Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первобытная культура




ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура происходит от латинского слова cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие. Это определённый исторический уровень развития человека и общества, выраженный в различных формах организации жизни и деятельности людей, это совокупность материальных и духовных ценностей. Культуру в настоящее время принято делить на материальную и духовную. Первая это орудия труда, жилища, предметы повседневного быта, одежда, средства транспорта и связи, дизайн, то есть всё то, что создано руками и интеллектом человека» Вторая охватывает сферу сознания, духовного воспроизводства: познание, образование, воспитание, этика, эстетика, наука, мораль, нравственность, право, религия.

Само понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно - экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций, например, античная культура, культура народности майя, культура эпохи феодализма, русская культура, музыкальная культура и так далее, а также особых видов деятельности и жизни человека, например, культура труда, производства, художественная культура, культура дизайна и так далее» В более узком смысле слова чаще всего слово «культура» относят к духовной сфере жизни человека.

Само слово «культура» вошло в обиход со второй половины XVIII века, хотя сходные представления обнаруживаются и на более ранних этапах человеческой истории, например, древние греки, видели понимание культуры в человеческой воспитанности, в позднеримскую эпоху получил распространение иной комплекс значений, близкий к понятию цивилизации, личного совершенствования. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали её соответствие гуманистическому идеалу человека, совершенного духовно и Физически, А в дальнейшем, в XVIII веке, в эпоху Просвещения - её соответствия идеалу просветителей. Французские просветители Вольтер, Тюрго, Кондорсе сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Культурность, цивилизованность народов в противоположность варварству первобытных народов состоит, они считали, в разумности их порядков и политических учреждений, измеряется совокупностью их достижений в области науки и искусства. Руссо, напротив, отрицает цивилизацию и считает более высокой культуру и чистоту нравов у народов, находящихся на патриархальной ступени развития.

В процессе исторического развития культуры возникают различные философские взгляды на развитие культуры; морального - Кант, эстетического - Шиллер, романтически-философского - Гегель. Марксистская философия во взглядах на развитие культуры основывается на положениях исторического материализма об общественно-экономических формациях. Культура, является специфической характеристикой развития общества и выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип высоко развитой культуры, что не означает, однако, разрыва в исторических процессах развитии культуры, уничтожения предшествующих достижений культуры или полного отказа от культурного наследия, в том числе и художественного, а также традиций. Создание форм новой культуры возможно только лишь на базе критического освоения достижений культуры прошедших эпох и преемственности в её развитии. Изучение вопросов мировой культуры, возникновение и развитие её различных форм и направлений это знамение времени для ориентации современного человека в сложном переплетении и многоголосии национальных культур настоящего дня.

Терминология:

Дизайн - художественное конструирование промышленных изделий, проектирование современного интерьера, промышленная эстетика.

Цивилизация - определённая ступень развития материальной и духовной культуры.

Гуманизм - мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, утверждение блага человечества.

 

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Древняя история развивалась не только во времени, она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народа становились носителями человеческого прогресса, другие подхватывали эту эстафету человеческого развития, но иногда очаги старых, хотя и великих культур к цивилизаций уходили в небытие или погружались в сумерки. В древности люди знали только то, что совершалось на небольших географических участках, что совершалось на западе или востоке, то есть на расстоянии, им было неизвестно. Видимо, среда древних цивилизаций, были и такие, которые рождались и гибли замкнуто, ничего не передавая будущему, и только старые камни в степях и пустынях, уцелевшие руины и иногда сохранившиеся на них загадочные письмена, свидетельствуют о их былом существовании. Когда, где и почему начинались и развивались эти цивилизации сейчас точно установить невозможно. Лишь в середине XIX века началась серия археологических открытий, и чуть ли не во всех концах земли были обнаружены и открыты очаги материальной культуры незапамятных времён: стоянки первобытного пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты - копья, палицы, дротики, рубила, топоры, иглы, скребки.

Во многих стоянках обнаружены предметы, родственные художественным произведениям: загадочные знаки, силуэты зверей, человеческие фигурки из камня и кости, резьба на камнях и скалах, большие скульптуры животных. В потайных скалистых пещерах случалось обнаруживать целые музеи первобытной живописи и скульптуры: во Франции - Монтеспан, в Испании - Альтемира, в Африке - пещеры Тассили, в Алжире, Италии, на Дону, в Сибири. Это или изображения животных, или изображений человека, а в более позднее время, при неолите (новый каменный век) целые бытовые сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражений, плясок и других обрядов. По данным современной науки, человек верхнего палеолита (раннекамекный век) по своей физической конструкции был близок современному человеку, владел членораздельной речью, умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева, рога, предназначенные для выживания человеческого рода, так как племенные коллективы жили в основном охотой на крупного зверя.

В первобытном обществе все виды духовной деятельности выражались лишь через искусство, его примитивные традиционные формы. Вначале появляются скульптурные, графические, живописные, геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих, в природе. Изобразительным материалом служили уголь, сажа, минеральные и земляные краски.

Труд создал человека. Труд дал ему неоспоримое превосходство над другими существами на земле, что на протяжении многих тысячелетий гарантировало сохранение человеческого рода в его борьбе за существование. Человек формировал свой духовный мир через наблюдение и познание окружающей его природы, мира зверей, который он знал, постоянно сталкиваясь с ним.

Появляется пиктографический рисуночный тип письма, состоящий из отдельных конкретных знаков, тесно связанных с первобытным изобразительным искусством, и до сих пор у американских индейцев пиктограмма играет роль письменности, Открыв изображение, человек «остановил мгновение» и приобрёл известную власть над временем. Существует много гипотез и взглядов на возникновение различных форм искусства, но ответить на этот вопрос определённо, по-видимому, нельзя, ибо трудно предположить, что, например, послужило толчком к началу изобразительной деятельности, каким образом первобытный человек осознал возможность пластического воспроизведения реально существующих предметов, животных и человека? По-видимому, это плоды длительной эволюции от простых примитивных форм к более сложным, то есть от схематического изображения отдельных предметов и животных к передаче антропологического сходства, композициям, изображению объёмности. Например, танцы, игры, примитивные театрализованные представления, особенно с переодеванием в шкуры зверей, явно связаны с основным видом присваивающей деятельности - охотой и связь между развитием пещерного искусства и охотой прослеживается в большинстве петроглифов.

Трудовая деятельность развила интеллект человека, подвижность руки и сделала её способной к художественному творчеству путём развития мускулов, связок, костей, приспосабливая её к всё более сложным операциям до той степени совершенства к силы волшебства, без которой невозможны картины Рафаэля, скульптуры Микеланджело, игра Паганини.

В эпоху мезолита (среднекаменный век) в жизни человеческого общества происходят значительные перемены: люда группируются в небольшие коллективы и обладают большой подвижностью в освоении близлежащих территорий. Изобретается лук и стрелы, появляются деревянные предметы, утварь, плетёные из лыка и камыша корзины, сумки, ткани, рыболовные сети, первые средства передвижения - плот, лодка. Расширяется диапазон наблюдений в окружающем мире, обогащаются умения, опыт, возрастают потребности человека. В произведениях искусства появляется передача экспрессии, разнохарактерных движений, многофигурные сцены, желание добиться не только внешнего сходства, но и внутреннего смысла происходящего. Это уже дальнейший шаг вперёд в первобытном искусстве по пути освоения и раскрытия явлений действительности.

 

В эпоху неолита от охоты и собирательства, что не всегда обеспечивало стабильное существование человека, он переходит к скотоводству и земледелию, где природные условия способствовали этому, путём приручения диких животных и отбор полезных злаков и плодов. От присваивающих форм производства, человек переходит к воспроизводящим. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий труда, разнообразие их форм. Появление и развитие гончарного производства, строительного дела говорят об оседлом образе жизни, домашнем очаге и варёной пище. Человек начинает думать о явлениях природы, закономерностях в ней, о существовании сверхъестественных сил. В оформлении бытовых предметов появляется орнамент, знаки-символы, элементы анимизма. Здесь выделяется трипольская культура (Правобережная Украина), культура племён лесных районов Европы и Азии, а в наскальных росписях пустыни Сахары появляются элементы анатомически правильного изображения человеческого тела, стремление передать определённую позу, жест, объём.

Терминология:

Антропология - биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его расе.

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры методом раскопок.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Петроглиф - насечка, резьба рисунков на камнях, скалах и т.д.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, обычно геометрических фигур.

Анимизм - система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений - души, воодушевление природы.

Экспрессия - выразительность (сила чувств, переживаний).

Эволюция - процесс изменения, развития в природе и обществе от простых форм к более сложным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...