Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Древней Греции




Античный мир - понятие сложное. Этот термин был введён гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры. В исторической науке развитие античного мира рассматривается как история формирования, расцвета, а затем разложения и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря.

История античной культуры делится на несколько периодов: древнейший, гомеровский, архаический, классический, эллинистический, этрусская культура. Источники античной истории сравнительно скудны и делятся на вещественные и письменные. Для более ранних периодов античной истории памятники материальной культуры являются главными и единственными источниками информации. Для более поздних этапов истории важную роль играют письменные находки: документы, письма, мемуары, речи, а также историческая, художественная, научная и философская литература.

Источники изучения греческого искусства и архитектуры весьма разнообразны: развалины городов, храмов, скульптура, фрески и расписные вазы, изделия художественных ремёсел.

Греки в своих мифах и сказаниях хранили воспоминания о древнейших периодах своей культуры. Особенно яркого развития она достигла в III-II тысячелетии до н.э. на Крите, Трое, островах Средиземного моря, материковой Греции, Микенах, Тиринфе. Цивилизацию эпохи бронзы на Крите называют минойской по имени царя Миноса. Земледелие и скотоводство были ведущими отраслями хозяйства Крита. На рубеже III-II тысячелетия до н.э. возникают первые государственные образования в Кноссе, Фесте, Маллии. Эта эпоха называлась «дворцовой цивилизацией» (по количеству дворцов). Особенно богатым был, раскопанный Эвансом, дворец в Кноссе. Апогей минойской цивилизации приходится на XIV-XV век до новой эры, когда происходит объединение Крита под властью кносских владык и устанавливается господство на Эгейском море. Катастрофа-извержение вулкана на острове Тир, нанесла смертельный удар минойской цивилизации. Племена ахейцев, вторгшихся с Балкан, превратили Крит в провинцию ахейской Греции. Производимые раскопки лишь в XX веке дали науке огромный материал о культуре этого периода. Это архитектурные сооружения, росписи зданий, обработка металлов, производство керамики, посуды, камнерезное дело, строительная техника. Здесь формируются крупные экономические центры и города. Появляются новые эстетические взгляды на создание образа человека в скульптуре, выражающего определённое действие. Используется разнообразный красочный орнамент в оформлении прикладных изделий, дворцовой архитектуры (кносский дворец-лабиринт). Появляется реалистическая тенденция в изображении живого мира. Особенно яркое культурное развитие, судя по раскопкам Шлимана, получили Микены и Тиринф.

Период греческой истории с XI по IX век до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения этого периода служат поэмы «Илиада» и «Одиссея». Преемственность в развитии культуры проявилась и в именах богов. Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевлённости природы. Каждое природное явление: река, гора, роща, водоём имели своё божество, такие герои, как Геракл, тоже приобщались к миру богов. Основные греческие боги: это Зевс - властитель грома и молнии, Гея - земли, Плутон - владыка подземного мира, Гефест - бог кузнечного ремесла и вулканического огня, Арес - бог войны, Аполлон с музами - бог искусств, Артемида - охоты, Дионис (Вакх) - животворных сил природы и виноделия, Афина - мудрости и т.д.

Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому, так как под влиянием развития производительных сил зарождалась и частная собственность. Политической формой переходного строя была военная демократия, перерождавшаяся во власть родовой аристократии с возникновением государства.

Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, так как орнаменты на вазах представляют собой равномерно выполненные комбинации из геометрических фигур, но реалистическое изображение человека и животных остаётся традиционным.

Период в истории Древней Греции с VIII по VI в. до н.э. называется архаическим. Период больших сдвигов в экономике, изменений в социальном строе и культурной жизни. Архаическая Греция - это ещё деревенский мир с примитивной социальной структурой и преобладанием крестьянского труда. Но в этот период зарождаются будущие высокие достижения греческой культуры. Развитие производительных сил приводит к значительным переменам в сельскохозяйственном производстве, несмотря на

недостаток плодородной земли. Процветают ремёсла, горнорудное дело,

кораблестроение и мореходство, развивается торговля, появляются деньги

и рынки рабов. В политическом отношении рабовладельческая Греция

делилась на сотни городов-государств (полисов), для которых

общегреческие святилища становятся центром экономических и культурных

связей. Особое значение приобретает храм Зевса в Олимпии. Олимпия это не город, а священный округ с многочисленными храмами, ипподромами, гимнасиями, где с 776 года до новой эры устраивались Олимпийские игры, куда на состязания собирались атлеты из самых отдалённых уголков и прекращались военные действия. Женщины на Олимпийские игры не допускались.

В VIII-VI веке расширяется производство, углубляются связи с восточными племенами и Причерноморьем. Классовая борьба порождает новые взгляды на мир и человека. Зарождается «наука всех наук» философия, основоположниками которой были Фалес и Пифагор, а также творчество лирических поэтов Архилоха и Алкея, воинствующая поэзия Тертея, элегическая Сапфо (Сафо), жизнерадостная Анакреонта.

Зарождается греческий театр и драматургия, изобретается способ отливки статуй из металла, развивается математика, астрономия, строительное дело. Становление греческой архитектуры связано со строительством храмов и системой греческих ордеров - строя колонн, где формируются два основных ордера: дорический с простотой и мужественностью форм и ионический с лёгкостью, стройностью и декоративностью в храмовой и гражданской архитектуре. Строительство велось на укреплённых возвышенных местах или центральной площади - агоре. Это храм Аполлона в Дельфах, храм Геры в Пестуме, Артемиды в Эфесе.

Творческие усилия художников-скульпторов были направлены на овладение правильным построением фигуры человека, его анатомии, передачи движений, особенно юноши-атлета, сильного и тренированного с идеальными анатомическими пропорциями, или задрапированной женской фигуры с передачей сильных выразительных движений как в статуе Геры с Самоса, или летящей Нике. Большое развитие получает искусство вазовой росписи, где изображались многофигурные композиции из жизни богов, героев троянской войны, олимпийских состязаний.

Совершенствуется греческая военная организация и морской флот. Воспитание носит спартанский характер, напоминающий военный лагерь, направленный на подготовку идеального воина и гражданина.

Великим достижением архаической эпохи было создание алфавитного письма. Из финикийской слоговой системы греки создали простой способ передачи информации, доступной каждому от аристократа до простонародья.

Классический период в истории Греции охватывает VI-V век до н.э. В 509 году до н.э. была проведена реформа избирательного права - все граждане, независимо от социального положения, обладали равными политическими правами по выборам в народное собрание. Большое значение приобретает полис, обладавший верховным правом собственности на землю. Совершенствуя государственный строй в лице рабовладельческой демократии с конституцией и народным собранием, что создавало благоприятную обстановку для развития античной культуры, греки создали выдающиеся произведения мирового значения. Это наивысший период расцвета Афин, связанный с именем выдающегося деятеля афинской демократии - Перикла.

Появляется регулярная планировка городов, но основным типом общественного здания остаётся храм при наличии дорийского и ионического ордера. Особое место в истории греческой архитектуры занимает Акрополь, построенный на высоте около 150 метров над уровнем моря и заново воссозданный после войны с Персией. Открывается Акрополь Пропилеями (вход), центром Акрополя являемся Парфенон - главный храм Афины Парфенос, здесь же находится храм Ники Аптерос (бескрылой богини Победы) и Эрехтейон с женскими кариатидами, а на склоне Акрополя располагался театр Диониса. Акрополь - величайшее творение мирового искусства, символизировавшего в общем ансамбле и скульптурных сюжетах борьбу света, добра и цивилизации с силами тьмы, мрака и дикости (архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий). В этот период получает развитие греческая классическая скульптура в творчестве Мирона - «Афина и Марсий», «Дискобол», Поликтета - «Дорифор-копьеносец», Фидия - «Афина Парфенос», «Зефс» в Олимпийском храме, Пэония - богиня победы Нике, Алкамена - «Афродита». Греческое искусство первой половины V века формировалось под влиянием великих греческих живописцев Полигнота и Апполодара. Обращённые к теме человека, сохранились античные описания победных картин Лолигнота с многофигурными композициями, оказавшими большое влияние на развитие греческого искусства.

Несколько ранее и а этот период получает развитие и расцвет древнегреческая литература а одах Пиндара, прославляющего победителей олимпийских игр, Плутарха, Лукиана, Плиния Старшего, а также драматическое искусство и драматургия в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиях Аристофана. Строятся театры под открытым небом, например, Диоса в Афинах, театр в Эпидавре, включающих три составные части «скену», «орхестру» и «театрон».

Получает развитие историческая наука в творчестве Геродота и фукидида, рассказывающих о войнах с Персией, Пелопонесской войне и народах, населяющих бассейн Средиземноморья, а также натурфилософия Гераклита и Анаксогора, математическое понимание мира у Левкиппа и Демокрита, практический софизм у Протагора и Горгия, идеалистическая философия Сократа (по записям Ксенофонта) и Платона. В медицинской науке деятельность Гиппократа, математике Пифагора, в философии, ботанике, физике, искусствоведении, математике Аристотеля, ораторском искусстве Исократа и Демосфена.

Картина греческой культуры была бы неполной, если бы не сказать о греческих праздниках. Они включали состязания, танцы, маскарады, театральные представления, кулачные бои. Их было около 60. К их числу относятся и олимпийские игры один раз в четыре года.

История Греции с IV века до н.э. связана с эллинистическим периодом развития культуры. Он характеризуется потерей политической самостоятельности, непрерывными междоусобными войнами между Афинами, Спартой и Македонией, которые разорили страну. Обострение классовой борьбы также негативно отражалось на развитии греческой культуры. С походами Александра Македонского завершается история классической Греции и начинается эпоха эллинизма.

 

В архитектуре этого периода применяются новые круглые формы, уделяется внимание строительству храмовых и зрелищных сооружений, типа мавзолея в Галикарнасе, алтаря Зевса в Пергаме с фризом длиной в 120 метров, где изображена битва богов и гигантов за обладание миром. В изобразительном искусстве, кроме грандиозных сооружений типа Колоса Родосского, изображающего бога солнца Гелиоса, выдвигаются имена новых скульптурных школ в лице Кефисодота, Тимофея, Скопаса, Лисипта, Праксителя, Скопасу принадлежат трёхфигурная группа Эрос, Патос, Гимерос, танцующие менады; Праксителю - Эрот, отдыхающий сатир, Аполлон Сауроктон, Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом; Лисиппу, который является мастером круглой скульптуры, принадлежат скульптуры - отдыхающий Геракл, портреты Сократа, Александра Македонского, а также работы неизвестных авторов - Фарнезский бык, умирающий галл, Бельведерекий торс, портреты Димосфена и Полиевкта, фаюмские портреты.

В литературе получают развитие жизнеописания выдающихся личностей и народов Средиземноморья, философия стоиков и эпикурейцев, наступает расцвет комедийного творчества Менандра.

В эллинистический период большую роль играли города Александрия, Антиохия и особенно Пергам. В библиотеке Пергама хранилось более 200 тысяч рукописей, велась научная работа. Большой интерес представляло также и содержание Александрийской библиотеки. В связи с покорением греческих городов Римом, в художественных произведениях появляются элементы драматизма, пессимизма и безнадёжности, например, в скульптуре Лаокоон (Агесандр, Полидор, Афинодор), Медея и др.

Стабильным и более устойчивым становится образование в 2-3 степенях, которое совершалось в гимнасиях, где мальчиков с семилетнего возраста учили чтению, письму, счёту, рисованию, гимнастике. С 12 лет они были обязаны посещать палестру с физический подготовкой и грамматической школой, где знакомили с сочинениями поэтов, историков, математикой, астрономией. С 15-17 лет обучали риторике, логике, этике, философии, началам военного дела.

Больших успехов достигла эллинистическая наука: математика Звклида, астрономия, где существовало предположение о вращении планет вокруг Солнца, а также широко были представлены медицинские знания по изучению анатомии человека. Греческая наука определялась деятельностью профессиональных учёных в математике Евдокса и его учеников, открывших общую теорию пропорций. Был составлен каталог звёздного неба и открыта первая обсерватория.

Многочисленные образы античной мифологии получили разнообразные толкования в художественных произведениях искусства XVII-XIX веков.

Терминология:

Мемуары - литературные воспоминания в форме записок о прошлых событиях, участником которых был автор.

Гимнасий - учебно-воспитательное учреждение для афинских юношей, которые наряду с гимнастикой изучали политику, философию, литературу.

Акрополь - укреплённая часть античного греческого города.

Ипподром - место для конских бегов и скачек.

Натурфилософия - философия природы, учение, особенностью которого является умозрительное истолкование жизни природы.

Стоицизм - философия Зенона, направление в философии античного общества, колебавшееся между материализмом и идеализмом.

Эпикуреец - последователь философии Эпикура, ставящий выше всего личное удовольствие и чувственные наслаждения. Менада - в Древней Греции исступлённая жрица Вакха, вакханка.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...