Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и искусство древнего Египта




История культуры Древнего Египта, охватывающая несколько тысячелетий, делится на несколько периодов. Одной из характерных черт развития культуры Египта, является её относительная замкнутость без особых внешних влияний. Большое развитие получило поливное земледелие в плодородной долине Нила, а также скотоводство, как крупное, так и мелкое. Обилие различных пород камня давало возможность применять его в строительстве, заменяя дерево, которое привозилось из соседних государств. Древнее население Египта образовало сотни поселений в плодородной долине Нила, которое на основе развития скотоводства, ремёсел, поливного земледелия, садоводства, огородничества, виноградарства, пчеловодства быстро превращались в крупные города. Жители долины Нила с глубокой древности верили в загробное существование, которое было связано с магическими верованиями первобытно-общинного строя. Поэтому в изобразительном искусстве ранних периодов развития культуры появляются образы человека, исполненные из глины, слоновой кости, камня. На настенных росписях и сосудах также присутствуют фигуры людей, сцены охоты, погребальные процессии. Появляется иероглифическое рисуночное письмо, восходящее к пиктограмме, возникает система счёта, В период раннего царства оформляется первоначально-примитивное рабовладельческое общество «патриархальное рабство», при котором рабы считались членами патриархальных семей. В этот период совершенствуется бытовая и храмовая архитектура. В скульптурных работах расширяются темы изображаемого, разнообразнее используются различные материалы от камня до фаянса, меди, золота. В рельефах и рисунках появляются композиции сражений, жертвенных приношений, шествий и так далее.

Во главе объединённого Египта стояли фараоны, обладавшие неограниченной властью, основанной на больших земельных владениях и эксплуатации огромной человеческой массы. Заупокойный культ в Древнем Египте получает развитие к в более поздние периода его истории и связан с культом обожествления царя. Желание фараонов утвердить свою деспотическую власть не только при жизни, но и после смерти заставляло их создавать усыпальницы-пирамиды (мастаба), отличавшиеся от всех остальных построек. Вообще ведущим искусством в Египте всегда была архитектура и в подавляющем большинстве культового назначения. Сохранилась многоступечатая пирамида фараона Даосера в Саккаре 2800 лет до н.э. (архитектор Имхотеп) пирамида фараона, Снофру и другие, вокруг которых размещались бытовые постройки, молельни, храмы, коридоры и так далее.

В этом отношении неповторимость и своеобразие египетской культуры настолько велико, что возникали многочисленные теории неземного происхождения египетской цивилизации. В знаменитых пирамидах в Гизе идея

величия и мощи фараонов, всеобъемлющая и всеподавлящая, нашла наиболее полное выражение и явилась логическим звеном в этой цепи культовых построек. Это пирамиды Хуфу, Хафра, Менкаура (по гречески Xеопса, Хефрена, Микерина), архитектурные формы которых представляют необычайный интерес. Самая большая пирамида фараона Хеопса, строилась в течение 20 лет из огромных, тщательно пригнанных друг к другу каменных блоков, число которых доходит до 2,5 миллионов (размеры пирамиды высота 146,6 м.основание 233 м.)

Скульптура также складывается на основе заупокойного культа, связанного с двойником Ка, рождающимся вместе с человеком. Скульптура создавалась со строгим требованием портретного сходства, спокойствием и равновесием поз, величавой торжественностью образов. Статуи устанавливались в нишах, погребальных помещениях, или просто высекались в скале под открытым небом со строжайшей симметрией к равновесием правой и лавой половины тела, где обобщенно подчёркивалась физическая мощь, монументально величавые тела. Это скульптуры фараонов Джосера, Хефрена, Микерина, статуи царевича Рахотепа и супруги Нофрет, портрет царицы Нефертити, сельского старосты Каапера, писца Каи, каменного Сфинкса у пирамид в Гизе, погребальных масок и так далее.

Для оформления царских заупокойных храмов и гробниц создавалось огромное количество росписей и рельефов с применением минеральных красок и одинаковыми сюжетами: владельцы гробниц за пиршественными столами, на, охоте, сцены сельскохозяйственных работ в поместьях и так далее, с иероглифическими надписями, раскрывающими смысл изображаемого.

Ведя захватнические войны, фараоны расширили свои владения за счёт соседних земель - Нубик, Сирии, Палестины. Строили каналы для улучшения земледелия и судоходства. Особый подаём в развитии египетской культуры произошёл в Среднем царстве. Это наиболее высокий классический период в развитии египетской медицины, астрономии, математики, техники. Здесь могли высчитать площадь круга, объём усечённой пирамиды, создали солнечный календарь, деление суток на 24 часа, изобрели водяные часы, была усовершенсвована соха, в металлургии ножные мехи, вертикальный ткацкий станок и другие изобретения.

В этот период появляются первые классические произведения египетской литературы -«Меуфисский богословский трактат», «Книга мёртвых», «Спор человека и Ба», «Поучение Аменемхета I», «Разговор разочарованного со своей душой», «Повесть о красноречивом крестьянине,» «Правда и кривда», «Миф об истреблении людей», «Тяжба живота с головой «и другие. В содержании эти произведения представляли довольно пёструю картину: здесь типично культовые произведения, а также о

неверие в незыблемость общественного устройства, в загробную жизнь, а в «Песне арфиста» проставляются радости жизни. Вообще письменность, как и искусство, в древнем Египте была частью религии, делом жрецов, а писцы считались служителями бога Тота, которому приносились молитвы и жертвы. Влияние религии и жречества в Египте было очень сильно, оно характеризуется политеизмом-многобожием. Основными богами были Осирис, Исида (Озирис, Изида), Амон, Нейт, но на протяжении развития историк Египта менялись и верования, и представляли собой сложную запутанную схему многобожия. Фараон Эхнатон пытался провести религиозную реформу в целях ослабления знати и всемогущего жречества. В центре этой реформы становится бог солнца Атон - источник всего живого на земле. Но эта реформа вызвала огромное недовольство жрецов, а имя фараона Эхнатона было предано проклятию. Боги для древних египтян были не только творцами городов, правителей, порядка и закона, они считались создателями искусства, письменности, счёта, науки и магии.

В строительной практике Нового царства выработался новый тип заупокойного храма, который вырубался в скалах. Появляются обелиски, символизирующее почитание солнца и обожествление царя. Искусство скульптуры становится разнообразным в стилистическом отношении. Статуи фараонов устанавливаются не только в храмах, но и под открытым небом, они посвящаются богам, но и в тоже время прославляют живых владык Египта. Были исполнены в традиционно статичных позах, анатомически достоверно и дышат спокойной мощью.

К культовым постройкам этого периода относится заупокойный храм царицы Хатшепсут и храм-лабиринт Аменемхета III - пантеон всех богов Египта, занимавший территорию в 72 тыс. га.

Растут египетские города Мемфис, Фивы, огромную роль продолжает играть жречество, развивается торговля с соседними государствами. У правящей верхушки общества-знати появляется стремление к роскоши, пышности в одежде, богатой обстановке жилищ. Создаются элементы паркового искусства. Строятся колоссальные храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре в честь бога Амона - гипостальные храмы из огромного количества колонн, которые уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, чтобы в сложном лабиринте каменного леса человек чувствовал себя песчинкой перед величием божественного и земного царей.

Большое значение приобретают прикладные искусства и художественное ремесло. Hа позолоченной мебели, рукоятках опахал, посохов, на вазах и кувшинах бесконечно варьируются переплетение цветущих лотосов и папирусов, резвящихся антилоп. Изделия прикладных искусств становятся более утончёнными и декоративными - кровати, кресла, сун

дуки, ларцы, кубки, ритоны, светильники, жезлы, опахала, сандалии, ожерелья, перстни из гробницы фараона Тутанхамона свидетельствует об изысканном ощущение своебразной красоты каждого материала: дерева, кости, металла, смальты.

Во второй половине Нового царства были построены два храма фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле, вырубленные в скалистом берегу Нила, прославляющие могучего фараона в 24-х метровых гигантских статуях и колоссальной архитектуре. Темы рельефов и росписей в гробнице и храмах сопровождались священными текстами и иллюстрациями.

В конце последнего тысячелетия борьба за власть, войны, а затем покорение Египта Персией ослабляют его могущество, ведут к упадку экономику и культуру. После завоевания Египта Александром Македонским и установления власти Птолемеев, в страну проникает влияние эллинистической культуры.

Терминология:

Иероглифы - священные письмена, фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова.

Мастаба - современное название гробниц древнеегипетской знати.

Магия - чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой воздействовать на природу, людей, богов, животных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...