Не дело делает нас, а мы – дело
…Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Из послания апостола Иакова Интервью на тему «Дело жизни» – Как вам удалось стать человеком, успешным сразу в нескольких направлениях деятельности, как минимум в области спорта, военного дела, менеджмента или в области публичных выступлений и писательства? Какое место в вашей жизни занимает то дело, которому вы посвящаете себя в данный момент и какое место вы бы посоветовали отвести делу – профессии, бизнесу или службе – другим людям? И самое главное, как найти свое дело и раскрыть себя в деле? – У меня полное ощущение, что как только в человеке открывается некоторая универсальность, так тут же теряется основная линия его предназначения. И тут же добавлю: если только всё, что он делает, не находится в одной системной базе, когда чем бы человек ни занимался, он системно делает всё абсолютно одинаково. Когда-то я начал заниматься каратэ. Много-много лет я – Православный человек. Я знаю, что такое работа и дисциплина, я еще и военный при этом. Счастливое триединое сочетание: спортсмен, кадровый офицер, и при этом – Православный Русский парень. Любое дело я делаю с военной дисциплиной, со спортивным трудолюбием и с понятным идеалистическим взглядом на то, зачем и как я его делаю.
Никто не обратил внимания, что автор этой книги – всего навсего тренер по каратэ. Который уже был топ-менеджером «Газпрома», стал кандидатом педагогических наук, писателем, конструктором оружия, Православным общественным деятелем, создателем целого спортивного направления в России, стрелком-рекордсменом, доказанным специалистом по антикризисному управлению, провайдером программ по корпоративному строительству, идеологии и менеджменту. А всё это только потому, что не важно, что отправлять в путь, вагон или состав – усилия и документы для этого требуются одни и те же, разница лишь в решительности и принятой ответственности. И поняв однажды систематику движения общества, личностные отношения между людьми и их закономерности, поневоле становишься прикладным психологом, не являясь даже дипломированным специалистом в этой сфере. В бизнес-терминологии есть замечательное понятие – selfmade. Человек просто обязан сделать себя сам. Вот этим и занят. Православие, военная дисциплина и трудолюбие, заложенное в спорте, сделало меня тем, кем я являюсь. Качество и итоговую ценность определит Бог, но не люди. В этой связи нет решительно никакой разницы, чем заниматься. Я буду делать это так, как я это уже делал миллион раз в других областях. И с Божей Помощью – победим! В жизни каждого человека важен лишь практический опыт, реальный практический опыт Победы или поражения, в любой области приложения наших сил. В ходе разговора о самоутверждении мы вспоминали тему гордыни в спорте. Да, она существует. Не задумываясь, священники часто клеймят спорт как некое убийство души, которое совершается алчностью, корыстью и гордыней, которые там превозносятся якобы как некие добродетели. Ну да, это правда, если в спортсмене нет ничего, кроме желания самоутвердиться. Именно такие люди спиваются в конце своей карьеры, когда человек понимает, что он уже не спортсмен в силу возраста и травм, что идущие за ним стали первыми, а он стал вторым, а потом третьим, а потом вообще исчезает, и у него тогда не остается ничего. Кроме растерзанной души и собственного униженного самолюбия, которое толкает его на путь оплакивания себя и судьбы своей ничтожной.
Мне гораздо более симпатичны люди, которые, пройдя очередной этап своего развития, шагают на следующую ступеньку, точно зная, как они собираются на нее шагать. Когда следующий шаг – это продолжение того пути, который был за тобой. Мы все состоим из прошлого. Когда мы думаем о том, кто мы, мы вспоминаем события, которые нам пришлось преодолеть. Что позволяет нам предвосхищать свои трудности, лишения и ошибки в будущем, благодаря чему мы можем принять правильное решение, которое будет при этом ровно таким же, как и те решения, которые мы уже принимали, и они привели нас к заданной целе кратчайшим путем. Что же до смысла всего, что мы делаем, повторю еще раз: жизнь человеческая – это, прежде всего, духовный Подвиг. И его физическая составляющая – лишь отражение жизни нашего Духа. Любое и плохое, и хорошее дело прежде всего рождается в душе человека и лишь потом выплескивается в окружающий мир. Поэтому я совершенно уверен, что именно духовное развитие человека позволяет ему добиваться хоть чего-то в практической сфере, и мы в первую очередь личности, а личность – это, прежде всего, внутренние качества человека, и уж только потом внешняя атрибутика и способности. Как там у безбожников: «…Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их (рассудочное. – Авт.) сознание» (К. Маркс, 1859 г.), но Дух сотворяет то бытие, которое он заслуживает! И тут выбор за нами, какой природы тот Дух, что мы выбираем!? Дух гордыни и алчного самоутверждения или благородный, жертвенный Дух следования за Спасителем, Дух Святый, Дух созидания бытия по Образу Царствия Небесного! Поэтому я, прежде всего, опираюсь на то, кто я, как человек духовный, чем на то, какие документы у меня сегодня в портфеле, какую должность занимаю, в какой я физической или в финансовой форме. Люди, думающие иначе, часто ошибаются – в силу изменчивости их «базиса».
Что же касается дела, которое может быть смыслом жизни, то мне вспоминается один курьезный случай, когда старого еврея спросили, какое дело сможет обеспечить человека на всю жизнь и на него стоило бы потратить долгие годы, чтобы потом об этом не сожалеть. Он ответил: «Торговля спичками: они нужны всем». И в этом ответе прослеживается тончайший смысл: торговля бриллиантами нужна двум процентам населения земли. Одним из самых рентабельных бизнесов в мире является торговля газетами, рентабельность его составляет до 400 %. Но при этом у меня есть совершенно уникальный пример моего товарища Миши Слепенчука, который при низкой рентабельности ухитряется в день иметь огромную выручку благодаря высоким оборотам, в результате чего он стал мультимиллиардером. Это и есть дело всей его жизни? Ну конечно – думают все – он привязан к «Метрополю», это же его детище! А он цинично говорит: «Продам, не глядя, если будет выгодное предложение!» И тут возникает вопрос: а так ли уж привязан он к «Метрополю»? А я отвечу: «Метрополь» – это Миша Слепенчук, но не наоборот. И в любом другом деле духовная составляющая этого человека будет доминировать над той внешней успешностью, над той вывеской, которая появится после того, как в это дело пришел этот человек. Поэтому не дело делает нас, а мы делаем дело. И мы, прежде всего, личности в этом деле, и только так можно побеждать тех, кто пытается демонстрировать нам американский принцип сплоченности рядов, сектантские отношения внутри компании, когда сотрудники по-баптистски поют корпоративные гимны, держась при этом за ручки. Когда выясняется, что коллектив компании – это «избранные люди», собравшиеся вместе, а за стенами остался весь угрожающий этим избранным людям мир, и он-таки будет побежден!(?)… А я говорю о том, что каждый человек на своем месте уникален, о том, что все мы – большая семья, где есть старшие и младшие, и если начальник трахает секретаршу, жрет водку и ворует, то и все остальные имеют право делать то же самое, почему нет? И личность человека, возглавляющего компанию, является главенствующей причиной всего, что будет с этой компанией происходить. Потому семья такова, каков Отец.
Возникает вопрос: так кто от кого зависит? Совершенно уверен, что любое дело, нами делаемое, зависит от того, кто его исполняет. Это та самая партийность в искусстве по Ленину, а искусство, кстати, это духовное производство, направленное на улучшение окружающей действительности…Духовное…Производство…Улучшения…Действительности. Как только мы начинаем зависеть от того, что мы делаем, в этот момент нам надо расставаться с этим делом. Потому что любая зависимость толкнет на ложный шаг. В свое время покойный ныне легендарный Стив Джобс рассказал о том, как его растоптала компания Apple, которую он создал. Это позволило ему упасть столь низко и удариться столь сильно, что он смог увидеть «маленькую дырочку на асфальте», в которой и разглядел свою будущую компанию Pixar, которая создала первый в мире полнометражный мультипликационный фильм, полностью смоделированный на компьютере. И Pixar по сию пору является одним из ведущих производств компьютерной анимации. А также Джобс создал компьютерную компанию NeXT, разработавшую уникальную рабочую станцию и программное обеспечение под своим брендом, которую в конечном итоге благополучно продал Apple и вернулся туда руководителем, уже не завися от Apple. Наша зависимость от мира становится той веревкой, которой князь мира сего привязывает нас к колышку, не позволяя нам парить в небесах. Когда мне говорят, что про меня в очередной раз где-то кто-то что-то наговорил, я отвечаю: – Плевать! – Ну вот же, вас тут… Ответьте! Я говорю: – Не интересно! – Ну как же вы можете?!.. – Могу, я сильнее, чем выгляжу! Мне никогда не помогали люди, стоящие вокруг меня. Если они мне не помогали, как они могут мне помешать? Я – одиночка. Мне так проще. Наверное, это социальная позиция человека грубого и жестокого. Наверное, я таковым и являюсь. Но я понял одно: если сегодня тебя кто-то старается расцеловать и облизать, забрасывая тебя конфетами и серпантином, расточая восторги, то завтра этот же человек будет кидать в тебя помидорами, если не найдет к сроку собачьего дерьма. Нас поносят люди низкие – людям, стоящим выше нас, до нас просто нет дела! (с). И это в лучшем случае. Так было, когда иудеи проломали стену в Иерусалиме, потому что считали, что им уже ничего не грозит: Машиах ехал верхом, и они забрасывали его дорогу пальмовыми ветвями. С ними был Бог, Мессия пришел в Иерусалим, сбылось пророчество! Он должен был принести с собой победу над всеми врагами, должен был прекратить голод, и богоизбранная нация должна была обрести тот самый ключик, которым открывался персональный Рай на земле. Открывался, как лавка, как склад, как касса взаимопомощи. Как это глупо, как это по-человечески алчно! Как они жестоко ошиблись, и к чему привела эта ошибка…
Мы не зависимы от людей. Не зависимы в том смысле, что не должны ловить их взгляды, нам должны быть безразличны их ненависть или суетная любовь к нам. Потому что всё это одного поля ягоды, одно перетекает в другое с неимоверной скоростью, и нет худшего врага, чем бывший друг. К сожалению, чем дальше и выше мы идем по пути Веры, тем более понимаем, что перед нами Бог, и уже никого нет рядом, как не было никого из учеников на голгофском Кресте. И слава Богу: сомнений нет! И точно знаешь, что спина твоя открыта, и не на кого оборачиваться, чтобы ее прикрыли, нет локтей, на которые обопрешься, если ослабнут колени, а воля дрогнет, и только Божью помощь и защиту молишь день за днем, как молился Спаситель в ночь перед Пудовым предательством. И в этой связи все свои поступки соизмеряешь ровно с тем, что вся твоя жизнь, судьба, работа и будущее – в твоих и только твоих руках по Воле Божией. И Слава Богу, Слава Богу. Тяжело, одиноко по слабости нашей. Часто грустно от низости человеческой. Но Господь с нами и нет большего счастья. – Андрей Николаевич, насколько, на ваш взгляд, связаны такие понятия, как дело всей жизни и смысл жизни? Может ли быть осмысленной в полной мере жизнь человека, которому не повезло или который не смог достичь сколько-нибудь значимых высот в каком-либо деле? – Смысл жизни Православного человека – стать богом, соединяя свою волю с Волей Бога. Мы должны стать богами по нашим талантам, труду, по мере усилий. Мы не имеем нравственного права не быть Святыми, живя на этой планете свиней. Если мы ими не становимся, то есть основания полагать, что мы остаемся в лапах у того парня с запахом серы. И нет печальнее подобного итога жизни, означающего, что мы ленивые трусы. Может ли в этом случае человек без Веры быть праведным человеком, а значит, хотя бы отчасти внести в свою жизнь тот смысл, о котором я сказал? Без всякого сомнения, может. Но возникает вопрос: насколько сложно быть неверующим человеком и одновременно быть человеком достойным, с точки зрения канонических представлений о Вере, о том истинном, что заключено в выборе человека, осуществляемом посредством Веры? Может ли человек, будучи дворником, стать человеком великим? Безусловно, может! Если живет по совести, которая – дар Бога каждому человеку, каждому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|