Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек, нуждающийся в чьей бы то ни было оценке – слаб




…Если вас интересует мнение о вас, – вы плохо про себя думаете, и скорее всего, вы правы!

А. Кочергин

Интервью на тему «Самоутверждение»

– Начиная с подросткового возраста, и далее как минимум в течение юности, многие люди испытывают потребность постоянно доказывать кому-либо и самим себе свое соответствие неким ценностям, которые им представляются важными. У некоторых людей потребность в самоутверждении сохраняется на протяжении всей жизни. Нужно ли, на ваш взгляд, вообще кому-то что-то доказывать?

– Процесс доказательства чего бы то ни было есть элемент методики преодоления человеком давления окружающей его действительности. Когда мы просто катимся по наклонной траектории своей жизни от рождения к гробу, то очевидно напоминаем себе кусок фекалия, плывущего по сточной канаве. И, к сожалению, мы не ошибаемся в этих самооценках, если честны с собой.

Так вот, преодолевать себя надо обязательно, и доказывать свое соответствие неким ценностям надо обязательно, но важно – что и как. Потому что не всё то сопли, что блестит, и если человек доказывает свою состоятельность как личность, несущая нечто большее, чем собственные фамилию, имя и отчество, то это здорово. Если же самоутверждение интересует его как некое проявление нарциссизма, как любование собой в лучах суетной славы, то это ничем, кроме как следствием его ущербности, быть не может. Это – самоутверждение на уровне себялюбия – самоторчания, уж извините меня за вульгарный дворовый термин.

Как можно отличить теплое от мягкого? Очень просто, на самом деле. Я уже как-то упоминал в одном интервью такое понятие, как «партийность в искусстве», когда меньшевик рисует, по мнению Ленина, меньшевистские натюрморты, а коммунист, рисующий пейзаж, рисует пейзажи коммунистические. Это определение немножко вульгарное и натянутое, но в нем есть рациональное зерно.

Православный человек всей жизнью своей преодолевает грех и утверждает правоту Веры Христовой, правильность своего выбора и правильность доктрины Православия, заключенной в том, что «Бог есть Любовь». Через эту жертвенную Любовь Православный человек и утверждается в окружающем мире: он утверждает Любовь, и его личная составляющая вторична относительно этого, потому что единственная первичная Благая Весть, существующая для верующего человека – это Новый Завет с Образом Спасителя, в котором нет ни одного спорного места в части отношения к Любви и к людям, живущим вокруг. В этой связи мы (по гражданину Ленину) «партия» Православной Любви, и всё, что мы делаем, мы делаем с этим «партийным признаком», и нет в наших делах и творениях поиска своей гордыни, а есть смирение и доброта сердца.

В любом социальном самоутверждении вроде бы используется единый инструментарий и достигается внешне общая цель – возвышение, но чтобы отделить допустимое самоутверждение от страстного, мы должны смотреть по итогу, вспомнить классиков с их «важен не процесс, важен результат» (с). В результате утверждения Православной Любви к окружающему миру мы видим изменение этого мира: мы видим, что вместе с человеком мир стал меняться, возвышаясь в том направлении, на которое жизнью, смертью и воскресением Своим нам указал Спаситель. А также в том направлении, которое Он определил, когда проповедовал и воспитывал Своих учеников – апостолов, которые находились подле Него, впитывая Благодать Нового Завета. Он передавал им сокровенные знания – то, что позволяет Православию сегодня быть действительно состоявшейся, цельной картиной мироздания, системой изменения окружающего мира и человека, изменения через Веру в Создателя и Закон Его.

Так вот, один человек, утверждаясь возвышением Духа, изменяет мир, озаряя его светом, а другой человек, утверждаясь, изменяет себя, утонув в гордыне, то есть в худшую из возможных сторон. И именно гордыня во втором случае пестуется и выращивается, как алчный сорняк среди плодородного поля. Люди, пытающиеся с помощью Бога что-то изменить вокруг себя, со временем становятся всё более скромными, более аскетичными, сдержанными и вежливыми. И нет ничего более вульгарного, чем крикливый и шумный представитель шоу-бизнеса, который пытается самоутвердиться в этом своем амплуа балаганного клоуна, живущего вымышленной жизнью своих персонажей.

Вульгарность или благородство – выбор за каждым из нас, и каждый выбирает именно то, во что он верует. Кто-то верует в деньги, в успех, в публичность, в нахрапистость, когда по головам – да к заветной цели, а кто-то верует в то, что, потеряв всё, мы часто обретаем именно то, к чему стремились всю жизнь. Вот поэтому-то иногда люди внешне успешные и уходят в монастыри. Чтобы обрести истинное и потерять суетное. Как, например, в свои 24 года это сделал Игнатий Брянчанинов, который, будучи дворянином и одним из успешных молодых людей своего времени, тем не менее, стал известен как Святитель, как один из самых известных Православных мыслителей России всех времен. Отказавшись от многообещающей жизни в миру и выбрав вместо этого монашеский постриг, он тоже утверждался, но через Веру Христову и Любовь к людям его окружающим. Его духовное наследие по сию пору изучается и является основополагающим для Русской Православной Церкви.

И скольких его ровесников мы не видим и не помним, хотя когда-то они казались себе и окружающим социальными гигантами, которые просияли в светской жизни, в предпринимательстве, но насколько меньший вклад они внесли, насколько меньшую роль сыграли в истории Русской нации!

Вот в этом принципиальная разница. Бороться нужно всегда, и цель оправдывает те усилия, которые будут вами предприняты. Но цели высокие низкими средствами не достигаются, ни при каких условиях, а подлые цели и будут привлекать для своего достижения средства подлые. И только так, всё по подобию своему!

– Андрей Николаевич, не могли бы вы определить, в чем заключены принципиальные различия между истинными и ложными путями самоутверждения, и как человеку победить те ложные комплексы, которые толкают его в сторону ложного самоутверждения в собственных и чужих глазах?

– Знаете, в чем прикладная ценность Православной идеологии? А в том, что практически любые решения, поступки, любые социальные проявления конкретного человека уже когда-то, в течение последних двух тысяч лет, имели место в христианской истории и культуре. Они описаны и осмыслены или буквально, или в контексте весьма схожей ситуации. И мы, приложив определенное усилие, всегда найдем в прошлом ответ на всё, что происходит сего дня. В Святоотеческом Предании всегда отыщется описание поступка, Подвига Веры или рассуждения столь яркие, что они не оставят нам никакого повода для сомнения в части того, как дОлжно нам поступать в том или ином случае. То есть наша Вера лишает нас искушений сомнения и нерешительности.

Как пример, есть один Святой, который всю свою жизнь был пьяницей, неудачником и приживался при какой-то богатой даме, живя с ней в прелюбодеянии. Тогда храмы строились на мощах мучеников, которые появлялись как следствие гонений на христиан в Римской империи. Казни происходили очень часто: как только власти Рима находили тайных христиан, их тут же казнили.

И вот эта богатая женщина решила построить храм. Она отправляет некую экспедицию к месту казни христиан, чтобы заполучить те мощи, которые бы освятили ее будущий храм, и отправляет с этой экспедицией своего, как сейчас принято говорить, гражданского мужа. Он воспринимает это событие вдруг как-то очень остро, всю дорогу он плачет, постоянно говорит «вот меня-то вы обратно и привезете». Никто из его спутников этих слов не понимает, считая их проявлением похмельного синдрома, и вся экспедиция списывает его странное поведение на то, что мало ли «с бодуна» что человек не наплачет. Они подъезжают к месту казней, где римляне как раз заняты тем, что истязают недавно схваченных ими верующих.

Как это было принято в то время, их колесуют, четвертуют, рвут на части, заливают им в рот олово. И вдруг этот фактически ущербный, низкий человек, поднимается на плаху и провозглашает себя христианином, после чего принимает мученическую смерть. И одним этим поступком утверждения себя христианином он становится достойным, чтобы его признали мучеником, и всю свою прежнюю непутевую жизнь он перечеркивает одним шагом, просияв в истории. И не для того, чтобы просиять, а для того, чтобы явить миру пример того, что нет того греха, который бы Господь не простил искренне кающемуся человеку, ибо нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного. Православие – это религия Героя, Христа ради! Воистину!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...