миру. Все образовательные учреждения должны основывать свою деятельность на принципах уважительного отношения к представителям всех рас, национальностей, религий, социальных групп.

Следует отметить, что для эффективной профилактики экстремизма необходима четкая государственная молодежная политика в России: если государство не займется молодежью, ею займутся другие - проповедники ваххабизма, фашизма и национализма. Именно молодежь должна быть проводником идей толерантности, укрепления межнациональных отношений.  

Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666была утверждена  Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Необходимость её принятия была вызвана в том числе сохранением актуальности проблем, связанных с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма (пункт 14 Стратегии).

           Как на негативные факторы, влияющие на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений, было указано на высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации; правовой нигилизм и высокий уровень преступности, а также  недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (пункт 15 Стратегии).

       Пунктом 21 Стратегии разработаны задачи в сфере государственной национальной политики. В образовательных организациях возможно организовать работу по следующим направлениям:

       а) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:

       - формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;

       б) задачи по содействию национально-культурному развитию:

- распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации;
       - развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, расширение государственной поддержки национальных видов спорта,
- организация посещения молодёжью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации путём формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;

       в) задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:

- создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

- обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- обеспечение прав граждан на изучение родного языка;

- недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества.

В отдельный блок выделены  задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Эти задачи заключаются в формировании у детей и молодёжи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путём:

- повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;

- совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

- введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;

- использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;

- поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;

- совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

 

Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 “Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года”:

п. 13 -   Наиболее опасными проявлениями экстремизма являются возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть " Интернет"; вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций; организация и проведение несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции), массовых беспорядков; подготовка и совершение террористических актов.

п. 18 - Одним из основных способов дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

п. 19 - Участились случаи привлечения в ряды экстремистских организаций несовершеннолетних лиц, поскольку они не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности. Многие экстремистские организации используют религиозный фактор для привлечения в свои ряды новых членов, разжигания и обострения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации.

п. 24 - Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, активно привлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности.

п. 26 - Специальные службы и организации отдельных государств наращивают информационно-психологическое воздействие на население России, прежде всего на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной обстановки.

п. 32 - Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

е) в области образования и государственной молодежной политики:

включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям;

организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан;

осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;

проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами;

включение в учебные планы, учебно-методические материалы учебных предметов, направленных на воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России;

повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму;

обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов;

проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, а также молодежных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии;

взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с молодежными общественными объединениями, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий;

совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях;

проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации несовершеннолетних.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...